Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хождение в народ 1874 цели резуьтаты значениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Хождение в народ
Движение среди русской студенческой молодежи в.7.0-е гг. XIX в. В те годы в молодежной среде значительно вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение, запретило студенческие кассы взаимопомощи. В ответ на это в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие были исключены и оказались как бы выброшенными из жизни — они не могли ни устроиться на государственную службу (по причине «неблагонадежности»), ни учиться в других университетах. В это время А. И. Герцен писал в своем журнале «Колокол»: «Но. куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.: В народ! К народу!— вот ваше место, изгнанники науки...» Изгнанные из университетов становились сельскими учителями, фельдшерами и т. д. В последующие годы число «изгнанников науки» росло, и «хождение в народ» стало массовым явлением. Обычно под «хождением в народ» понимают его этап, начавшийся в 1874 г., когда в народ пошла революционно настроенная молодежь уже с вполне конкретной целью — «перевоспитать крестьянина», «революционизировать крестьянское сознание», поднять крестьянина на восстание и т. д. Идейными руководителями такого «хождения» были народник Н. В. Чайковский (чайковцы), революцконер-теоретнк П. Л. Лавров, революционер-анархист М. А. Бакунин, который писал: «Ступайте в народ, там ваше поприще, ваша жизнь, ваша наука. Научитесь у народа, как служить ему и как лучше вести его дело». В современном языке употребляется иронически. Хождение в народ", массовое движение демократической молодежи в деревню в России в 1870-х гг. Впервые лозунг "В народ!" выдвинул А. И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 (см. "Колокол", л. 110). В 1860-х — начале 1870-х гг. попытки сближения с народом и революционной пропаганды в его среде предпринимали члены "Земли и воли",ишутинского кружка, "Рублевого общества", долгушинцы. Ведущую роль в идейной подготовке движения сыграли "Исторические письма" П. Л. Лаврова (1870), призывавшие интеллигенцию к "уплате долга народу", и "Положение рабочего класса в России" В. В. Берви (Н. Флеровского). Подготовка к массовому "Х. в н." началась осенью 1873: усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала чайковцам, налаживалось издание пропагандистской литературы (типографии чайковцев в Швейцарии, И. Н. Мышкина в Москве), заготовлялась крестьянская одежда, в специально устроенных мастерских молодежь овладевала ремеслами. Начавшееся весной 1874 массовое "Х. в н." представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации. Среди участников были как сторонники П. Л. Лаврова, выступавшие за постепенную подготовку крестьянской революции путем социалистической пропаганды, так и сторонники М. А. Бакунина, стремившиеся к немедленному бунту. В движении участвовала и демократическая интеллигенция, пытавшаяся сблизиться с народом и служить ему своими знаниями. Практическая деятельность "в народе" стерла различия между направлениями, фактически все участники вели "летучую пропаганду" социализма, кочуя по деревням. Единственная попытка поднять крестьянское восстание — "Чигиринский заговор" (1877). Начавшееся в центральных губерниях России (Московской, Тверской, Калужской, Тульской) движение вскоре распространилось на Поволжье (Ярославская, Самарская, Нижегородская, Саратовская и др. губернии) и Украину (Киевская, Харьковская, Херсонская, Черниговская губернии). По официальным данным, пропагандой были охвачены 37 губерний Европейской России. Главными центрами были: имение Потапово Ярославской губернии (А. И. Иванчин-Писарев, Н. А. Морозов), Пенза (Д. М. Рогачев), Саратов (П. И. Войнаральский), Одесса (Ф. В. Волховский, братья Жебуневы), "Киевская коммуна" (В. К. Дебогорий-Мокриевич, Е. К. Брешко-Брешковская) и др. В "Х. в н." активно участвовали О. В. Аптекман, М. Д. Муравский, Д. А. Клеменц, С. Ф. Ковалик, М. Ф. Фроленко, С. М. Кравчинский и многие др. К концу 1874 большинство пропагандистов было арестовано, но движение продолжалось и в 1875. Во 2-й половине 1870-х гг. "Х. в н." приняло форму "поселений", организованных "Землей и волей", на смену "летучей" пришла "оседлая пропаганда" (устройство поселений "в народе"). С 1873 по март 1879 к дознанию по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 чел., главные участники движения осуждены по "процессу 193-х". "Х. в н." потерпело поражение прежде всего потому, что оно опиралось на утопическую идею народничества о возможности победы крестьянской революции в России. "Х. в н." не имело руководящего центра, большинство пропагандистов не обладало навыками конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение. "Х. в н." явилось переломным событием в истории революционного народничества. Его опыт подготовил отход от бакунизма, ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.011 с.) |