Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из книги: индербиев М. Т. Очерки истории здравоохранения чечено-ингушетии. Грозный, 1972.
В первые годы после революции, - рассказывает Абдул-Гамид Тангиев, исполнявший тогда обязанности заведующего областным здравотделом Ингушетии, - нам часто приходилось вмешиваться в "деятельность" некоторых доморощенных врачей с их примитивными, допотопными приемами и методами лечения. Предубежденные и заранее настроенные против порочной практики знахарей, мы бывали приятно удивлены, когда встречали искусных врачей, которые не раз доказывали на практике свое умение в лечении больных и раненых. Однажды поступили сигналы, что в Ангуште местным хирургом произведена сложная операция - трепанация черепа. Сигналы подтвердились. Оперированный поправлялся. На наш совет оставить медицинскую практику, так как у нас есть профессиональные и образованные врачи и государственные медицинские учреждения, плотный, здоровый, высокого роста старик не стал возражать. Он только заметил, что больной обратился к нему с заключением врачей о безнадежности его состояния". Тангиев заинтересовался, не больно ли было оперированному. Старик-хирург ответил, что он обезболивает. О том, что горские хирурги знают способ обезболивания, мы слышали и от других товарищей, хотя и не удалось узнать, какой именно" (Из рукописи Чахки Ахмада Башира). (с. 31-32).
Майрбек Халидович Ошаев В 60-е годы я работал в республиканском краеведческом музее г. Грозного в должности инспектора по памятникам истории и культуры. В то время это учреждение возглавляла Жанетта Ярычевна Зязикова - жена бывшего секретаря обкома ВКП(б) Ингушской Автономной области (кажется это было в 30-х годах). Зязикова тогда (после восстановления в 1956 г. Чечено-Ингушской АССР) заложила прочную основу развития музея в национальном направлении. Нередким гостем музея являлся Абдул-Гамид Тангиев - инженер-строитель. 0н отличался неуемной энергией постичь все и вся. Постоянно он делился с нами своими планами по самым различным вопросам. Но особенно его интересовало то, что касалось памятников средневековой архитектуры Ингушетии. Это были вопросы, связанные с реставрацией, охраной, пропагандой и серьезных исследований памятников. По-моему, главным образом по его инициативе, было принято решение музеем установлений памятных мемориальных досок на выдающихся памятниках архитектуры.
Когда в 1966 г. было запланировано Горным археологическим отрядом Института Археологии АН СССР г. Москвы под руководством канд. истор. наук В. Марковина проведение рекогносцировочных обследований памятников архитектуры Ингушетии - Джейраховского и Ассиновского ущелий, было решено также установить мемориальные доски на средневековом языческом святилище под названием Мят-Села, находящегося на Столовой горе, на высоте 3000 м. над уровнем моря, и христианском храме XII в. Тхоба-Ерды в Ассиновском ущелье. В состав археологической экспедиции был включен и Абдул-Гамид. И это, как оказалось, было весьма кстати. Когда мы прибыли в с. Бейни (Джейраховское ущелье), лежащего у подножья Столовой горы, Абдул-Гамид организовал нам там лошадей и проводника, знающего дорогу наверх. Переночевав в этом селе, мы на следующий день рано утром погрузили на одну из лошадей наш груз, мемориальную доску, цемент и инструмент и отправились в путь. Абдул-Гамида, как старшего среди нас по возрасту, посадили верхом на другую лошадь. Дорога оказалось очень трудной и утомительной: она все время петляла по довольно крутому склону. Сейчас уже я не помню, сколько мы тогда времени поднимались наверх. Но одно я сейчас отлично помню, что спускаться оказалось гораздо труднее, чем подниматься. В отличие от Абдул-Гамида, мы в дороге пользовались по переменно одним особым способом подъема - подниматься, держась за хвост лошади. Когда мы взобрались наверх, перед нами открылась чрезвычайно красивая горная панорама: там внизу по ущелью вилась тонкой нитью река Джейрах, а по краям ее, то там то здесь, виднелись башенные селения Джейрах, Бейни, Фалхан и др. Отдохнув и закусив немного, мы принялись за установление мемориальной доски на святилище Мят-Села. Тут же рядом с названным сооружением, лежало в руинах другое святилище - Мятер-Дяла. Выбрав наиболее подходящее место на фасаде святилища, приступили к установлению доски. Следует сказать, что если бы с нами не было Абдул-Гамида, мы не установили бы ее. Ни Марковин, ни другой кто либо не с мог бы установить.
Вскоре после довольно долгой работы (необходимо сказать, что святилище было сделано из каменных блоков) доска была установлена на место. Насколько мне помнится, на ней было начертано следующее: "Языческое святилище Мят-Села, охраняется законом". Переночевав в селе Бейни, мы утром следующего дня отправились в село Эрзи, где Марковиным было произведено обследование, как самого башенного комплекса, так и надземных склепов-могильников, содержавших в себе большое количество останков людей - жителей башенного городка. Преодолев горный перевал, ведущий из Джейраховского в Ассиновское ущелье, мы вскоре прибыли в огромный башенный средневековый город Эгикал. Здесь Абдул-Гамид показал нам свой родовой башенный замок. Рассказал нам некоторые легенды, связанные с башнями, которые я к сожалению сегодня не помню. Рассказал еще многое другое, но которое я также ничего сегодня не помню. Затем нами, под руководством Абдул-Гамида, была установлена мемориальная доска на храме Тхоба-Ерды. Она гласила (приблизительно): "Христианский храм Тхоба-Ерды. XII век". Надо сказать, что не долго продержались обе доски на памятниках. Туристы, так называемые "любители старины", разбили их. Еще раз хочется сказать, что у Абдул-Гамида Тангиева был весьма разносторонний интерес и к памятникам архитектуры, и к хвойному лесу, росшему в районе курорте в Джейрахе, и к ореховому лесу, и к быту и жизни ингушей в средневековье и т. д. Абдул-Гамид был прекрасный человек - человек высокой культуры. Дала гешт дойла цун. Он хорошее мнение о себе оставил у многих людей, знавших его. 25.09.1998 г.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.169.36 (0.006 с.) |