Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по написанию контрольной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ Освоение курса логики предполагает знакомство с основными правилами и приемами логически правильного мышления, формирование навыков их применения в практической, профессиональной деятельности, а также в разнообразных жизненных ситуациях. Содержанием самостоятельной работы по курсу является освоение теоретического материала, необходимого для выполнения упражнений и решения задач, выносимых на семинарские занятия и контрольную работу, самостоятельное решение предлагаемых к основному теоретическому материалу заданий и задач. В самостоятельной работе по курсу «Логика» необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций: - Курс логики является практически ориентированным курсом, в нем значительное число часов отводится на решение логических задач. В самостоятельной работе студентам рекомендуется проверять свои знания на практике, находить образцы применения логических правил в повседневной жизни, профессиональной сфере. Особое внимание следует уделять практическому применению таких разделов логики, как определение понятий, правила классификаций и типологий, правила аргументации при ведении споров, дискуссий, правила постановки вопросов и ответов на них. - Освоение теоретических вопросов курса следует проводить совместно с решением практических задач, в которых демонстрируются способы применения логических законов, конкретизируются те или иные правила и требования. Решение задач помогает проверить собственные навыки формального, аналитического мышления, ориентирует на самостоятельную работу по повышению логической культуры. - Изучение курса следует проводить последовательно. В курсе логики практически все темы являются внутренне взаимосвязанными, поэтому не следует переходить к изучению последующих тем, не освоив предыдущие. Особое внимание следует уделить освоению базовых определений и категорий логики, таких как формальные структуры мышления, объем и содержание понятия, характеристика и структура простых суждений, характеристика и различение дедуктивных и индуктивных умозаключений. - Самостоятельную работу рекомендуется проводить, как опираясь на лекции преподавателя, так и (преимущественно) на учебную литературу, что связано с малым количеством аудиторных часов у заочников и невозможностью изложения на них всего содержания курса. Для лучшего освоения курса рекомендуется использование базовых учебников по логике, в которых помимо краткого объяснения тем курса и образцов решения задач приводятся глубокие исследования логических приемов и понятий, даются образцы их применения на практике, в литературе, в мышлении. Рекомендуется также использовать дополнительную литературу.
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ И ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Образцы заданий Вариант 1. 1. Тема «Виды понятий по содержанию и объему» Укажите, к каким классам относится каждое из данных понятий (по объему – общее, единичное или нулевое; по содержанию – конкретное или абстрактное, положительное или отрицательное, четкое или нечеткое) а) Чемпионат мира б) Хозяйка Медной горы
2. Тема «Отношения между понятиями» Определите отношение между понятиями, используя круговые схемы (круги Эйлера) а) Глава государства (А), президент США (Б), президент России (В) б) Река (А), горная река (Б), река на Кавказе (В), река Амазонка (Г)
3. Тема «Виды суждений» Определите вид суждения по качеству и количеству, распределенность терминов в суждении
Дельфины – не рыбы Щуки – не дельфины Щуки – рыбы
Вариант 2. 1. Тема «Формы мышления» Определите, какую форму мышления – понятие, суждение или умозаключение (вывод)– отражают следующие выражения а) Наступила весна, грачи прилетели б) Персональный компьютер в) Все студенты МГУ изучают логику, а Иванов – студент МГУ. Значит, Иванов скорее всего тоже изучает логику. г) Фигура высшего пилотажа д) Флора и фауна Тема «Сложные суждения» Даны 3 простых суждения: 1) Включен рубильник, подающий свет (a), 2) Горит свет (b), 3) В комнате темно (c) Сформулируйте сложное суждение, соответствующее следующим логическим формам
а) b Ù c б) a®(b Ù c) 4. Тема «Индуктивные умозаключения» Можно ли получить следующие данные с помощью полной индукции? Если нет, то какой из видов индукции можно использовать (ответ обоснуйте).
а) Всю неделю стояла жаркая погода б) Все футболисты сборной команды явились на тренировку в) На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости г) Ни один студент нашей группы не является неуспевающим
Дельфины – не рыбы Щуки – не дельфины Щуки – рыбы
Решение Данное умозаключение представляет собой простой категорический силлогизм, т.к. в нем используются 1) 3 категорических суждения - 2 посылки и вывод 2) 3 термина: Щуки – меньший термин (субъект заключения) Рыбы – больший термин (предикат заключения) Дельфины – средний термин (присутствует в обеих посылках, но отсутствует в заключении) Силлогизм построен по первой фигуре: M Дельфины – не рыбы P M P S Щуки – не дельфины M S M S Щуки – рыбы P S P
Для определения правильности силлогизма необходимо проверить, соблюдены ли правила терминов (1-3) и посылок (4-7): 1) в силлогизме должно быть 3 термина 2) средний термин должен быть распределен по меньшей мире в одной из посылок 3) термин не распределенный в посылке не может быть распределен в заключении 4) по крайней мере одна из посылок должна быть утвердительным суждением 5) по крайней мере одна из посылок должна быть общим суждением 6) Если одна из посылок отрицательная, то и заключение отрицательное 7) Если одна из посылок частная, то и заключение частное Очевидно, в данном силлогизме соблюдены все правила терминов: 1) используется 3 термина, 2) средний термин «дельфины» распределен в обеих посылках 3) оба термина распределены в заключении, но они распределены и в посылках. Однако имеется нарушение 4 и 6 правил посылок: обе посылки в силлогизме отрицательные (должна быть хотя бы одна положительная), при наличие отрицательных посылок делается положительный вывод. Таким образом, силлогизм является неверным - из имеющихся посылок невозможно сделать тот вывод, который следует, хотя все имеющиеся в силлогизме суждения являются истинными суждениями, включая сам вывод.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ Освоение курса логики предполагает знакомство с основными правилами и приемами логически правильного мышления, формирование навыков их применения в практической, профессиональной деятельности, а также в разнообразных жизненных ситуациях. Содержанием самостоятельной работы по курсу является освоение теоретического материала, необходимого для выполнения упражнений и решения задач, выносимых на семинарские занятия и контрольную работу, самостоятельное решение предлагаемых к основному теоретическому материалу заданий и задач. В самостоятельной работе по курсу «Логика» необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций: - Курс логики является практически ориентированным курсом, в нем значительное число часов отводится на решение логических задач. В самостоятельной работе студентам рекомендуется проверять свои знания на практике, находить образцы применения логических правил в повседневной жизни, профессиональной сфере. Особое внимание следует уделять практическому применению таких разделов логики, как определение понятий, правила классификаций и типологий, правила аргументации при ведении споров, дискуссий, правила постановки вопросов и ответов на них. - Освоение теоретических вопросов курса следует проводить совместно с решением практических задач, в которых демонстрируются способы применения логических законов, конкретизируются те или иные правила и требования. Решение задач помогает проверить собственные навыки формального, аналитического мышления, ориентирует на самостоятельную работу по повышению логической культуры. - Изучение курса следует проводить последовательно. В курсе логики практически все темы являются внутренне взаимосвязанными, поэтому не следует переходить к изучению последующих тем, не освоив предыдущие. Особое внимание следует уделить освоению базовых определений и категорий логики, таких как формальные структуры мышления, объем и содержание понятия, характеристика и структура простых суждений, характеристика и различение дедуктивных и индуктивных умозаключений. - Самостоятельную работу рекомендуется проводить, как опираясь на лекции преподавателя, так и (преимущественно) на учебную литературу, что связано с малым количеством аудиторных часов у заочников и невозможностью изложения на них всего содержания курса. Для лучшего освоения курса рекомендуется использование базовых учебников по логике, в которых помимо краткого объяснения тем курса и образцов решения задач приводятся глубокие исследования логических приемов и понятий, даются образцы их применения на практике, в литературе, в мышлении. Рекомендуется также использовать дополнительную литературу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа по логике состоит из ряда заданий (задач), призванных на примерах продемонстрировать действие основных логических законов, сформировать основы логического мышления. Задания контрольной работы на примерах раскрывают темы лекционного курса. При подготовке контрольной работы следует придерживаться следующих рекомендаций: 1. Задание для контрольной работы состоит из четырех типов задач по темам курса и выдается каждому студенту индивидуально. Не допускается в качестве контрольной работы выполнять рефераты, в том числе по истории логики, проблемам логической мысли. Образцы решений контрольной работы и образцы заданий приводятся следующем разделе. 2. Контрольная работа засчитывается при условии не менее 50% ее выполнения. Ответы на задания рекомендуется давать в развернутом виде, с объяснением способа решения, выводов и т.д. Развернутый ответ с аргументами, даже при условии ошибочного конечного решения, свидетельствует о добросовестном подходе к выполнению задания и может быть оценен положительно. 3. В качестве литературы при подготовке к контрольной работе допускается использование любых учебников и учебных пособий, в которых освещены темы, по которым даются задания. Рекомендуется в качестве основной литературы использовать работы ведущих российских авторов – создателей учебников по логике (А.Ивин, А.Гетманова, В.Берков, В.Кириллов, А.Старченко, Д.Гусев). 4. Контрольную работу допускается выполнять как в рукописном виде, в тетрадях или на листах формата А4, так и в электронном варианте. В последнем случае необходимо разобраться с применением элементов графики, рисунков, формул, где они требуются, с помощью инструментов Word или любых других редакторов. 5. Контрольная работа сдается методисту или лаборанту кафедры и регистрируется в журнале. При сдаче работы задание к ней прилагается (вкладывается). Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем предварительно, в ходе зачета со стороны преподавателя возможно к ней обращение, объяснение сделанных ошибок и т.д. Студенты, не сдавшие контрольную работу, к зачету не допускаются. 6. При дистанционной форме обучения контрольная работа в отсканированном виде или электронным документом присылается преподавателю на электронную почту: ipsublogika2016@yandex.ru. При этом студент первоначально присылает письмо со своего ящика с обязательным указанием фамилии, инициалов и номера группы. В ответном письме преподаватель направляет вариант контрольной работы, который студент выполняет и присылает в установленные сроки. После проверки преподаватель сообщает в письме о результате: «зачтено» - «не зачтено», либо же, при необходимости, работа возвращается на доработку.
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ И ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Образцы заданий Вариант 1. 1. Тема «Виды понятий по содержанию и объему» Укажите, к каким классам относится каждое из данных понятий (по объему – общее, единичное или нулевое; по содержанию – конкретное или абстрактное, положительное или отрицательное, четкое или нечеткое) а) Чемпионат мира б) Хозяйка Медной горы
2. Тема «Отношения между понятиями» Определите отношение между понятиями, используя круговые схемы (круги Эйлера) а) Глава государства (А), президент США (Б), президент России (В) б) Река (А), горная река (Б), река на Кавказе (В), река Амазонка (Г)
3. Тема «Виды суждений» Определите вид суждения по качеству и количеству, распределенность терминов в суждении
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.009 с.) |