Место искусства в системе видов и форм общественного сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место искусства в системе видов и форм общественного сознания



Тонич система.

Главный признак- одинаковое количество в строках. Без уд-ий интервал свободный.

Характерно для поэзии xx века

вхожу я в темные храмы(2,4,7)

совершаю бедный обряд(3,5.8) (не чередуются). Разновидности тоник.стиха:

1)дольник (безуд-ый интервал. Не превышает =2)

2)тактовик (безудар. интервал до 3)

3)акцентный (безудар больше 3х). 1)м (на последний слог),2)ж(на предпоследний слог),3)дактилическая (на 3й слог с конца)

Анафора- единоначатие строк. Эпифора-конеч строки одинаковые. анжанбеман(перенос слова)

стык- слово в конце 1 строчки повторяется слово в след строчки.

Силлабич. система

Гл принцип: одинаковое кол-во слогов в строках. В русской силабике 12-13 слогов.дополнительный признак: 1)цезура-пауза в середине строки

2)обратное женское окончание

3)парная (смежная рифмовка)

Это система была заимствована из польской литературы, а в польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог. Господствовало до 2 половины 730 годов. Но она не учитывает мелодические св-ва русской речи-подвижность ударения. поэтому силлабическая система очень не долго была в русской поэзии (конец 17-начало 18 веков)в русском языке ритмо-образующую роль играли фиксированное ударение в конце и середине строки.(у ме,не дозрелый—плотне не долгой науки покойся не понуждай и к пиру мои руки(кантемир))

Силлаботонич система

Главный признак: правильность, семметричность, чередования ударных и без ударных слогов.

Основная единица ритма, стопа сочетания первого ударения или 2х безударных слогов.

Метры(виды стоп):ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

Если наблюдается пропуск схемного ударения в ямбе или хорее, то возникает перрихий,

если наблюдается сверх систематическое ударение то вознаке спондей(встречается редко).

Кольцовский дольник-пятистопник «не шуми ты рожь.спелым колосом»

 

 

Стороны и функции искусства.

Назначениеие искусства Чернышевский видел в следу-ем: воспр. жизни- общий характеристический признак иск-ва составляющий сущ-сть его, часть произв-я иск-ва имеют и другое зн-ие объяснение жизни,часто имеют они и зн-ие приговора о явл-ях жизни. Современ эстетика закрепляет эти положения чернышевского, когда рассм. иск-во как синтез след-их видов чел деят-ти: познавательной,оценочной моделирующей (создается худ. модель центр. ст-на иск-ва),знаковый и коммуникативный. Взаимосвязь всех этих видом деят-ти в созд. произв-я иск-ва можно наглядно представлять по схеме кагана.

Все эти виды деят-ти образуют целую систему становясь совершенно необх. сторонами (хар-рами) произв.ис-ва выпадение хотя бы одной из сторон исключает рождение худ-сти,т.е. Эст-ски значимого,целостного отраж. действ-ти.Для того, чтобы ис-во сост-ось,небх-мо нахождение всех 5 ст-н;выпадение какой-то одной ведет к разрушению всей системы.

Ф-ции иск-ва. Лихачев утверждает, что иск-во борется с бесформенностью, вносит в мир упорядоченность, преодолевая хаос в мире помогает чел-ку преодолеть хаос и страх в своей душе. Классификация ф-ций (Каган) просветительная,воспитательная,гедонистическая. Но гл.ф-ия ис-ва-это духовно-ценностное освоение мира(соц-коммуник.-она закл-ся в приобщ-ии инд-да к тому уровню дух-сти,к-рый достигнут в общ-ве).

 

 

Эпос как род литературы.

Эпос - это род литературы, к-ый эст-но осваивает мир как объект данность. Стремится постигнуть жизнь и в ее орг. Связи с объект. Процессами и законами бытия.

Не случайно в эпосе жизнь предстает как судьба — как некая закономерность. Обусловленная всеобщим кодом и устройством действительности, как непосредственное воплощается объект истины, бытия. не случайно также содержанием эпического произведения становится событие, ибо в эпосе художественно постигается именно событие: взаимосвязь всего и вся, и прежде всего жизни цел. Души с окружающим миром, близким и дальним, малым и большим. Основные эпические ценности-воплощение в себе бытие его вечность, непокорность его постоянное движение и обновление природы, родного очага, образ отца и сына, матери и дитя-носители эпического смысла.

А. эпический конфликт всегда связан либо с утратой события, либо с поисками события человека с миром.

Родовое содержание эпоса диктует ту поэтику, к-ая способна осваивать именно эпическое содержание. Для поэтики эпоса характерны:

а) объективность повествования, то есть такие формы субъективной организации, при к-ый объект речи либо внеположен по отношению к художественному миру (выступает сказателем, свидетелем, наблюдателем) либо вообще нейтрализован, безличные формы повествования

б) саморазвитие художественного мира, возникшее в процессе взаимодействия внутренней логикой событий, с внутренней логикой характеров. эффект саморазвития достигается лишь тогда, когда худ-ку удается уловить подлинные действительные связи м/у человеком и миром ряд эпических вопросов:*чем движется жизнь?*В чем ее истина*что есть смерть? Как обрести бессмертие? Как гармонизовать свою жизнь бытием?(Метель П-на)

 

 

Лирика как род лит-ры.

Лирика -это род лит-ры, в к-ом мир осваивается эстетически как «царство субъективности» Бел-ий)Объект лирики-внутр.мир И,жизнь души.Осн.содержание лирики- переживание(мысли,чувства,настроения) объект. Мир входит в лирику как повод для переживания или как внешний «оттиск» переживания. Власть субъективности(переживания)утверждается порой с полимической заостренностью,только в лирике может быть: Если звезды зажигают.,это ком—ниб(д) нужно.осн лирич. ценности-это ценности духовные благородство и сила мысли,культура чувств,богатсво и чуткость эмоций,даже мимолетных душевн.состояний. Можно сказать,что Чел в лирике предстает как душа:

а) осн.носители лирич.переживания

1.лирич.герой «я»

Нетождеств.лир героя и автора. Автор-прототип. А лир герой-тип,образ,несущий в индив. Пережив-и эстетич. Значимое обобщение особые отношения в лирике м/у героем и читателем: чит-ль как потенц.согерой произведения,впивающийся в лир переживание.2герой «ролевой лирик»(Маяк.Рассказ литейщика о вселении в квартиру) носитель лир.пережив.-персонаж выступ. «другим» по отношению к автору.Хар-ся лит.нормы.Входя в «роль»пресонажа,автор как бы помогает ему выразить свое переж-ия.В поэтич мир худ-я реальность (картины,сцены,события) которые в лир.пр-ии явл. Наглядно-зримым воплощ пережив. Его «овнешнением»

следует также осмыслить содержательность др.хар-ых составляющих поэтики лирики:доминир. Стих.формы с присущими центрами сюжетн.напряж-я,связи «мига» и «вечности» в худ.мире лирич произведения.

 

 

Содержание и форма в искусстве. Их соотношение. Понятие активности формы

 

С.и ф.-это философ категории.Нет тока содер-ия вообще, а сеть тока оформляемое с-е,а ф. сущ0ет.С.-остав всех эл-тов объекта,единтсво его св-в,процессов.Ф.-сп-б внешн выр-ия со-ия, а также тип и структура сод-ия.Взаимосвязаны.То,что явл сод-ем в одной системе,становится ф-ой в др системе. В ис-ве так тесно связаны С. и Ф.,п.ч. ис-во выражает эстетич освоение мира,а Ф.-носитель эстетич выражения.Структура сод-ия:*тема(жизн мат-ал,к-ый взят на изобр-ие),*проблема(острый?),*конфликт(столкновение ст-н,идей,сил),*идея(разр-ие конфликта,осмысление проблемы).»ой объект ХО-а-это Ф.ЕЕ рассматривают как 2уровневую систему:*внутр(сюж,персонажи),*внушн(уровень екста-ИВС,синтаксис).Сод-ие первично по отн-ию к Ф.Во-первых,истор-ски.То,что знаем сейчас как ф,зарождалось сод-ем.Как тока менятеся сод-ие меняется и Ф.Во-вторых,в индив-н ТВ.процессе в зависимости от того,что хочет писать пис-ль,то он выбирает опр форму,т.е. тип сод-ия диктует Ф.Форма не тока завсит от сод-ия,но и отн-но активна по отн-ию к нему:*открытие в обл.формы расширяют возможности для выр-ия сод-ия,*концепция произ-ия чаще зарожд-ся от фрагмента ф-мы,*ф. упруга,*Ф. может вносить дополн.смысл,не предусмотренный автором.

 

 

15. Художественное произведение как идейно эстетическое целое. Уровни произведения, соотношения м/у ними. (5 кружочков)

ХП это текст:

худ текст — это целостное, связное речевое произведение. Лит.текст может быть объектом 2х видов анализа:*лингвистический(о чем),*сверхлингвистический (зачем/кому). Целостность ХП обусловлена 3 пунктами

1. ХП целостно, когда выражает законченную идею.

2ХП целостно, когда оно организуется в эстетически законченную выразительную форму

3.Хп целостно, когда в нем создается целостный образ мира.

Сп-бы построения целостности образа мира в ограниченном тексте:*СП-об непосредственного запечатления присущ другим лицам на иконе изображаются все типы ландшафтов,*иллюзия всемирности, постепенно человек с периферией мифа стал перемешаться в его центр,*символический(метафорический)

-рисуется фрагмент мира, но он концентрируется, обогащается в локальном пространств, в данном времени отображаются общечеловеческие законы,*метонимический

подается как часть мира большого,*ассоциативный — образность мира непосредственно запечатляется, есть выражение чувст по хар-ру.

 

Тонич система.

Главный признак- одинаковое количество в строках. Без уд-ий интервал свободный.

Характерно для поэзии xx века

вхожу я в темные храмы(2,4,7)

совершаю бедный обряд(3,5.8) (не чередуются). Разновидности тоник.стиха:

1)дольник (безуд-ый интервал. Не превышает =2)

2)тактовик (безудар. интервал до 3)

3)акцентный (безудар больше 3х). 1)м (на последний слог),2)ж(на предпоследний слог),3)дактилическая (на 3й слог с конца)

Анафора- единоначатие строк. Эпифора-конеч строки одинаковые. анжанбеман(перенос слова)

стык- слово в конце 1 строчки повторяется слово в след строчки.

Силлабич. система

Гл принцип: одинаковое кол-во слогов в строках. В русской силабике 12-13 слогов.дополнительный признак: 1)цезура-пауза в середине строки

2)обратное женское окончание

3)парная (смежная рифмовка)

Это система была заимствована из польской литературы, а в польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог. Господствовало до 2 половины 730 годов. Но она не учитывает мелодические св-ва русской речи-подвижность ударения. поэтому силлабическая система очень не долго была в русской поэзии (конец 17-начало 18 веков)в русском языке ритмо-образующую роль играли фиксированное ударение в конце и середине строки.(у ме,не дозрелый—плотне не долгой науки покойся не понуждай и к пиру мои руки(кантемир))

Силлаботонич система

Главный признак: правильность, семметричность, чередования ударных и без ударных слогов.

Основная единица ритма, стопа сочетания первого ударения или 2х безударных слогов.

Метры(виды стоп):ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест

Если наблюдается пропуск схемного ударения в ямбе или хорее, то возникает перрихий,

если наблюдается сверх систематическое ударение то вознаке спондей(встречается редко).

Кольцовский дольник-пятистопник «не шуми ты рожь.спелым колосом»

 

 

Место искусства в системе видов и форм общественного сознания

Общ-ая псих-ия - часть обыден.созн-ия людей, отражает условия жизни людей в виде чувств, настроя, привычек, Складывается непосредственно в повседневной жизни людей в каком-то определенном классе. Идеология-система взгдядов, идей;вырабатывается спецами(социологами). Каждый вид общ-ого созн-ия осваивает опр срез отн-ий человека и мира: *эконом(отн-ие м/у произв-ом и челом),*полит(отн-ие м/у кл-ми,слоями общ-ва),*правовое(отн-ие м/у гражд-ом и гос-ом),*этич(отн-ие м/у личн-ю и колл-ом),*религиоз(..м/у челом и богом),*Эстетич(осваивает эстетич отн-ие).Ис-во-особая форма дух и дух-практич деят-сти,к-рая спецом предназначена для эстетич освоения действит-сти.

3. Специфика искусства: предмет и содержание искусства, форма отражения (худ образ).

Содержание иск-ва беспредельно охватывает всю действит-ть жизнь природы.общ-ва,отд-го чел-ка, ист.процесса и тончайшее проявление душевной жизни личности,прошлое,наст,будущее,но иск-во осваивает мир как чел-ую ценность.гармония или хаос мироустройства выступает в иск-ве высшими критериями чел.счастья о несчастья,сама плоть образного мира- (картины природы,события,предметы и детали)_наполнены «чел.смыслом» прямо или косвенно выр-ет духовн. -жизнь чел-ка или устремления к обогощению и изменению мира личности. Поэтому главным предметом иск-ва является человек-носитель духовного начала. иск-во совершенный инструмент постижения ума, жизни и сердца человека, всего спектра его дух. отношений с миром. Центральное место в иск-ве занимает образ человека. Предмет м.быть рассмотрен с 3х сторон:*универс-ый(антрополог),*черты, сформир-ые культ, национальной средой(типической),*индивид-личностн. Тематика ис-ва:*»вечная тема»,отраж-я фундаментальные св-ва человека(свет и тьма, жизнь и смерть),*культ-историческая тема(св-ва религий, обычаев, нравов соц групп),*искусство как смопозн-ие автора. Язык предмета-сов-ость худож.выр-ых средств, при которых замысел воплощается в произв-е.

Язык иск-ва сохраняет опыт взаимодействия данного социума с миром. язык в лингв смысле уже содержит в себе эстетическое освоение действ-ти.

 

 

4. Лит-ра как вид искусства (сопоставить с живописью, Лессинг)

1) иск-во происходит из подражания жизни и всякое иск-во запечатлевает в только ему присущем материале и форме. Музыка -звуки (по арист) литра-ра- слово

2) в литр-ре как в искустве оказыв. близки живопись (при чтении произв-ия созд-ся образ) и музыка (стих. формы).Лит.среди др-х видов иск-ва занимает привелегированное положение. слово способно овладеть созн-ем, оно неисчерпаемо. Лит-ра занимает универсальное положение за счет многозначного слова.

Лессинг в своем трактате сравнивает живопись и лит-ру. Живопись и скульптура берет предметы только в пространстве,а лит-ра анализирует предметы. С точки зрения Лессинга поэт более худ-к, чем режисер, т.к. описывает речь не готовую, а создающеюся и позволяет вживаться в сам процесс деления этой вещи.

Живопись показывает прежде всего дела,а поэзия-действие.

3) особенности слов в иск-ве

в отл. от др видов иск-ва в лит тексте всегда присутствует посредник м/у читателем и миром. Этот посредник ведет читательский взгляд, управляет интересом, настроем в литре всегда важен голос этого посредника, важно то. как он повествует худож. мир, как говорит этот голос может быть представлен в разных ипостасях- герой-рассказчик, безличный повествователь. за словом-чел-ая душа. слово-знак человеческой души. предлагает 2 плана:

1)план выражения и план содержания.

Слово лит-ры не исчерпаемо т.к. за ним чел душа,причем слово в лит-ре предполагает степень жит усилия.

Гегель в своей эстетике говорит о том. что в отличие от др видов и в лит-ре есть своеобразные отношения м/у чувствами и духом- это отношение состоит в понижении роли чувственного и увеличении роли духовного.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.055 с.)