И.Кант – основоположник немецкой классической философии. Теория познания и этика Канта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И.Кант – основоположник немецкой классической философии. Теория познания и этика Канта.



В формировании кантовских идей выделяют два периода: «докритический» и «критический». «Докритический» период отмечен работой естественно-научного характера. Кант формулирует гипотезу о возникновении солнечной системы из некоей распыленной материи под воздействием природных сил. Он исключает идею сотворения мира, пытается сформировать эволюционную модель мироздания. Но на многие вопросы средствами естественных наук найти ответа нельзя. Эти проблемы принято считать «метафизическими». В «критический» период Кант пытается реформировать философию. Задачи обновленной философии Кант формулирует в виде вопросов:

- Что я могу знать? («Критика чистого разума»)

- Что я должен делать? («Критика практического разума»)

- На что я могу надеяться? («Религия в пределах только разума»)

Кант строит свою гносеологическую систему. По этой системе у человека три познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Чувственность – познание мира с помощью ощущений. Рассудок – способность логического мышления. Рассудок с внешним миром не связан, он опирается на мысли чувства. Но когда мы разбираем качества предметов по показаниям органов чувств, остаются две характеристики, которые нельзя отнести ни к какому ощущению – пространство и время. Кант называет их априорными. Априорными он называет формы познавательной деятельности, кот как бы встроены в человеческий механизм познания. Существуют вещи, научное знание о кот невозможно. Это Бог, душа, свобода и тд. Это область третьей познавательной способности чел – разум. Разум ведет себя так, как будто он познаваем. Например: чел понимает, что явл существом смертным, но ведет себя так, как будто это не так, и поэтому не мучается, а живет. Но как только разум начинает истолковывать свои идеи, он запутывается в противоречиях. Кант эти противоречия называет «антиномиями разума». По Канту, это не ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей человека. Общий итог – суть научного познания закл не в пассивном созерцании предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, кот только и могут быть предметом науки.

Другая область науки, прославившая имя Канта – этика. Этика – учение о морали. Если этика возможна как наука, то ее моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер. Но в опыте этого достичь нельзя, значит требования морали – априорны. А если априорны, то и абсолютны: если, например, «не лги» - то никому, никогда и ни при каких условиях. Это нравственный закон, кот дается разумом. Но человеческая воля руководствуется не только разумом, на нее давят польза, выгода и др. Следует поступать только такому принципу человеческой воли, по кот ты можешь пожелать, чтобы этот принцип стал всеобщим законом. Например, мы попали в затруднительное положение и хотим выбраться из него, дав ложное обещание. Благоразумие подсказывает, что вообще лучше не лгать, потому что не известно, какими последствиями может обернуться наша ложь. Хотим ли мы, чтобы все люди, попадая в такие ситуации, лгали. Нет, так как если ложь в затруднительных ситуациях станет законом, то нашему ложному обещанию никто не поверит. То есть получается, что требуя честности от других, для себя делаем исключение. Такой поступок не может получить нравственной санкции. Кант говорит, что нужно поступать так, чтобы ты всегда относился к человечеству, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Это объективный принцип нравственности.

Теория этики.Императив - правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу - категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

- «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»

- «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»

- «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы»: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

При всех своих внутренних противоречиях, учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли (Неокатианство, Этический социализм, Марбругская школа, Баденская школа).

Субъективным принципом нравственности, т.е. мотивом нравственного поведения явл долг. Долгом Кант считает необходимость действия исключительно из уважения к нравственному закону. Кант отделяет действия ради долга от действий сообразно долгу. Любовь матери к своему ребенку, увлечение искусством – социально одобряемые формы поведения. Поступок во имя долга (а не ради удовольствия, счастья) может быть назван нравственным. Но требования долга часто идут вразрез с соображениями выгоды, удовольствия. Успеха часто добиваются совсем не те, кто следует нравственному долгу. Поэтому Кант выдвигает три постулата практического разума. Добродетель не останется без награды, если:

А) Бог существует

Б) душа бессмертна

В) воля свободна

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.005 с.)