ТОП 10:

Изменения положения Российской Федерации



КОНСПЕКТ

для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения»

ТЕМА № 1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе»

ЗАНЯТИЕ 1 ««Геополитическое положение РФ. Концепция национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности России»

Рассмотрен на заседании кафедры (протокол № ___ от «__»_______2010 г) и рекомендован к использованию при проведении занятия со студентами лечебного и педиатрического факультетов  

Иваново 2010

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Введение
  2. Геополитическое положение Российской Федерации
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
  4. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволило по-новому рассматривать место и роль РФ в мире.В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно развитыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и инструмент решения проблем безопасности РФ.

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам.

Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса.

Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Современная российская военная политика является составной частью политики в области национальной безопасности и строится на основе положений Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ, изложенные в Указах Президента Российской Федерации от 10.01 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и от 21.04.2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»

Материал данной темы отражает взгляды о роли и месте России в мире, национальных интересах государства и спектре угроз в различных сферах жизнедеятельности не краткосрочную (до трех лет) и среднесрочную (до 10 лет) перспективы

 

 

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РФ

 

С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным "мостом" между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

Вместе с тем, события в нашей стране, прошедшие за последние 15 –20 лет значительно ослабили экономические, политические и военные позиции России на международной арене. Распад СССР, экономический кризис 90-х годов негативно сказались на этих позициях.

 

Место России в мире:

  1. По производству валовой продукции – 58.
  2. По среднедушевому потреблению – 51.
  3. По производительности труда – 70.
  4. По объему ВВП на душу населения – 38.
  5. По продолжительности жизни – 57.
  6. По уровню высшего образования - 4

Таблица 1

Крупнейшие страны мира по площади (млн. кв. км)

 

Россия 17075,4 Австралия 7692,0
Канада 9970,6 Индия 3287,3
Китай 9598,0 Аргентина 2780,1
США 9518,9 Казахстан 2724,9
Бразилия 8547,4 Судан 2505,8

 

Россия занимает территорию 76% от СССР

 

 

Сфера внутренних угроз

  • глубокий системный кризис в стране;
  • демографическая катастрофа в государстве;
  • наличие сепаратизма в системе федеративного устройства государства, угроза территориальной целостности государства;
  • напряженность в социально-экономической сфере;

трения на национальной почве;

  • терроризм и бандитизм;
  • кризис социальной сферы; тяжелое социальное положение основной части граждан России;
  • организованная преступность и коррупция в системе власти;
  • отсутствие стратегии экономического развития государства, высокая экономическая зависимость от зарубежных государств, криминализация экономики;
  • технологические катастрофы, рост аварийности функционирования транспортных коммуникаций;
  • складирование на территории государства ядерных и токсичных отходов.
  • глубокий системный кризис в стране;
  • демографическая катастрофа в государстве;
  • наличие сепаратизма в системе федеративного устройства государства, угроза территориальной целостности государства;
  • напряженность в социально-экономической сфере;
  • трения на национальной почве;
  • терроризм и бандитизм;
  • кризис социальной сферы; тяжелое социальное положение основной части граждан России;
  • организованная преступность и коррупция в системе власти;
  • отсутствие стратегии экономического развития государства, высокая экономическая зависимость от зарубежных государств, криминализация экономики;
  • технологические катастрофы, рост аварийности функционирования транспортных коммуникаций;
  • складирование на территории государства ядерных и токсичных отходов.

 

 

К основным внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезор­ганизации функционирования органов государственной власти и управления, напа­дений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

2. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воору­женных формирований;

3. Незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

4. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

5. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

Эмиграция

  1. За последние годы в США уехало более 5 тыс. ученых;
  2. Ежегодно 25% выпускников элитных вузов эмигрирует;
  3. Выезжающие их системы РАН - 56% кандидатов, 16,2% - докторов наук;
  4. 48,5% эмигрировавших в возрасте до 40 лет;
  5. Прогноз Мин. Экономики РФ - выедет 200-250 тысяч специалистов.
  6. Один специалист стоит около 300 тысяч, потери - 60-75 млрд $.

 

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преиму­щественного развития топливно-энергетических отраслей промышленнос­ти, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использо­вания природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, раз­мещения на российской территории вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного харак­тера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохране­ния и социальной защиты населения, стремительном возрастании потреб­ления алкоголя и наркотических веществ.

 

 

Таблица 4

Заболеваемость подростков 15-17 лет

 

На 100 тыс. подростков 15-17 лет 1990 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.    
Взято под диспансерное наблюдение больных с впервые установленным диагнозом: алкоголизм     9,3   11,4 12,2 11,7 10,8
наркомания 5,7 19,4 40,5 59,2 66,6
токсикомания 16,5 7,3 11,3 16,7 19,8
Кроме того, на профилактический учет в связи со злоупотреблением: алкоголизм     514.2       554.8 582.7     588.9 535.2
наркомания 28.1 80.9 104.6 133.3     164.8
токсикомания 96.1 57.4 81.3 98.4 105.2
Состоит на учете на конец года с диагнозом: алкоголизм     13.7 15.4 16.8 17.3 17.6
наркомания 7.6 20.3 46.2 73.6 88.5
токсикомания 31.7 20.3 23.8 34.0 48.7
Кроме того, находилось на профилактическом учете в связи со злоупотреблением: алкоголизм     732.4 762.6 822.3 839.3 819.5
наркомания 45.8 101.7 134.5 166.3 210.8
токсикомания 157.9 106.0 131.2 161.7 201.3

 

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются рез­кое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухуд­шение здоровья людей, деформация демографического и социального сос­тава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития произ­водства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.

 
 

Таблица 5

Содержание террористических действий

  • Акции терроризма на воздушном транспорте всех разновидностей

 

  • Обстрел наземных объектов посредством дистанционно-управляемых пусковых установок

 

  • Подрыв зарядов большой мощности в общественных местах и на промышленных объектах

 

  • Использование специальных средств. Попытки завладеть радиоактивными веществами, ядерным, химическим, биологическим и другими видами оружия массового уничтожения или их компонентами (химических, биологических и др.

 

К основным внешним угрозам следует отнести:

КОНСПЕКТ

для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения»

ТЕМА № 1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе»

ЗАНЯТИЕ 1 ««Геополитическое положение РФ. Концепция национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности России»

Рассмотрен на заседании кафедры (протокол № ___ от «__»_______2010 г) и рекомендован к использованию при проведении занятия со студентами лечебного и педиатрического факультетов  

Иваново 2010

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Введение
  2. Геополитическое положение Российской Федерации
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
  4. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволило по-новому рассматривать место и роль РФ в мире.В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно развитыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и инструмент решения проблем безопасности РФ.

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам.

Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса.

Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Современная российская военная политика является составной частью политики в области национальной безопасности и строится на основе положений Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ, изложенные в Указах Президента Российской Федерации от 10.01 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и от 21.04.2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»

Материал данной темы отражает взгляды о роли и месте России в мире, национальных интересах государства и спектре угроз в различных сферах жизнедеятельности не краткосрочную (до трех лет) и среднесрочную (до 10 лет) перспективы

 

 

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РФ

 

С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным "мостом" между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

Вместе с тем, события в нашей стране, прошедшие за последние 15 –20 лет значительно ослабили экономические, политические и военные позиции России на международной арене. Распад СССР, экономический кризис 90-х годов негативно сказались на этих позициях.

 

Место России в мире:

  1. По производству валовой продукции – 58.
  2. По среднедушевому потреблению – 51.
  3. По производительности труда – 70.
  4. По объему ВВП на душу населения – 38.
  5. По продолжительности жизни – 57.
  6. По уровню высшего образования - 4

Таблица 1

Крупнейшие страны мира по площади (млн. кв. км)

 

Россия 17075,4 Австралия 7692,0
Канада 9970,6 Индия 3287,3
Китай 9598,0 Аргентина 2780,1
США 9518,9 Казахстан 2724,9
Бразилия 8547,4 Судан 2505,8

 

Россия занимает территорию 76% от СССР

 

 

Изменения положения Российской Федерации

- По территории - 76% от СССР;

- По населению - 60% от СССР;

- ВНП - 40-50% от СССР;

- В 1985 г. НД СССР - 57% от НД США;

- В 2002 г. НД РФ - 17% от НД США;

- В 1913 г. НД России - 11,5 от НД США

 

Таблица 2

Расходная часть бюджета (млрд. руб)

 

Статья расходов 2006 год 2007 год (проект)
Общегосударственные вопросы 821,3
Национальная оборона 667,2 821,1
Национальная безопасность 540,2 664,8
Национальная экономика 338,5 495,8
ЖКХ 31,6 49,8
Экология 6,3 7,8
Образование 278,4
Культура и СМИ 50,4 65,1
Здравоохранение и спорт 145,8 206,1
Социальная политика 209,5 210,9
Межбюджетные отношения 1 400 1 800
Всего 4 200 5 400

Понимание базовых национальных интересов РФ и основных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом РФ в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняш­няя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с од­ной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международ­ных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения воору­женной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

6.02.06 г. МО США опубликовало 113-страничный документ под названием Quadrennial Defense Review Report (QDR-2006), в котором изложено современное состояние военной доктрины США и определены основные направления военного строительства на ближайшие четыре года.

Принципы американской стратегии заложены в предыдущем докладе 2001 года и определяются в США формулой «1421»:

- защита национальной территории США («1»);

- способность противостоять враждебным действиям или напряженности одновременно в четырех регионах мира («4»);

- способность вести две победоносные крупномасштабные войны в различных регионах мира («2»);

- способность одержать в одной из этих войн полную по­беду с занятием территории противника и свержением его правительства («1»).

 

В КНР в «Военной доктрине» напрямую указывается, что к 2014 г. в мире не должно быть ни одной задачи, которую не смогли бы решить Вооруженные Силы Китая.

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значе­ние военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфлик­тов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России сов­ременных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной ин­теграции в строящуюся систему международных отношений.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве од­ного из ведущих государств мира.

Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, ро­ли и места российских Вооруженных Сил, приобретают новые глобальные тенденции.

Во-первых,на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодейст­вие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикаль­ных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вы­зовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим рез­ко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооружен­ные силы.

Во-вторых,становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это явля­ется отражением объективного характера современной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-третьих,происходит дальнейшая экономизация внешне-поли-тических приоритетов государств. Экономи­ческие интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточ­ных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании во­енных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или ино­го государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.

В-четвертых,произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмыс­ленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтра­лизации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-по­литическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противо­действию ему существенно расширилась.

В-пятых,существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отно­шений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправи­тельственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и не­формальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных госу­дарств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию военного потенциала России, является понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной сис­темы международных отношений.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.023 с.)