Формы государственного устройства и правления. Современные тенденции в развитии государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы государственного устройства и правления. Современные тенденции в развитии государства.



Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:

· Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

· Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

· Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

ИЛИ

Форма правления - это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

· Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, им-ператора и.т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная.

Монархия делится на:

o абсолютную

o конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия - это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

· существование единоличного носителя верховной власти монарха;

· монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее по наследству;

· отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан).

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

· правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

· лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

· законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

· правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассинации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

· существование единоличного и коллегиального главы государства;

· выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

· осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

· юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

· обязательность решений верховной государственной власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

· парламентарные

· президентские

· смешанные

Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая характеризуется тем, чтопрезидент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним.

Наиболее характерные черты президентской республики:

· внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

· ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

· более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти.

Политические партии: сущность и история возникновения политических партий в России. Функции политических партий (артикуляция и агрегация общественных интересов, организаторская, властная, идеологическая). Современная классификация партий в мире и в России. Партийные системы.

Политическая партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Классифицируют:

1. По социально-классовому критерию:

§ буржуазные

§ трудящиеся

2. По организации (критерии Дюверже):

§ массовые

§ кадровые

3. По степени участия во власти:

§ правящие

§ оппозиционные

4. По характеру целей и задач:

§ консервативные

§ реакционные

§ радикальные

5. По идеологии:

§ консервативные

§ либеральные

§ социалистические

§ коммунистические

§ националистические

§ фашистские

§ зеленые

§ клерикальные

6. По месту в партийном спектре:

§ правые

§ центристы

§ левые

7. По организационной структуре:

§ классического типа

§ движенческого типа

§ политический клуб

В РФ:

По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Закон «О политических партиях» определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока) тысяч членов участников, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.

Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США.

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако, в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

Значимость партий для политической жизни раскрывается в функциях, которые они выполняют в отношении общества и государства. В их числе:

  • активизация и интеграция больших общественных слоев;
  • артикуляция, т.е. превращение размытых мыслей людей в конкретные пакеты требований и их озвучивания и агрегация интересов, то есть согласования требований определенных слоев населения, их оформление в политические программы;
  • политическая социализация и формирование общественного мнения;
  • разработка политической идеологии и программ развития общества;
  • рекрутирования в политическую элиту и выдвижения лидеров; во многих государствах правительства и представительные органы формируются из членов крупных политических партий, а президенты и премьер министры, как правило, возглавляют правящие партии;
  • мобилизация избирателей на выборах;
  • участие в борьбе за государственную власть через выборы;
  • осуществление государственного управления с приходом к власти или контроль за деятельностью власти;
  • рекрутирования новых членов партии.
  • также существуют:

Идеологическая функция:

§ распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

§ пропаганда своих целей и политики;

§ привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

4. Организаторская функция:

§ реализация программных установок и решений;

§ проведение избирательных кампаний;

§ подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.024 с.)