Этнометодология Гарольда Гарфинкеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля



К символическому интеракционизму примыкает этнометодология – образ мышления, основоположником которого стал Гарольд Гарфинкель. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.

Люди считают многое само собой разумеющимся, особенно когда общаются с людьми, которых очень хорошо знают. Люди особенно глубоко ощущают важность общепринятых значений, которые служат основой межличностного взаимодействия, когда эти значения меняются.

Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения образуют сложную структуру. Однако, делая слишком большой упор на своеобразие нашего истолкования ситуаций, мы можем зайти очень далеко. Определенные структурные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают.

 

Управление впечатления Эрвина Гоффмана

Эрвин Гоффман (1959) отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенных впечатлений.

 

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду (1921-1951), в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве.

Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется не каким-то особым качеством лидеров, а скорее тем, что мы отождествляем их с могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве олицетворяли наши отцы. В таких ситуациях мы регрессируем или возвращаемся к более ранней стадии развития.


ВОПРОС 4

«СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: СТРУКТУРА, ТИПЫ, ИСТОЧНИКИ»

 

Основные понятия:

Подходы к определению социального конфликта, конфликт, структура конфликта, функции конфликта, типы и источники конфликта.

 

Подходы к определению социального конфликта:

1. Марксистский – конфликт рассматривается как явление, причины которого кроются в самом обществе, прежде всего – в противостоянии классов и их идеологий, в этом смысле он является выражением данного противостояния, которое, в конечном счёте, приводит к трансформации общества.

2. Немарксистский (Л.Козер, Р.Дарендорф и др.) – конфликт является частью жизни общества, которой необходимо управлять и рассматриваются как социальный процесс, не обязательно ведущий к изменению социальной структуры общества.

 

Конфликт:

– это особая форма проявления социальных противоречий, выражающая различия и противоборство взаимозависимых интересов, функций, статусов, силовых полей, ценностных ориентаций, эмоциональных состояний социальных субъектов и характеризуемая высокой степенью обострения противоречий, столкновением противоположных векторов в сознании и поведении отдельных людей и групп.

 

Структура конфликта:

Статическая структура конфликта:

- участники конфликта (оппоненты, вовлечённые и заинтересованные группы);

- объект конфликта – ресурс, на который распространяются интересы сторон;

Динамическая структура конфликта – выражается в сменяющих друг друга стадиях:

1) Скрытая стадия – противоречия ещё не осознаются. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в конфликт: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ждёт своего часа, затаив обиду;

2) Стадия формирования – формируются противоречия, чётко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Происходит демонстрация аргументов и критика аргументов противника. Используется также провокация, то есть действия, которые направлены на формирование выгодной одной стороне общественного мнения, т.е. благоприятного об одной стороне и неблагоприятного о другой;

3) Инцидент – происходит событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, т.е. стороны решают вступить в открытую борьбу;

4) Стадия активных действий – конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий – критической точки, а затем быстро идёт на убыль;

5) Завершение конфликта – конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш»

Функции конфликта:

1) коммуникативная функция – происходит лучшее понимание как своих стремлений, желаний и целей, так и противоположной стороны;

2) функция разрядки напряжённости;

3) консолидирующая функция;

4) функция образования групп и поддержание их целостности и границ;

5) функция поддержания относительной стабильности внутригрупповых и межгрупповых отношений;

6) функция создания и поддержания баланса между противоборствующими сторонами;

7) функция стимула для создания новых форм социального контроля и новых социальных институтов;

8) функция получения информации об окружающей среде, о социальной реальности;

9) функция социализации и адаптации конкретных индивидов.

 

Типы конфликтов:

По их последствиям:

1.Функциональный (конструктивный) конфликт – ведёт к повышению эффективности организации;

2.Дисфункциональный (деструктивный) конфликт – приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации;

По уровню социальных субъектов:

1.Внутриличностный конфликт:

- ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы;

- внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями;

2.Межличностный конфликт – может проявляться в столкновении личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями, является самым распространённым;

3.Конфликт между личностью и группой:

- если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности;

- если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы;

4.Межгрупповой конфликт (между функциональными группами в организации).

По степени проявления:

1.Скрытый (латентный);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.007 с.)