Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая сила в абсолютном и относительном смыслах.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Юридическая сила в абсолютном и относительном смыслах. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА (англ. juridical power) -обязательность правового акта вообще, а также его приоритет по отношению к др. актам, входящим в правовую систему, или наоборот - подчиненность им. Понятие «Ю.с.» позволяет установить соотносимость и соподчиненность правового акта с др. актами, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, правовой системе. При этом акты меньшей Ю.с. столь же обязательны для исполнения, сколь и акты высшей Ю.с. (законы), если они изданы в соответствии с актами вышестоящих органов и в пределах компетенции органа, издавшего акт. Ю.с. правового акта выражается: а) в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции РФ*; б) в строгом соответствии установленной Конституцией РФ и законом официальной классификации правовых актов; в) в признании обязательной соподчиненности между видами актов (конституция, закон, указ, постановление, приказ, инструкция и др.). Именно в такой последовательности уменьшается Ю.с. каждого названного акта и расширяется сфера обязательности для него др. актов; г) в установлении иерархической соподчиненности актов гос-ных органов, занимающих более высокое и более низкое место в гос-ной системе. Напр., акты глав областных администраций должны соответствовать постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, а их собственным правовым решениям должны соответствовать акты глав администраций районов и городов. Аналогичная соподчиненность актов присутствует в отраслевой системе, между актами федерального министерства и одноименных министерств, иных органов субъектов Федерации; д) в определении оснований и рамок понятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основе и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением правительства» и т.п. выражают эту правовую связь; е) в признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и утрачивающим Ю.с. Для этого существуют специальные средства -приостановление действия акта, оспаривание акта, отмена акта, признание акта недействительным, признание утратившим Ю.с. самого акта и связанных с ним др. актов и порожденных ими юридических последствий. Указанные средства предусмотрены в Конституции РФ, законодательстве о статусе гос-ных органов, местного самоуправления, о судах и процессуальных правилах (см. подр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999). 8. Стадии законотворчества
Утрата силы Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, утрачивают силу законы и другие акты по решению органов, их издавших. Некоторые документы (в особенности международные соглашения) остаются в силе на протяжении ограниченного срока и по окончании этого срока теряют силу. Обратная сила Обратная сила — это применимость закона к событиям, произошедшим до вступления закона в силу. Статья 54 Конституции РФ указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Согласно статье 57, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. 3. Формальная и фактическая утрата силы.
Варианты действия правовых норм / источников права во времени: по строгости предела действия, по соотношению периода существования регулируемых общественных отношений с периодом наличия у нормы / источника юридической силы. Правовые нормы действуют: 1) во времени; 2) в пространстве; 3) по кругу лиц. Виды правотворчества Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на: 1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой; 2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа; 3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с "непрозрачностью" процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью Стадии законотворчества В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя четыре основные стадии: 1. Законодательная инициатива — право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: - Президент РФ; - Совет Федерации; - члены Совета Федерации; - депутаты Государственной Думы; - Правительство РФ; - представительные органы субъектов РФ; - Конституционный Суд РФ; - Верховный Суд РФ; - Высший Арбитражный Суд РФ. 2. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений. 3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течении пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон, то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию. 4. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после их подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечение десяти дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу. Закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
I. Структура законопроекта 1. Наименование -отражает содержание и основной предмет правового регулирования законопроекта. Должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, чтобы не загромождать законодательство, не затруднять систематизацию и понимание законодательных актов. 2. Преамбула -самостоятельная часть законопроекта, которая предваряет его текст, определяет его цели и задачи, но не является обязательной. · не содержит самостоятельные нормативные предписания; · не делится на статьи; · не содержит ссылки на утратившие силу законодательные акты, · не формулирует предмет регулирования законопроекта; · не нумеруется. 3. Законопроект (делится на структурные единицы для удобства): · Часть · Раздел · Подраздел · Глава · Параграф · Статья законопроекта 1. Часть 2. Пункт 3. Подпункт Каждая из структурных единиц законопроекта имеет свой способ нумерования, параметры абзаца и шрифта. Кроме того, в документе указаны примеры правильного написания всех структурных единиц с учетом всех требований. Наибольшее количество требований указано по написанию самой статьи законопроекта. Кроме того: 1. Законопроекты о ратификации международных договоров РФ: · не содержащие других нормативных предписаний (т.е сущность, условия и оговорки ратифицируемого документа) оформляются особым, указанным в документе образом (3 варианта) · включающие в себя ратификацию нескольких международных договоров или содержащие положения о порядке вступления их в силу, оформляются в соответствии с общими правилами, применяемыми для законопроектов, содержащих статьи без наименования. (2 примера) 2. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты или признанные утратившими силу (полностью или частично) имеют особую структуру статьи. 3. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. 4. Отмечается сфера употребления некоторых понятий и возможность вынесения дополнительных материалов в приложения.
II. Порядок употребления ссылок
· Раздел посвящен тому, зачем (взаимная связь правовых норм и избежание повторений), как (с указанием реквизитов – вид, дата, номер, наименование) и на какие законодательные акты (введенные в действие) возможно употребление ссылок. · Кроме того, указывается: o возможность сокращения ссылки при неоднократном использовании o особом порядке формирования ссылок на Конституцию o порядок обозначения структурных единиц законопроекта, на который производится ссылка o необходимость ссылаться ТОЛЬКО на законодательные акты высшей или равной юридической силы
Юридическая сила в абсолютном и относительном смыслах. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА (англ. juridical power) -обязательность правового акта вообще, а также его приоритет по отношению к др. актам, входящим в правовую систему, или наоборот - подчиненность им. Понятие «Ю.с.» позволяет установить соотносимость и соподчиненность правового акта с др. актами, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, правовой системе. При этом акты меньшей Ю.с. столь же обязательны для исполнения, сколь и акты высшей Ю.с. (законы), если они изданы в соответствии с актами вышестоящих органов и в пределах компетенции органа, издавшего акт. Ю.с. правового акта выражается: а) в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции РФ*; б) в строгом соответствии установленной Конституцией РФ и законом официальной классификации правовых актов; в) в признании обязательной соподчиненности между видами актов (конституция, закон, указ, постановление, приказ, инструкция и др.). Именно в такой последовательности уменьшается Ю.с. каждого названного акта и расширяется сфера обязательности для него др. актов; г) в установлении иерархической соподчиненности актов гос-ных органов, занимающих более высокое и более низкое место в гос-ной системе. Напр., акты глав областных администраций должны соответствовать постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, а их собственным правовым решениям должны соответствовать акты глав администраций районов и городов. Аналогичная соподчиненность актов присутствует в отраслевой системе, между актами федерального министерства и одноименных министерств, иных органов субъектов Федерации; д) в определении оснований и рамок понятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основе и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением правительства» и т.п. выражают эту правовую связь; е) в признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и утрачивающим Ю.с. Для этого существуют специальные средства -приостановление действия акта, оспаривание акта, отмена акта, признание акта недействительным, признание утратившим Ю.с. самого акта и связанных с ним др. актов и порожденных ими юридических последствий. Указанные средства предусмотрены в Конституции РФ, законодательстве о статусе гос-ных органов, местного самоуправления, о судах и процессуальных правилах (см. подр.: Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. Правовые акты. - М., 1999). 8. Стадии законотворчества
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.014 с.) |