Развитие механизмов терморегуляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие механизмов терморегуляции



У родившегося ребенка ректальная температура выше, чем у матери и составляет 37,7-38,20 С. Через 2-4 часа она снижается до 350 С. Если снижение больше, это является одним из признаков плохого состояния новорожденного. К концу первых суток она вновь возрастает до 36-370 С. В течение последующих суток отмечаются колебания температуры. Стабильная температура устанавливается на 5-8 сутки. Температура тела новорожденных, из-за незрелости механизмов терморегуляции, очень зависит от температуры окружающей среды. Поэтому ребенка нужно оберегать от охлаждения, так как быстро развивается гипотермия без предшествующих признаков. У некоторых новорожденных на 2-3 сутки может возникать транзиторная лихорадка - повышение температуры до 39-400 С. Она объясняется раздражением центров теплообразования при недостатке воды в организме. В первые сутки суточных колебаний температуры нет. Они появляются лишь на 4 неделе. Теплоотдача у детей происходит более интенсивно, чем у взрослых. Это объясняется большей поверхностью тела к его весу, интенсивным кожным кровообращением, более активным испарением воды с поверхности тела. Дрожательный термогенез у новорожденных отсутствует. Повышение теплопродукции обеспечивается в основном за счет бурого жира, который имеется не только между лопаток, но и под кожей различных областей тела. В целом терморегуляция новорожденного значительно несовершеннее, чем в зрелом возрасте. Однако активно функционируют периферические и центральные терморецепторы, центр терморегуляции гипоталамуса. С возрастом терморегуляторные механизмы совершенствуются. Увеличивается эффективность потоотделения, появляется способность к дрожательному термогенезу, возрастает значимость рефлекторных механизмов поддержания температурного гомеостаза. К 15-16 годам механизмы терморегуляции в основном соответствуют зрелому организму.

Возрастные особенности функций почек

Морфологически созревание почек заканчивается к 5-7 годам. Рост почек продолжается до 16 лет. Почки детей до 6-7 месяцев во многом напоминают эмбриональную почку. При этом вес почек (1:100) относительно больше, чем у взрослых (1:200). Размеры пор базальной мембраны у детей в 2 раза меньше, чем у взрослых, а скорость почечного кровотока относительно меньше. Поэтому скорость клубочковой ультрафильтрации ниже. Но она быстро нарастает в течение первого года. Еще менее зрелым является канальцевый аппарат. Длина канальцев значительно меньше. Поэтому скорость реабсорбции ниже. Но при этом глюкоза реабсорбируется полностью. Менее интенсивно реабсорбируются вода и ионы в проксимальных канальцах. Зато в дистальных этот процесс протекает значительно более активно. Интенсивность процессов секреции также невелика. Концентрация натрия и хлора в конечной моче до 6 мес. низкая. Даже к 18 месяцам их содержание значительно ниже, чем у взрослых. Задержка натрия в организме приводит к усилению реабсорбции воды и наклонности к отекам. Слабая концентрационная способность почек детей объясняется незрелостью поворотно-противоточного механизма.

Совершенствование безусловно - рефлекторной деятельности

Мозга ребёнка.

В постнатальном онтогенезе происходит совершенствование безусловно - рефлекторных функций. По сравнению со взрослым человеком, у новорождённых значительно более выражены процессы иррадиации возбуждения, поэтому при выполнении координированных движений, например сосания, у них возникает большое количество дополнительных движений (руками, ногами, туловищем и т.д.). Новорожденный и грудной ребёнок почти никогда, кроме сна, не бывает неподвижным даже во сне. Он движется примерно через 5 минут. Его движения беспорядочны и не координированы. Крик, чихание, кашель также сопровождаются рефлекторными движениями. Крик и оборонительные движения тела, рук, ног при болевых раздражениях имеются уже в 1-й день после рождения. Сосание является одним из первых координированных движений. У новорожденных выявляются следующие двигательные рефлексы: тонический рефлекс рук (схватывание предмета при прикосновении им к коже ладоней), рефлекс ползания, рефлекс спинного хребта (выгибание спины при поглаживании кожи

между лопатками) и т.д.

У новорожденных уже имеются глазные рефлексы: зрачковый, роговичный. А также глотательный, коленный, ахиллов и др. безусловные рефлексы, сохраняющиеся всю жизнь. Однако у них положительный рефлекс Бабинского. В последующем, благодаря формированию условных рефлексов развиваются сложные двигательные навыки, например ходьба, движения пальцев рук и т.д.

В первые дни жизни внешний раздражитель не вызывает изменений поведения. Однако в дальнейшем, при появлении неизвестных ранее ребёнку раздражителей, возникают исследовательско - ориентировочные безусловные рефлексы. Простейшие безусловные ориентировочно - исследовательские рефлексы формируются к концу 1 началу 2-й недели. Их значение состоит в том, что они способствуют возникновению условных исследовательских рефлексов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.004 с.)