Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СССР в первое послевоенное десятилетие: внутреннее развитие, внешняя политика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Возвращение к мирной жизни. 2. Укрепление тоталитаризма. 3. Ждановщина. 4. Международное положение и внешняя политика.
За годы войны СССР потерял треть национального богатства. Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения: 1. поддержать наметившиеся послабления и тенденции к самостоятельности на местах без указки из Центра (Вознесенский, Кузнецов, Родионов и др.) или 2. вернуться к модели 30-х годов (Маленков, Берия). Растущая международная напряженность, плохой урожай и голод 1946 г. привели к победе сторонников принудительных мер. Возврат к схеме развития 30-х годов разработан и теоретически обоснован Сталиным в его последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР», обозначившей курс к огосударствлению сельского хозяйства — создание совхозов. Четвертый пятилетний план (1946-1950 г.) предусматривал: · восстановление и развитие промышленности, прежде всего тяжелой и железнодорожного транспорта; · восстановление 8-часового рабочего дня; · отмену обязательных сверхурочных; · восстановление отпусков. Но условия труда оставались тяжелыми. Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности. Итоги пятилетки: было восстановлено и построено около 6 тыс. промышленных предприятий. Промышленное производство выросло на 73% (по плану 48%). Причинами перевыполнения плана стали: трудовой энтузиазм; репарации полученные от Германии, и продукция совместных советско-восточно-германских предприятий также включались в итоги пятилетнего плана; использование труда заключённых и военнопленных. Быстрый роста 1947-48 гг. — сменился замедлением, длившимся до 1954 г. — все напоминало 30-е годы. Сельское хозяйство после коллективизации было самым отсталым в советской экономике. В 1946 г. засуха на Украине, Молдавии, на юге России вызвала голод, о котором замалчивали, а в это время зерно вывозили в страны Восточной Европы. Руководство страной, исходя из потребностей государства и не учитывая возможности колхозов, требовало выполнения планов любой ценой. Вновь усилился контроль над сельским хозяйством. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой, постоянно росли налоги, закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Денег на развитие колхозов у государства не было. В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа, но это не привело к росту покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей в магазинах объяснялось высокими по сравнению с зарплатой ценами. Снижение цен касалось только городского населения. В деревне жизнь ухудшалась. После войны тоталитарная система стала восстанавливаться. Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. В 1949 г. фабрикуется «Ленинградское дело» — против выходцев из Ленинградской партийной организации, прокатившееся по всей стране (2 тыс. репрессированных), в 1952 г. – начинается «Дело врачей». Система идеологического руководства (главный идеолог А. Жданов) исключала любое свободомыслие. Пострадали деятели науки и культуры— Ахматова, Зощенко, Михоэлс, Шостакович и многие др. Были оборваны связи с мировой наукой, что на десятилетия определило отставание советской науки от мирового уровня по целому ряду направлений. Но нельзя не отметить успехи в физике и ракетостроении. В 1948 г. – была испытана баллестическая ракета, в 1949 г. – атомная бомба, в 1950 г. – первая отечественная ЭВМ, в 1951 г. – водородная бомба. К концу четвертой пятилетки был завершён переход к всеобщему 7-летнему образованию. После войны возрастает международный авторитет СССР. Во внешней политике страны прослеживаются две тенденции: одна – сохранение мира, вторая – стремление решать международные вопросы о позиции силы. С 1946г. начинается период «холодной войны» - идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической (США) и социалистической (СССР) систем, сопровождающаяся гонкой вооружений. В 1947 г. США разработали план Маршалла – план экономической помощи странам Европы, взамен размещение на территории стран, принявших помощь, американских военных баз. В 1948 г. большинство стран З. Европы приняли это предложение, за исключением СССР и социалистических стран. В 1949 г. создаётся блок НАТО. После войны одним из основных вопросов мировой политики становится германский вопрос. После срыва мирных конференций между бывшими союзниками 1946 и 1947 г., которые были посвящены германскому вопросу, в 1949 г. произошёл раскол Германии на ФРГ и ГДР. «Холодная война» к концу 40-х годов приобретает ещё больший размах, в 1950г. начинается Корейская война (1950-1953г.). В странах В. Европы при содействии СССР к власти приходят коммунисты, создаётся мировая система социализма, ведущую роль в которой играет СССР. Построение социализма в этих странах осуществляется по советской модели. В 1949г. создаётся СЭВ, в 1955г. – ОВД. При этом отношения со странами не принявшими советскую модель складываются не всегда гладко. В 1949 г. были разорваны отношения с Югославией, отказавшаяся выбрать эту модель.
Тема
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.009 с.) |