ТОП 10:

Реформация и ее экономические, политические и социокультурные причины



 

Реформация - массовое религиозное и общественно - политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства.

Ее началом принято считать выступление Мартина Лютера в 1517 году, когда он прибил к дверям церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенции. Концом Реформации считается подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Церковь как организация узурпировала готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды (владела 1/3 всех обрабатываемых земель, использовала труд крепостных), но одновременно формировала идеологию феодального общества. Поэтому она могла существовать до тех пор, пока господствовала ее материальная основа – феодальный строй. Но в XIV – XV веках началось формирование нового класса – буржуазии. Этому классу, претендующего на господство, нужна была новая идеология, отличавшаяся от прежней простотой и дешевизной. И в соответствии с этим становилась ненужной старая организация церкви.

Помимо экономического и национального гнета предпосылкой для Реформации послужила эпоха Возрождения с ее идеями гуманизма. Люди становились критически настроенными к религиозной жизни в лице католической церкви.

 

Становления абсолютной монархии в государствах Западной Европы

 

Абсолютная монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной, а иногда и духовной власти находится в руках монарха. При А. достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция.

Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы пришелся на XVII- XVIII века, хотя во Франции он проявлялся уже в начале XVI века. Это эпоха перехода от феодализма к капитализму.

Социальной опорой абсолютизма являлось дворянство. Основанием абсолютизма стала идея о божественном происхождении верховной власти (короля).

На первом этапе он носил прогрессивный характер: ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы, боролся с сепаратизмом феодальной знати. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных воин.

По мере укрепления капиталистического уклада абсолютизм, основной задачей которого стало сохранение устоев феодального порядка, постепенно утрачивал прогрессивный характер и становился тормозом дальнейшего развития капитализма.

Все черты, характерные (с различными модификациями) для абсолютизма в большинстве европейских стран, нашли наиболее законченное воплощение во Франции. Спецификой английского абсолютизма (классический период — правление Елизаветы Тюдор, 1558—1603) было сохранение парламента, слабость бюрократического аппарата на местах, отсутствие постоянной армии. В Испании, где в 16 в. элементы буржуазных отношений не смогли развиться, А. фактически выродился в деспотию. В раздробленной Германии он складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах отдельных территорий княжеств (т. н. княжеский абсолютизм). Особенности абсолютизма в разных странах зависели во многом от соотношения сил дворянства и буржуазии, от степени влияния буржуазных элементов на политику абсолютизма







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.005 с.)