ТОП 10:

Культура России XIX - нач. XX вв.



Культура Российской империи в XIX – начале XX века

В XIX веке происходит взлет русской национальной культуры. Этому способствовали патриотический подъем народа после Отечественной войны 1812 г., расширение международных связей, зарождение революционного движения, отмена крепостного права, развитие капиталистических отношений.

В XIX веке продолжает развиваться система государственных научных учебных заведений. Открываются Казанский, Петербургский, Киевский университеты.

Развиваются книгоиздательское и журнально-газетное дело. Открывается первая публичная библиотека. В расцвете литература и искусство, в которых развиваются основные художественные направления XIX века (классицизм, сентиментализм, романтизм – Жуковский, Рылеев, реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов, символизм – Мережковский, Брюсов, Анненский, Блок).

Музыка – Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

В русской живописи продолжают развиваться тенденции реалистического отображения действительности. В начале XIX века творческие достижения связаны с романтическим направлением в жанре портрета и пейзажа.

Большую роль в утверждении бытового жанра как самостоятельного вида живописи сыграл А. Венецианов. К его лучшим работам относятся картины «Утро помещицы», «Спящий пастушок», В первой половине XIX века творили такие известные художники, как К. Брюллов, автор знаменитой картины «Последний день Помпеи», А. Иванов, более 20 лет творческой жизни посвятивший своему главному полотну «Явление Христа народу».

Во второй половине XIX века характер развития изобразительного искусства коренным образом меняется. Оно становится частью общедемократического движения, направленного против крепостничества и самодержавия. В качестве ведущего художественного направления утверждается реализм. В 1870 г. передовые художники по инициативе Н. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге и В. Перова учредили «Товарищество передвижных художественных выставок», сыгравшее огромную просветительскую роль в культурной и общественной жизни России. В его состав в разное время входили очень известные художники И. Репин («Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и его сын Иван»), В. Верещагин («Апофеоз войны», «Торжествуют»).

Активное участие в творческой жизни передвижников принимал художественный и музыкальный критик, историк искусства В. Стасов. Материальную и моральную поддержку художникам оказывал П. Третьяков, приобретая их произведения в свою галерею.

В первые десятилетия XIX века высокий переживает русская скульптура, особенно монументальная, развивавшаяся под знаком классицизма. Почетное место среди мастеров русской скульптуры занимали И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади), И. Витали (фонтан на Театральной площади в Москве, бюсты А. Пушкина, К. Брюллова). Крупнейшим скульптором второй половины XIX века был М. Антокольский («Иван Грозный» , «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый»)

В стиле зрелого классицизма строились лучшие общественные, административные и жилые здания Петербурга, Москвы и других городов. Окончательно складывается система ансамблевой застройки городов. Русский ампир нашел свое яркое воплощение в творчестве архитекторов А. Захарова (здание Адмиралтейства в Петербурге, собор в Кронштадте).

В конце 30-х годов в архитектуре появляются первые признаки кризиса. Она теряет ведущее эстетическое значение, утрачивает присущий классицизму гражданский пафос.

Во второй половине XIX века осваиваются новые строительные материалы (металл, бетон, цемент, песок и др.), возводятся промышленные и транспортные сооружения, делаются попытки возрождения древнерусского зодчества (А. Никитин, В. Гартман, И. Ропет). Появляется новый стиль – модерн.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.003 с.)