Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотеза концентрических зон

Поиск

Теория централизации имеет дело с распределением поселков и городов в пределах округа. Социологи создали ряд теорий, объясняющих развитие внутригородских структур. Представляет интерес гипотеза концентрических зон, предложенная Эрнестом Бургессом (1925). Согласно этой гипотезе, развитие города сопровождается формированием концентрических колец, или зон. В каждом кольце сосредоточены определенные экономические и жилые структуры. В городе имеются следующие основные зоны, начинающиеся от центра.

1. Центральный деловой район. В этой зоне расположены основные коммерческие предприятия, магазины и увеселительные заведения. Те, кто здесь служит, и потребители проживают в других районах.

2. Смешанная зона. В ней имеются жилые дома и коммерческие предприятия. Именно здесь обычно формируются этнические общности: "маленькая Италия", "китайский квартал" и т.п.

3. Рабочий район. В нем находятся жилые дома рабочих. Они более добротные, чем дома в смешанной зоне. Жилые кварталы рабочих отличаются стабильностью, в них постоянно проживают многие семьи.

4. Жилая зона представителей среднего класса. Здесь сосредоточены главным образом односемейные особняки. В них живут чиновники и люди интеллигентного труда. Эти дома отличаются высоким качеством и изысканностью. Среди них имеется небольшое число многоквартирных домов и отелей.

5. Привилегированная зона. В этом районе проживают главным образом представители высшего - среднего и высшего класса, а также высокопоставленные администраторы и творческая элита. В сущности это скорее пригород, а не город.

Иногда в этой классификации представлены еще две зоны.

6. Сельскохозяйственные районы, расположенные вблизи города.

7. Районы, удаленные от городов.

Хотя гипотеза концентрических зон имеет важное значение, ей свойственны некоторые недостатки. Прежде всего, следует отметить, что она неполно объясняет основные формы развития городов. Уолтер Фири (1945) критиковал ее за то, что в ней не приняты во внимание "эмоциональный и символический аспекты", придающие особую самобытность некоторым районам. По мнению Фири, эти факторы влияют на выбор места жительства.

Теория секторов

Теория секторов, предложенная Хомером Хойотом (1939), основное внимание уделяет анализу длительных изменений, происходящих в городах. В то время как Бургесс ввел модель внешнего расширения городов, осуществляющегося посредством образования ряда расширяющихся колец, Хойот принял за основу их развития секторы или квадранты, по своей форме похожие на кусочки пирога. Направление расширения городских территорий обычно соответствует специфике транспортных путей и уже застроенных районов. Развитие секторов в определенном направлении продолжается в течение примерно 30 лет или еще дольше. Теория секторов значительно дополняет несколько упрощенную концепцию концентрических зон.

Теория многоядерности

Модели Бургесса и Хойота предполагают существование одного центрального делового района. Зоны и секторы рассматриваются с точки зрения их направления или ориентации по отношению к центру. Однако во многих современных городах имеется несколько деловых центров, а также промышленных и жилых районов. Учитывая новые- тенденции развития городов, Чонси Хэррис и Эдвард Улльман (1945), предложили теорию множества центров, или теорию многоядерности.

Расположение различных районов города по отношению друг к другу обусловлено многими причинами. Потребности некоторых сфер деятельности наилучшим образом удовлетворяются в определенных районах. Например, предприятия тяжелой промышленности должны иметь доступ к железной дороге и автомагистралям в связи с необходимостью получать новые материалы и перевозить готовую продукцию. Поэтому заводы часто сосредоточены вблизи транспортных центров. Кроме того, предприятиям примерно одинакового профиля бывает выгодно находиться поблизости друг от друга. Например, покупателей антикварных изделий или бриллиантов легче найти, если соответствующие магазины сосредоточены в одном месте.

Иногда в городах возникают конфликты по поводу использования земли. Стоимость земли в значительной мере влияет на характер ее использования. На территории, прилегающей к коммерческому району наподобие Чикагской окружной дороги, невыгодно строить промышленные и жилые здания – это слишком дорого. Но она вполне пригодна для сооружения административных зданий. Все эти принципы вносят некоторую упорядоченность в сложную динамику развития городов, хотя она не всегда соответствует моделям, предложенным Бургессом и Хойотом (Уилсон, Шульц, 1978).

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ГОРОДАХ

Изучение моделей развития городов дает лишь поверхностное представление о специфике городской жизни. Существенные различия в уровне жизни горожан, такие факторы, как шум и загрязненность, конечно же, влияют на ее качество. Однако из этого не следует, что жизнь в городе хуже, чем в сельской местности. Издавна стожилось некое предубеждение против американских городов. Хотя большинство населения США давно уже живет в общностях численностью более 2500 человек, все еще существует мнение о некой порочности городской жизни и жителей городов. В прошлом такое предубеждение поддерживали даже социологи Чикагской школы, исследовавшие проблемы города: вероятно, это способствовало некоторому преувеличению мрачных сторон жизни в городе.

ТЕОРИЯ ВИРТА

В часто цитируемом очерке "Урбанизм как образ жизни" (1938) Льюис Вирт дал определение урбанизма исходя из трех характеризующих это понятие черт: размера территории городов, плотности и гетерогенности населения. Большинство городских общностей были крупными, густонаселенными и гетерогенными. По примеру Маркса, Дюркгейма, Вебера и других мыслителей Вирт исследовал, каким образом названные факторы воздействуют на формирование мировосприятия жителей городов. Вирт придавал главное значение двум факторам: 1) психологическим эффектам городской жизни: 2) их воздействию на социальную структуру (и соответственно на индивида, поведение которого формируется под ее влиянием).

Жители небольших городов, приезжая в большой город, иногда испытывают состояние шока - множество новых впечатлений "бомбардирует" их со всех сторон. Мимо с пронзительным визгом проносится машина "скорой помощи", прохожие толкают в бока, в небе с ревом пролетают реактивные самолеты - все эти впечатления доводят человека до оцепенения. По мнению Вирта, чтобы не сойти с ума, жители городов должны приспосабливаться к этой "бомбардировке". Они становятся равнодушными, бесцеремонными и бесстрастными по отношению к другим. Однако им удается лишь в какой-то мере приспособиться к сложному окружающему миру. Повышенная эмоциональная нагрузка неизбежно вызывает чувство тревоги и нервное напряжение - происходит своего рода "психическая перегрузка". Вирт описал еще более мрачные эффекты городской жизни. Ослабление связей между людьми приводит к тому, что в трудные моменты жизни они не получают поддержки, оказываются в одиночестве и глубоко страдают. В то же время в городах люди чувствуют себя свободнее и имеют возможность жить так, как им хочется.

Анализ социальной структуры городов, представленный Виртом, несколько усложнен. Под влиянием экономических процессов, связанных с индустриализацией и развитием капитализма, произошло значительное расслоение городского населения. В городе имеется множество районов, где живут люди разных рас, этнического происхождения и достатка. В нем также созданы парки, зоны развлечений, коммерческие центры и т.п. Еще более важно отметить, что люди проводят свою жизнь в нескольких ограниченных сферах. Имеются в виду дом, работа, бар, клуб и т.д. Такая фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество ограниченных пространств называется дифференциацией.

Согласно Вирту, дифференциация вносит глубокие изменения в жизнь людей. Во-первых, она способствует ослаблению социальных связей. Поскольку в городе живет множество людей с различным мировоззрением и ориентированных на различные ценности, достижение всеобщего единства невозможно. Утрачивается сплоченность небольших групп, особенно семьи. Множество таких институтов, как школа, работа и церковь, отнимают время и энергию людей, поэтому они уделяют меньше внимания семье. Это приводит к тому, что человек лишается возможности получить поддержку в моменты кризисов и чувствует себя все более одиноким в равнодушном и жестоком мире. Отсутствие общих норм становится причиной аномии. Формальные организации вроде полиции с помощью угрозы применения силы способны заставить людей соблюдать лишь минимум норм, но они не могут укрепить их сплоченность, которая считается естественной в небольших по размеру и плотности населения общностях с более однородным составом членов (Фишер, 1976).

КОМПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Согласно теории Вирта, дифференциация, происходящая в общностях, достигающих определенного размера, плотности населения и отличающихся неоднородным составом членов, постепенно разрушает первичные связи между людьми к небольшими первичными группами. Сторонники композиционной теории, в частности Герберт Ганс (1962), подвергли сомнению эту точку зрения. Ганс не придает столь важного значения тем аспектам человеческой жизни, которые выдвигает на первый план Вирт. Жизнь людей протекает главным образом в небольших группах: в семье, среди друзей, соседей и т.п., вокруг них образуются так называемые социальные миры. Эти "миры" изолируют людей от окружающей среды города и препятствуют разрушительным процессам, о которых писал Вирт. Анализ таких переменных, как общественный класс, этап жизненного цикла и этническое происхождение, значительно важнее для понимания социальной жизни жителей городов, чем изучение экологических факторов. Другими словами, информация о том, что белая женщина состоит в браке и хорошо обеспечена, дает более ясное представление о ее образе жизни, чем сведения о размере, плотности и составе населения города, в котором она живет.

ТЕОРИЯ СУБКУЛЬТУРЫ

Третий подход к этой проблеме описан в теории субкультуры, предложенной Клодом Фишером (1976). В ней сочетаются элементы обеих концепций, рассмотренных нами. Согласно этой теории, окружающая среда города действительно оказывает влияние на личную жизнь людей. В этом отношении Фишер поддерживает точку зрения Вирта. Однако в отличие от Вирта он утверждает, что в городах складываются благоприятные условия для создания и укрепления социальных групп. Крупные общности способствуют формированию различных и почти не связанных между собой субкультур.

Городская среда благоприятна для развития субкультур отчасти вследствие дифференциации, которой Вирт придавал такое важное значение и которая, в самом деле, оказывает глубокое влияние на формирование субкультур. В городе образуется огромное число групп, связанных общими интересами; каждая из них может стать центром субкультуры. Лишь в большом городе модельеры, или сербы и хорваты, скрипачи или лесбиянки имеют возможность тесно общаться между собой и создавать первичные группы. В самом деле, большие города не только привлекают представителей различных взглядов и способствуют дифференциации; в них имеется достаточно людей, объединенных общими интересами - они создают клубы, выпускают информационные бюллетени и поддерживают деятельность других организаций, укрепляющих сплоченность групп.

Подобно Вирту, сторонники теории субкультуры считают, что для городской среды характерна тенденция к социальному конфликту. Однако источником конфликта является не распад групп, а скорее противоречие между устойчивыми субкультурами. Когда в общественном транспорте молодые латиноамериканцы включают на полную громкость портативные радиоприемники, они наверняка вызывают раздражение белых взрослых пассажиров. Здесь налицо отсутствие общих норм. Этот конфликт свидетельствует также о жизнестойкости двух субкультур, воспитывающих различные музыкальные вкусы. Данная тенденция характерна для поведения жителей городских трущоб, исследованных Ситтлсом (1968). Он показал, что на всех уровнях повседневной жизни (имеются в виду посещение церкви, хождение по магазинам и контакты в свободное время) они стремятся к общению только с представителями своей расы или этнической общности - с латиноамериканцами, франкоязычными канадцами, итальянцами и неграми; лишь изредка они нарушают этот неписаный закон и "допускают в свою жизнь" членов других групп.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНИ ГОРОДОВ

Мы рассмотрели несколько различных точек зрения относительно социальной интеграции и условий городской жизни. Теперь обратимся к некоторым актуальным исследованиям по этим вопросам. Не претендуя на последнее слово в области научной мысли, новейшие исследования отвергли мрачную картину городской жизни, представленную Виртом; в них сделан упор на устойчивость и жизнеутверждающую силу социальных отношений, групп и субкультур, формирующихся в городе. На основе анализа нескольких районов, различающихся уровнем урбанизации, Греер (1972) установил, что по мере усиления урбанизации люди меньше общаются со своими соседями. Они реже посещают церковь и не ходят на собрания организаций, в которых они состоят. Однако Греер обнаружил, что родственные и дружеские связи являются важными стимулами социальной интеграции в городах, особенно у средних слоев населения. Эти данные не подтверждают теорию Вирта, в которой доказывается, что формальные организации становятся ведущими в структуре урбанизированных центров. Фактически Греер опроверг эту теорию.

Другое исследование также показало, что в крупных городах ослабляются связи между соседями. Согласно точке зрения Фишера (1973), это не означает, что ослабевает социальная интеграция, ведь потенциальные друзья необязательно должны жить поблизости. Развитый автомобильный и городской транспорт дает возможность друзьям поддерживать контакты, даже если они живут на расстоянии нескольких миль друг от друга.

Кроме того, Фишер сделал обзор новейших исследований по проблеме устойчивости этнических групп, дружеских и семейных связей.

Многие исследователи показали, что этническое самосознание и единство значительно сильнее в городах, чем в сельской местности. Более того, чем больше группа представителей этнического меньшинства, тем важнее ее роль в социальной интеграции. Например, канадцев украинского происхождения, проживавших в небольших городках характерного украинского типа, сравнили с украинцами - жителями крупного многонационального города. Украинцы из большого города проявляли более глубокий интерес своим историческим корням, чем их соотечественники из маленького городка (Борнек, 1970).

Согласно Фишеру, эти данные указывают, что в большом городе человеку легче присоединиться к какой-либо группе и найти в ней друзей.

Расовая и этническая группа влияет также на готовность людей оказывать помощь друг другу. Уоррен (1981), исследуя этот вид поведения среди жителей нескольких районов, где проживали и негры, и белые (речь идет о готовности одолжить деньги, поддержать человека в тяжелую минуту и просто выслушать, что его беспокоит), обнаружил, что негры проявляли большую готовность помогать другим, чем белые. Данное различие между ними обусловлено воздействием негритянской церкви. Люди, переехавшие в другой район, часто возвращались на старое место - они были преданы своей церкви и старым друзьям. Черные священники часто призывают своих прихожан протягивать руку помощи попавшим в беду.

Согласно большинству исследований, жители городов не считают себя одинокими. И у них действительно довольно много друзей. Исключение составляют лишь алкоголики из притонов и одинокие пожилые люди. Между городскими жителями устанавливаются такие же тесные дружеские связи, как и между сельскими жителями, но вместе с тем существуют некоторые различия. В городе друзья обычно живут далеко друг от друга и не связаны единым прошлым (в сельской местности люди с рождения знают друг друга) (Фишер, 1976).

Что касается семейной жизни, то социологи установили, что, хотя городские семьи меньше по размеру, члены семьи так же преданы друг другу, как и в сельской местности или пригородах. Янг и Уильмотт (1957) исследовали рабочий район вблизи Лондона. Многие молодые супружеские пары стремились жить недалеко от родителей и довольно часто ходили к ним в гости.

Изучение различных общностей подтвердило мнение Вирта о терпимости жителей крупных городов. Чем больше город, тем терпимее его жители относятся к представителям другой расы, этнической группы или иного образа жизни. Кроме того, у них складываются более либеральные взгляды на политику, религию, секс, употребление спиртных напитков. Сельские общности могут воспринимать некоторые новые тенденции, формирующиеся в городах, но жители городов всегда опережают их в усвоении новых взглядов и обычаев.

Согласно точке зрения Вирта, распад городской семьи лишает людей значимых социальных отношений, а это оказывает влияние на их психическое состояние. Фэрис и Дунхэм (1939) обнаружили, что в центральном и смешанном районах Чикаго насчитывалось наибольшее число людей, впервые попавших в психиатрические больницы. Оказалось, что в центре города сосредоточено больше всего больных шизофренией. Однако пока не ясно, существуют ли некие специфические факторы, характерные для центральных районов городов, способствующие шизофрении, или эти районы привлекают людей, склонных к шизофрении.

Согласно исследованиям Холлингшеда и Редлиха (1958), проведенным в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), неврозы (менее серьезные психические расстройства) более всего распространены среди представителей высшего слоя общества, в то время как тяжелые психические заболевания типа шизофрении чаще встречаются среди выходцев из низшего слоя. Однако достоверность этих данных вызывает сомнение. Если мы придаем важное значение месту жительства и социальной принадлежности людей, трудно определить, в какой мере каждый из факторов воздействует на их психическое здоровье. Более того, очень трудно диагностировать психические болезни и установить, насколько человек болен. Кроме того, существует вероятность, что врачи, выходцы из средних и высших слоев общества, не всегда объективны и склонны считать психическими больными в первую очередь пациентов из низшего слоя.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДОВ

В связи с развитием городов возникли неожиданные и никем не предусмотренные экологические и социальные проблемы. Говоря об экологических проблемах, мы имеем в виду опасность нарушения или полного уничтожения взаимосвязи между людьми и естественной средой их обитания. Угроза истощения запасов нефти представляет собой экологическую проблему, то же самое касается загрязнения рек и озер, что может привести к гибели рыб и подводных растений. Помимо этого, американское общество беспокоят и другие экологические проблемы, непосредственно связанные с ростом городов. В данном разделе мы рассмотрим пять следующих проблем: заторы уличного движения, потребление энергии, загрязнение воздуха, переработка отходов и воздействие шума на жителей городов.

Заторы уличного движения

Мы уже отмечали интенсивное развитие пригородов после второй мировой войны и переселение многих групп населения из центральных городов - это движение несколько замедлилось в связи с тенденцией к джентрификации, наблюдавшейся в последнее время. В результате субурбанизации были созданы новые жилые районы и предприятия торговли в пригородных зонах, более широко стали пользоваться личными автомобилями. Это по-разному сказалось на работе городского транспорта в городах. Более старые города, такие, как Бостон и Филадельфия, оказались не в состоянии выдержать гигантское скопление транспорта, их улицы буквально задыхались от машин. Говорят, что в Бостоне "стало невозможно добраться из одной части города в другую". Более молодые города, расширившиеся за счет пригородов после второй мировой войны, смогли справиться с повышенной нагрузкой - в них строились новые автомобильные дороги и автострады. Лучший пример этого - Лос-Анджелес, где образована крупная сеть автомагистралей, способная пропускать миллионы автомобилей. Но, с другой стороны, в таких городах стало экономически нецелесообразно развивать системы массового городского транспорта.

Потребление энергии

Процесс субурбанизации происходил в период, когда бензин стоил сравнительно дешево. Жители пригородов имели возможность без затруднений приобретать недорогое топливо для своих домов и автомобилей. Но с 1973 г. стоимость нефти и природного газа значительно возросла, поэтому большие автомобили (так называемые "пожиратели горючего"), производимые в Детройте, подорожали и перестали пользоваться спросом. Такие автомобили стали непрактичными из-за высокой стоимости импортируемой нефти и растущего дефицита топлива. Эта ситуация в какой-то мере нормализовалась после незначительного снижения цен на топливо в начале 80-х годов, кроме того, возрос спрос на малолитражные автомобили более высокого качества. Однако стоимость энергии, необходимой для отопления огромных жилищных комплексов в наших городах, останется серьезной проблемой и в будущем.

Загрязнение воздуха

Концентрация автомобилей и промышленных предприятий в городах стала причиной загрязнения воздуха - это происходит, когда пыль, дым, испарения в соединении с влагой образуют смог. Загрязнение представляет опасность не только для человеческих легких и жизни вообще, оно оказывает вредное воздействие на растительный и животный мир, вызывает разрушение зданий и наносит ущерб некоторым сферам деятельности людей, например туризму (Дасманн, 1972).

Утилизация отходов

К отходам относятся металлические контейнеры, бутылки, брошенные автомобили, неиспользованные куски кирпича и бетона, мусор и другие ненужные предметы. Они не только портят пейзаж, но стремительно занимают все больше земли во многих городах. Использование таких отходов представляет собой проблему, поскольку они скапливаются в огромном количестве. Долгосрочное решение этой проблемы, например, переработка отходов, представляется слишком дорогостоящим. Однако, если другие источники энергии не подешевеют превращение мусора в топливо может стать сравнительно экономичным.

В оздействие шума

В современных городах отмечается высокий уровень шума. Гул метро, рев реактивных самолетов, гудки автомобилей и грузовиков, оглушительная музыка дискотек вызывают раздражение людей и даже причиняют им боль. Хотя все по-разному реагируют на шум, в той или иной то мере он мешает всем жителям города (Дасманн, 1972).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ

Перед властями многих городов стоит проблема непомерно растущих расходов, в то время как источники доходов сокращаются. Центральные города вынуждены тратить больше денег, чем другие поселенческие общности, по многим причинам. Поскольку в основном они возникли раньше, чем пригороды, требуются средства на восстановление старых и строительство новых зданий. Кроме того, эксплуатация и ремонт уличного оборудования, мостов, систем канализации, водоснабжения и других видов городской собственности тоже поглощают огромные средства.

Однако этим не исчерпываются основные расходы городской казны. Самые большие затраты связаны с развитием социального обеспечения, образования и правоохранительных органов. Средние и зажиточные слои общества все еще продолжают стремиться в пригороды, хотя в последнее время наблюдается тенденция возвращения в город. В результате этого огромное число жителей городов составляют бедняки - представители этнических и расовых меньшинств, а также пожилые люди, живущие на фиксированные доходы. Расходы на содержание школ в городских гетто, оплата дополнительных сил полиции в связи с высоким уровнем преступности в городах и выплата денежных пособий непропорционально растущему числу граждан становятся тяжелым бременем для городской казны. Это бремя оказывается еще тяжелее в таких городах, как Нью-Йорк, где расположено множество музеев, исследовательских центров, библиотек и посольств. Хотя соседние округа и даже вся страна в целом получают прибыли от этих учреждений, город часто несет основные расходы на их содержание. Примерно 30 процентов доходов городов составляют налоги на собственность. Но в пределах городов имеется много видов собственности, не подлежащих налогообложению: церкви, правительственные здания и университеты. В городах налогом облагаются в первую очередь коммерческие и промышленные предприятия. В результате развития торговли и расширения коммерческого сектора за счет налогов увеличиваются средства, направляемые в городскую казну. К сожалению, многие коммерческие предприятия переводятся из городов в пригороды. Эта тенденция усилилась под влиянием таких факторов, как более низкие налоги в пригородах, красивая природа и нежелание размещаться вблизи центров железнодорожного и водного транспорта.

Такие же факторы в значительной мере способствовали миграции предпринимателей илюдей, ищущих работу, с севера и среднего запада на юг и юго-запад страны. Наконец, руководителей многих крупных магазинов привлекла заманчивая перспектива приблизиться к потенциальным потребителям, и они покинули центральные города, чтобы обосноваться в пригородах. Это привело к сокращению доходов от налогов городов и росту безработицы, в связи с чем появилась необходимость в создании новых дорогостоящих общественных учреждений.

Перечисления средств от налогов, полученных финансовыми органами штатов и федеральными органами, частично восполнили эти затраты, но их оказалось недостаточно, чтобы предотвратить растущий дефицит городского бюджета. За последние 10 лет значительно возросла помощь городам со стороны властей (штатов и федеральных), но она не соответствует растущим расходам. Более того, центральным городам было выделено меньше средств из федерального бюджета и бюджета штатов, чек пригородам к сельским районам, поэтому главными источниками пополнения городской казны служат местные налоги. Учитывая такое соотношение затрат и доходов, перспектива обновления центральных городов страны не представляется радужной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале этой главы мы заглянули в маленький ирландский поселок сельского типа. Его жители занимаются главным образом сельским хозяйством, социальная структура отличается простотой, состав его населения и культура однородны, издавна он был оторван от внешнего мира; и все же Е его жизнь проникли некоторые черты крупных промышленных городов. В конце главы мы перенеслись в огромные города, интенсивно развивавшиеся в течение последних десятилетий. Они совсем непохожи на крошечный ирландский поселок, затерянный в глуши, - в них созданы сложные системы разделения труда и социальной организации, сформировались многие расовые и этнические общности, для них характерно многообразие культур и космополитизм.

Учитывая коренное различие между сельскими и городскими общностями, можно сделать вывод, что человечество в своем развитии прошло огромный и сложный путь. Наверное, следует задать вопрос: а стоило ли проходить этот путь? На него нельзя ответить однозначно. Развитие городов способствует росту благосостояния людей, совершенствованию культуры, глубокому духовному обновлению и многообразию социальной жизни - это недостижимо ни в одном сельском поселке. В то же время в городах существуют целые группы несчастных и обездоленных людей, множество экологических и социальных проблем. Безусловно, городская жизнь будет усложняться, и будущим поколениям предстоит, с одной стороны, затратить много времени и сил на борьбу с пороками современных городов и, с другой стороны, реализовать благоприятные возможности, заложенные в их развитии.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Поселенческую общность можно определить как совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют многие виды деятельности для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.

2. Первые города возникли примерно пять-шесть тысяч лет назад в долинах рек - это создавало благоприятные условия для развития торговли я контактов с другими народами, способствовало обмену идеями по вопросам социальной жизни и в области технологии. Древняя городская жизнь доел игла наибольшего расцвета в эпоху Римской империи - города строились или расширялись по всей территории от Британии до Ирака. Многие крупные современные города были основаны как порты Европы. В последнее время основное влияние на процесс урбанизации оказала индустриализация. Развитие промышленности и тенденция к ее концентрации в городах способствовали миграции сюда большого числа сельских жителей в поисках более высокооплачиваемой работы.

3. Урбанизация в США тесно связана с индустриализацией. В XVIII и XIX вв. большинство населения страны было сосредоточено в промышленных городах Северо-Востока. В XX в. население и промышленность выходят за пределы городских центров. Это явление называют распространением городов.

4. При классификации различных поселенческих общностей учитываются такие факторы, как размер территории, зависимость от других общностей, возраст членов общности, состав ее населения и образ жизни. Социологи делают упор на противоположность между традиционными и современными сущностями, хотя различие между ними не является абсолютным.

5. Центральный район состоит из одного или более городов с прилегающими к нему пригородами. Согласно статистическим данным, люди с более низким достатком, уровнем образования и профессиональной подготовки преобладают в городах, в то время как люди с более высокими доходами и уровнем образования переселились в пригороды. Ганс выделил пять основных групп среди горожан, различающихся по образу жизни в зависимости от их социального положения: космополиты; не состоящие в браке и состоящие в браке, но не имеющие детей; члены этнических поселенческих общностей; обездоленные; обреченные.

6. В Америке пригороды существуют по крайней мере стечение столетия; их развитие стало наиболее интенсивным после второй мировой войны. Аллен определил пять основных этапов субурбанизации: на первом этапе (1900-1920 гг.) жители пригорода ездили в город на трамвае; второй связан с широким распространением личных автомобилей (1920-1930 гг.); на третьем - развитие пригородов было неравномерным (1930 г. - конец второй мировой войны); на четвертом - в пригородах стали строить дома из сборных конструкций; пятый этап сопровождался миграцией в пригороды коммерческих предприятий. Хотя не существует особого образа жизни, характерного для жителей пригородов, главное для них - дом и семья.

7. В последнее время в городах происходит процесс джентрификации, противоположный субурбанизации. Джентрификация предполагает строительство в городе жилых домов улучшенного качества и переселение в них белых семей с высоким уровнем доходов.

8. В результате расширения американских городов имели место развитие и слияние городских зон и образование множества городских общностей, названной конурбацией. Среди негативных последствий конурбации следует назвать трудность координации политических мер по решению важных проблем городов.

9. Парк и Бургесс рассмотрели два процесса, в которых осуществляется стремление различных групп населения переселиться в другие районы города. Инвазией называется переселение группы в район, где проживала другая группа; сукцессия происходит, когда одна группа заменяет другую и становится господствующей.

10. Согласно теории централизации (одной из теорий распределения населения), скопление людей наблюдается, если они вынуждены располагаться в определенном центральном месте, чтобы торговать, работать на крупной фабрике или осуществлять централизованное управление обширной территорией. В соответствии с гипотезой концентрических зон модель развития города представляет собой расширяющийся ряд колец, или зон, сосредоточенных вокруг центрального делового района. Согласно теории секторов, развитие города определяется направлением транспортных коммуникаций и спецификой уже застроенных районов. Теория многоядерно-сти учитывает наличие в некоторых городах нескольких деловых центров.

11. Вирт характеризовал урбанизацию, исходя из размеров территории, плотности и гетерогенности городского населения. Он придавал основное значение двум факторам, определяющим мировосприятие жителей городов: психологическим эффектам городской жизни и их воздействию на социальную структуру. Согласно Вирту, экономические процессы способствуют фрагментации городской жизни на обособленные сферы, соответствующие различным видам деятельности. Этот процесс, названный дифференциацией, ослабляет социальные связи, и индивид чувствует себя все более одиноким в равнодушном мире.

12. Точка зрения Вирта подверглась критике со стороны теоретиков, которые выражают более оптимистическое отношение к жизни в городе. Сторонники композиционной теории считают, что небольшие группы, в которые входят жители городов, как бы изолируют их от порочных эффектов городской среды. Согласно теории субкультур, городская среда непосредственно воздействует на личную жизнь людей; кроме того, она благоприятна для создания и укрепления социальных групп и субкультур.

13. В результате эмпирического исследования городской среды установлено, что по мере усиления урбанизации люди в меньшей мере стремятся навещать соседей и участвовать в деятельности формальных организаций, однако родственные и дружеские связи остаются устойчивыми. В городах более ярко выражена тенденция к этническому самосознанию и сплоченности, чем в сельской местности. В то же время жители городов более терпимы к представителям других рас, этнических групп и образов жизни.

14. В ходе развития городов возникли непредвиденные социальные и экологические проблемы. К экологическим проблемам относятся заторы уличного движения, потребление энергии, загрязнение воздуха, утилизация отходов и вредное воздействие шума. Обострение социальных проблем городов вызвано быстрым ростом городских расходов и сокращением источников доходов. Миграция людей со средним и высоким уровнем доходов, а также коммерческих и промышленных предприятий в пригороды стала причиной сокращения доходов от налогов и роста безработицы в городах, в связи, с чем возросла необходимость в создании новых общественных учреждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.95.7 (0.019 с.)