Жизнь и научные труды Сен-Симона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь и научные труды Сен-Симона



Сен-Симон (1760-1825) интересен, прежде всего, как учитель Огюста Конта, признанного основоположником социологии. Ему Конт обязан основополагающими идеями: начиная от замысла позитивизма как философии и кончая концепцией «подлинной науки об обществе». Самое существенное, что добавил Конт к сен-симонизму, это не новые идеи, а детализирующая и систематическая их разработка. Благодаря этому «наброски» и «проекты» учителя приобрели у ученика характер дисциплины.

Определяющим в развитии мыслителя было его чисто духовное отношение к науке. Он верил, что наука способна обеспечить людям счастье, «улучшить судьбу человечества». В своей работе «Письма женевского обитателя к современникам» - одно из первых программных выступлений автора, он подает свое религиозное почитание ньютонианской науки как новую религию. Верил в закон всемирного тяготения. Утверждал, что зная «план Вселенной» можно предсказать все последующие в ней изменения.

Сен-Симон соединил 2 идеи, которые определили своеобразие его версии позитивизма: это ориентация на естествознание, как на единственно возможную модель всякого научного знания, и непоколебимая вера в прогресс.

Ориентация на естественнонаучную модель нашла у него применение, прежде всего, в понимании разума, разумности как таковой. Под ней он понимает способность человека артикулировать и сочетать идеи (понятия), вырабатываемые на основе его первичных ощущений с помощью знаков, т.е. прежде всего устной речи.

Разум в своем развитии проходит 2 цикла. 1-й – осуществляемый на основе религии с одной стороны; прогресса, протекающего на почве науки – с другой. Каждый из этих циклов распадается на 3 фазы поступательного развития:

 

1) стадия идолопоклонства (у Конта - фетишизм)

2) стадия политеизма

3) стадия теизма (монотеизма у Конта)

Большое влияние на философию Сен-Симона оказали труды Адама Смита, его акцентирование социально-экономического аспекта в историческом процессе. Им стало использоваться понятие «феодализм» и, в связи с этим: «феодальное и промышленное общество», «феодальный и промышленный класс».

У. А. Смита заимствует и то, что общества бывают разных типов. Это деление обществ на военные и промышленные. С связи с этим, обращается к идее Конта, которую он расценил как «прекрасную и полезную».

Кризис же своего общества Сен-Симон и Конт расценили как вызванный социальным противоречием между «промышленным характером» общества и «военным характером» политико-административных учреждений, унаследованных от прежнего общества.

Существо этого кризиса состоит в переходе от феодальной и теологической системы к промышленной и научной. Для существования этой перемены «потребовалась специальная деятельность на протяжении нескольких веков особых классов…». И он выделяет 3 стадии исторической эволюции:

1) феодализм и теология

2) логисты и метафизики

3) промышленность и опытные науки

Спор между Сен-Симоном и Контом. Работа «Катехизис промышленников». Для Сен-Симона во главе общества должны стоять промышленники, для Конта – интеллектуалы (ученые-позитивисты).

Индустриализм Сен-Симона.

Сен-Симон - проповедник индустриализма, понимаемого им несколько своеобразно. В системе индустриализма он усматривал путь к прогрессу общественных отношений. Краткое изложение его основных идей именуют "Параболой Сен-Снмона".

Автор "Параболы" развивает следующую аргументацию. Если общество потеряет своих главных промышленников, ученых, банкиров, нация превратится в безжизненный организм. Если же общество останется без чиновников, священников, дворян, никакого серьезного ущерба для государства не будет. Мир, в котором живут люди, опирается на промышленность, общество сильно деятельностью тех, кто занят в промышленности, науке, сфере производства.

В обществе, по словам Сен-Симона, существуют две группы людей: "пчелы" и "трутни", работники и бездельники. Первые - основа общества, от вторых нужно избавляться. Управлением должно заняться экономическое правительство; оно сменит политиков, вместо управления людьми станет управлять вещами.

В отличие от классиков во главу угла Сен-Симон ставит распределение не доходов, а собственности. Преодолеть социальное неравенство можно посредством справедливого распределения основных материальных благ.

Выдвинутые Сен-Симоном идеи были во многом утопичны. Тем не менее они оказали немалое воздействие на формирование идей социального равенства, социально-экономических преобразований. Идеал автора "Параболы" - постепенная индустриализация, которая поднимет производительные силы; реформирование капиталистического общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.007 с.)