Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнь и научные труды Сен-СимонаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сен-Симон (1760-1825) интересен, прежде всего, как учитель Огюста Конта, признанного основоположником социологии. Ему Конт обязан основополагающими идеями: начиная от замысла позитивизма как философии и кончая концепцией «подлинной науки об обществе». Самое существенное, что добавил Конт к сен-симонизму, это не новые идеи, а детализирующая и систематическая их разработка. Благодаря этому «наброски» и «проекты» учителя приобрели у ученика характер дисциплины. Определяющим в развитии мыслителя было его чисто духовное отношение к науке. Он верил, что наука способна обеспечить людям счастье, «улучшить судьбу человечества». В своей работе «Письма женевского обитателя к современникам» - одно из первых программных выступлений автора, он подает свое религиозное почитание ньютонианской науки как новую религию. Верил в закон всемирного тяготения. Утверждал, что зная «план Вселенной» можно предсказать все последующие в ней изменения. Сен-Симон соединил 2 идеи, которые определили своеобразие его версии позитивизма: это ориентация на естествознание, как на единственно возможную модель всякого научного знания, и непоколебимая вера в прогресс. Ориентация на естественнонаучную модель нашла у него применение, прежде всего, в понимании разума, разумности как таковой. Под ней он понимает способность человека артикулировать и сочетать идеи (понятия), вырабатываемые на основе его первичных ощущений с помощью знаков, т.е. прежде всего устной речи. Разум в своем развитии проходит 2 цикла. 1-й – осуществляемый на основе религии с одной стороны; прогресса, протекающего на почве науки – с другой. Каждый из этих циклов распадается на 3 фазы поступательного развития:
1) стадия идолопоклонства (у Конта - фетишизм) 2) стадия политеизма 3) стадия теизма (монотеизма у Конта) Большое влияние на философию Сен-Симона оказали труды Адама Смита, его акцентирование социально-экономического аспекта в историческом процессе. Им стало использоваться понятие «феодализм» и, в связи с этим: «феодальное и промышленное общество», «феодальный и промышленный класс». У. А. Смита заимствует и то, что общества бывают разных типов. Это деление обществ на военные и промышленные. С связи с этим, обращается к идее Конта, которую он расценил как «прекрасную и полезную». Кризис же своего общества Сен-Симон и Конт расценили как вызванный социальным противоречием между «промышленным характером» общества и «военным характером» политико-административных учреждений, унаследованных от прежнего общества. Существо этого кризиса состоит в переходе от феодальной и теологической системы к промышленной и научной. Для существования этой перемены «потребовалась специальная деятельность на протяжении нескольких веков особых классов…». И он выделяет 3 стадии исторической эволюции: 1) феодализм и теология 2) логисты и метафизики 3) промышленность и опытные науки Спор между Сен-Симоном и Контом. Работа «Катехизис промышленников». Для Сен-Симона во главе общества должны стоять промышленники, для Конта – интеллектуалы (ученые-позитивисты). Индустриализм Сен-Симона. Сен-Симон - проповедник индустриализма, понимаемого им несколько своеобразно. В системе индустриализма он усматривал путь к прогрессу общественных отношений. Краткое изложение его основных идей именуют "Параболой Сен-Снмона". Автор "Параболы" развивает следующую аргументацию. Если общество потеряет своих главных промышленников, ученых, банкиров, нация превратится в безжизненный организм. Если же общество останется без чиновников, священников, дворян, никакого серьезного ущерба для государства не будет. Мир, в котором живут люди, опирается на промышленность, общество сильно деятельностью тех, кто занят в промышленности, науке, сфере производства. В обществе, по словам Сен-Симона, существуют две группы людей: "пчелы" и "трутни", работники и бездельники. Первые - основа общества, от вторых нужно избавляться. Управлением должно заняться экономическое правительство; оно сменит политиков, вместо управления людьми станет управлять вещами. В отличие от классиков во главу угла Сен-Симон ставит распределение не доходов, а собственности. Преодолеть социальное неравенство можно посредством справедливого распределения основных материальных благ. Выдвинутые Сен-Симоном идеи были во многом утопичны. Тем не менее они оказали немалое воздействие на формирование идей социального равенства, социально-экономических преобразований. Идеал автора "Параболы" - постепенная индустриализация, которая поднимет производительные силы; реформирование капиталистического общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.019 с.) |