Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе



Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе

Трудовое воспитание (ТВ) — это процесс организации и стимулирования трудовой деят-ти уч-ся, форм-я у них трудовых уме­ний и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

ТВ реб-ка начинается с форм-я в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Оно тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, техноло­гии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; спо­собствует правильному выбору профессии. Т.о. политехни­ческое образование является базой ТВ.

Функции ТВ: 1)обучающая – овладение уч-ся практическими умениями и навыками в сфере труда; 2)развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, соц развитие; 3)воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачи ТВ: 1) формирование у уч-ся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких соц мотивов трудовой деят-ти; 2)развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в твор­ческом труде, стремление применять знания на практике; 3)воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и от­ветственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; 4)вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физиче­ского труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными зада­чами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производ­ственными условиями района, области, возможн и традициями школы и т. д.

Система трудового воспитания включает:

1) учебный труд (труд, который связан с условиями накопления знаний, это умение дет учится, обобщать, наблюдать)

2) трудовое обучение (формирование трудовых умений и навыков);

3) общественно полезный труд (самообслуживание, сельхозработы, трудовые операции, например, уборка класса, школьных территорий, приготовление игрушек для малышей и т.д.

4) профессионально-ориентационная работа.

Проф. ориентация – целенаправленная деятельность по подготовке к выбору профессии в соответствии с личностными способностями, интересами человека и общественными требованиями.

Проф. ориентация проходит несколько этапов:

1) профессиональная ориентация – сообщение сведений о разных профессиях и их значении условиями работы и условиями получения этой профессии; 2) проф. консультации – это система оказания помощи в профессиональном самоопределении, она основана на изучении личности ребенка, она предусматривает выделение склонностей, его способностей, психологические особенности и особенности здоровья;

3) проф. отбор (осуществляется за границами школы) – определение соответствия данной личности выбранной специальности; 4) проф. адаптация (осуществляется вначале проф. деятельности) – приспособление человека к выбранной профессии.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

1) ознакомление уч-ся с особен различных проф и спец-тей, с требованиями по подгот к овладению выбран­ной профес; 2) приобщение уч-ся к посильному труду в сфере промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности про­изводительного труда, связанного с созданием матер-х ценностей; 3) организ-я трудго допрофес-го или нач про­фес-го обуч уч-ся в сист занятий в шк-х ма­стерских и в УПК.


 

Технологии эффективного управления процессом обучения. Альтернативные

Технология воспитания

В широком смысле — система последовательного раз­вертывания педагогической деятельности и общения, на­правленных на достижение поставленной цели во всей системе.

В узком смысле — проявление индивидуально мастерства педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации

Сущностные характеристики технологий воспитания те же, что и у технологий обучения: постановка, гностических целей и задач, возможность воспроизведения воспитательного цикла, обратная связь, коррекция того или иного этапа педагогического процесса. Вместе с тем технологии воспитания сложнее конструировать и реализовывать.

Целевые установки в рамках воспитательных технологий будут иметь форму ожидаемого результата в том случае, если они отражают закономерности воспитательного процесса, ориентированы на конкретную личность. Технологично поставить цели воспитания педагогу помогут знания и умения в области психологии педагогической диагностики. После постановки цели на основе данных диагностики производится отбор содержания, методов, приемов, форм, средств воспитания и создается собственно технологическая цепочка.

Как полагает известный педагог Л. И. Маленкова, существуют два уровня овладения воспитательной технологией: элементарный и профессиональный. В первом случае педагог освоил основные операции отделы технологий, во втором — он свободно владеет палитрой воспитательных технологий. Выделяют разные уровни понятия «воспитательная технология».

Характер воспитательной технологии зависит от отношения педагога к ребенку. В зависимости от этого определяется тип технологии: авторитарная или гуманистическая, личностно ориентированная. Назовем основные признаки гуманистических воспитательных технологий:

· Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Нет воспитания вообще, есть воспитание конкретной личности в конкретных условиях.

· Позитивное восприятие ребенка (учащегося). Важно понять и воспринять его таким, каков он есть, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила в нем природа, верить в его силы и возможности.

· Этика ненасилия как философская концепция гуманистических воспитательных технологий: осу­ществление воспитания без принуждения, психического и физического насилия. Реализуется через признание прав ребенка, через представление ему возможности высказывать свою точку зрения, иметь право на собственное мнение, выбор и т. п.

· Психолого-педагогическая поддержка растущей личности, помощь воспитаннику в развитии и саморазвитии. Основой поддержки является уверенность воспитанников в понимании и добро­желательности, искренности педагога.

· Доверие воспитаннику. Реализуется как в непосредственном взаимодействии с ним, так и через создание благоприятного морального климата, атмосферы доверия в детской (учебной) группе.

· Воспитывающие ситуации (создаются воспитателем целенаправленно для коррекции поведения и взаимоотношений).

· Свобода и творчество.

· Игра как средство, метод деятельности детей и подростков

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе

Трудовое воспитание (ТВ) — это процесс организации и стимулирования трудовой деят-ти уч-ся, форм-я у них трудовых уме­ний и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

ТВ реб-ка начинается с форм-я в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Оно тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, техноло­гии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; спо­собствует правильному выбору профессии. Т.о. политехни­ческое образование является базой ТВ.

Функции ТВ: 1)обучающая – овладение уч-ся практическими умениями и навыками в сфере труда; 2)развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, соц развитие; 3)воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачи ТВ: 1) формирование у уч-ся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких соц мотивов трудовой деят-ти; 2)развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в твор­ческом труде, стремление применять знания на практике; 3)воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и от­ветственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; 4)вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физиче­ского труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными зада­чами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производ­ственными условиями района, области, возможн и традициями школы и т. д.

Система трудового воспитания включает:

1) учебный труд (труд, который связан с условиями накопления знаний, это умение дет учится, обобщать, наблюдать)

2) трудовое обучение (формирование трудовых умений и навыков);

3) общественно полезный труд (самообслуживание, сельхозработы, трудовые операции, например, уборка класса, школьных территорий, приготовление игрушек для малышей и т.д.

4) профессионально-ориентационная работа.

Проф. ориентация – целенаправленная деятельность по подготовке к выбору профессии в соответствии с личностными способностями, интересами человека и общественными требованиями.

Проф. ориентация проходит несколько этапов:

1) профессиональная ориентация – сообщение сведений о разных профессиях и их значении условиями работы и условиями получения этой профессии; 2) проф. консультации – это система оказания помощи в профессиональном самоопределении, она основана на изучении личности ребенка, она предусматривает выделение склонностей, его способностей, психологические особенности и особенности здоровья;

3) проф. отбор (осуществляется за границами школы) – определение соответствия данной личности выбранной специальности; 4) проф. адаптация (осуществляется вначале проф. деятельности) – приспособление человека к выбранной профессии.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

1) ознакомление уч-ся с особен различных проф и спец-тей, с требованиями по подгот к овладению выбран­ной профес; 2) приобщение уч-ся к посильному труду в сфере промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности про­изводительного труда, связанного с созданием матер-х ценностей; 3) организ-я трудго допрофес-го или нач про­фес-го обуч уч-ся в сист занятий в шк-х ма­стерских и в УПК.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.015 с.)