Сущность, структура и функции политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, структура и функции политической системы



Сущность, структура и функции политической системы

Институциональный подход, который применяют некоторые политологи, рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. СТРУКТУРА ПС: 1.Институцион подсистема(осн полит институты,кот приним участие в полит жизни об-ва).Гос-во и партия-собственно-полит институты.Несобств-полит инстит: профсоюз,церковь,СМИ. 2.Нормативно-регулятивная подсистема(полит и правовые нормы,регулир пол жизнь в об-ве(констит,законы,декреты); нормы д-ти общ орг-ций(программы и уставы партий); этико-моральные принципы и нормы,регулир полит поведение элиты; неписанные обычаи и традиции,регулир полит поведение граждан). 3.Функциональная подсистема(способы и ср-ва воздейств полит системы на полит жизнь об-ва. Конкретное выражение это находит в полит отн-ях и полит режиме). 4.Культ-идеолог подсистема(комплекс наиболее типичных для данного об-ва стереотипов полит представл,цен-тей,идеолог взглядов,ориентаций).ФУНКЦИИ ПС: 1.Властно-интеграционная(объедин в единое сообщество соц групп об-ва на базе опред цен-тей и идеалов) 2.Целеполагания(определ целей и задач развития об-ва во всех сферах жизни) 3.Организаторская(мобилизация людских,матер и дух ресурсов для достиж поставл целей) 4.Регулятивная(контроль за выполнением полит и др норм поведения). Системный подход

обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе.

При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политические взаимодействия ориентированы на авторитетное распределение ценностей в обществе. Политическая система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой.

Политическая система характеризуется властным верховенством. С помощью политической системы осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всех.

 

 

Основные тенденции развития политической системы РБ

Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами cохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Дек 1991-независимость РБ.Введён пост главы гос-ва – президент.Появ реально работающий парламент.В БССР был 'декоративный' парламент. Многопартийность(сегодня 15 полит партий,в БССР была одна коммунист партия). Сущ открытая б-ба за власть,открытая оппозиция,полит плюрализм. Особ-ти полит сист РБ: -наличие опред перекоса в распредел властных полномочий в сторону исполнит органов власти,-отсутствие влият полит партий и движений общенац масштаба,-слабость конструктивного компонента д-ти полит оппозиции,-фрагментальность полит к-ры.(Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества; расхождение в вопросах понимания власти; высокая степень конфликтности)

 

 

Понятие полит.режима

Понятие – совокупность суждений об отличит.чертах изуч.явления. Режим(лат.правитель, направление) – определённая цепь событий, разворачивающаяся в определ.время. политич.режим – 1 из наиболее обсуждаемых категорий в политологии.

Основные интерпретации пол.реж:

1.политико-правовой подход(1 из наиб.употребл.) представлен правоведами. Полит.режим – 1 из форм гос-ва. Акцентир.внимание на образование формальных ф-кций полит.реж.

2.политич.подход – обращ.внимание на неформ.стороны полит.реж.

3.институциональный подход- пол.реж. – совокупность действий и взаимодействий всех полит.институтов.

4.структурно-функциональный

5.системный анализ. Рассматривает не только вес определённых лиц и распред.полит. статусов, но и влияние внешней среды(внешние условия и влияние соц.факторов)

 

Критерии оценки пол.режима

критерии пол.реж – мерило оценки пол реж.

Сущ.много классификаций.

2 половина 20 в амер.политологи Линз и Степан предложили 4 критерия оценки пол.реж:

1.режим можно понять содержательно и формально, елси мы будем понимать. Что в нём присутствует доля полит.плюрализма.

2. роль и место идеологии(совок.идей и представлений, дающих понимание о нашем месте в мире)

3.степень участия населения в политич процессе.

Демокр.пол.реж. – участие большинства

Авторитарный – население – статисты

Тоталитарный – молчаливое больш-во.

4. выявление х-ра борьбы за:

-полит.лидерство

-доступ к полит.позициям и ролям

5.уровень политич.свободы

 

Авторитарный полит.режим.

Политический режим – совокупность способов и методов осуществления полит власти,отраж уровень свободы в об-ве. Авторит ПР-режим,в кот вл осущ конкр лицом(группой лиц) при миним участии народа.

Признаки: -монополия на вл, глава гос-ва и его ближайшее окружение при одновремен отчуждении народа от реальных очагов гос власти, -отказ от тотальн контр гос-ва над об-вом(за искл полит сферы), -рез-ми выборов манипулируют, -ограничены права и свободы граждан, -правящая партия сращена с гос-ом, но: допускается наличие неск партий,но вл старается ослабить их влияние, -скрытый террор, -командно-администр методы гос управления явл ведущими, -частичная цензура, -пониж уров полит к-ры. Самый распространённый режим. Сильные стороны: -порядок,стабильность об-ва, -низкий ур преступности, -эконом и соц права граждан, -вл в руках главы гос-ва. Слабая сторона: -полная зависимость политики от позиций главы гос-ва,отсутствие у граждан возможн предотвращения полит авантюр, -нарушение прав и свобод граждан, -отсутствие свободы слова. СССР при Брежневе, Европ соц гос-ва после 2мир войны. Разновидности: 1. «Военные режимы» после 2мир войны в развив странах 2.Гражданская диктатура: единоличн вл гражд лица,обычно таким лицом стан лидер харизмат типа 3.Теократические гос-ва: режим в Иране,в др мусульманских странах.

 

Бюрократия в системе власти

БЮРОКРАТИЯ (от франц. bureau – бюро и греч. kratos – власть, господство, буквально власть канцелярии) – специфическая форма реализации власти, система управления обществом, осуществляемая привилегированной группой, кастой, элитой, которым присущ свой особый, корпоративный интерес. Характерные черты бюрократического правления: закрытое принятие решений, формализм, отрыв центров исполнительной власти от воли и решений большинства, иерархическая система управления, подбора и ротации кадров, высокий профессионализм аппарата.

Бюрократия – естественная и необходимая форма всякой организации, которая характеризуется эффективностью, достигаемой за счет четкого распределения обязанностей и использования высококвалифицированных специалистов в управлении; наличием системы установленных правил управленческой деятельности; иерархией власти, позволяющей осуществлять постоянный контроль за деятельностью сотрудников. Рациональность бюрократии не отменяет того, что в ее деятельности характерным является перенос акцента с целей организации на средства их достижения. Различают бюрократию: авторитарную – базирующуюся на повиновении и использовании различных санкций, обеспечивающих упрочение власти, а также представительную, основанную на знании, опыте и умении.


 

Сущность, структура и функции политической системы

Институциональный подход, который применяют некоторые политологи, рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. СТРУКТУРА ПС: 1.Институцион подсистема(осн полит институты,кот приним участие в полит жизни об-ва).Гос-во и партия-собственно-полит институты.Несобств-полит инстит: профсоюз,церковь,СМИ. 2.Нормативно-регулятивная подсистема(полит и правовые нормы,регулир пол жизнь в об-ве(констит,законы,декреты); нормы д-ти общ орг-ций(программы и уставы партий); этико-моральные принципы и нормы,регулир полит поведение элиты; неписанные обычаи и традиции,регулир полит поведение граждан). 3.Функциональная подсистема(способы и ср-ва воздейств полит системы на полит жизнь об-ва. Конкретное выражение это находит в полит отн-ях и полит режиме). 4.Культ-идеолог подсистема(комплекс наиболее типичных для данного об-ва стереотипов полит представл,цен-тей,идеолог взглядов,ориентаций).ФУНКЦИИ ПС: 1.Властно-интеграционная(объедин в единое сообщество соц групп об-ва на базе опред цен-тей и идеалов) 2.Целеполагания(определ целей и задач развития об-ва во всех сферах жизни) 3.Организаторская(мобилизация людских,матер и дух ресурсов для достиж поставл целей) 4.Регулятивная(контроль за выполнением полит и др норм поведения). Системный подход

обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе.

При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политические взаимодействия ориентированы на авторитетное распределение ценностей в обществе. Политическая система – это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой.

Политическая система характеризуется властным верховенством. С помощью политической системы осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всех.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.008 с.)