Основные социологические теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные социологические теории



1. Ролевая теория - анализ взаимодействий представленных как исполнение заданных обществом ролей.

Социальный статус – ранг, позиция, положение индивида в обществе.

Социальная роль – поведение, ожидаемое от того, что имеет определенный статус

Включает:

Ожидания, основанные на культуре и системе ценностей данного общества

функциональность

Социология по разным основаниям выделяет статусы:

По способу приобретения

Достигнутый - вне зависимости о способностей и усилий

Достигаемый – личные усилия

Возрастной статус

Предписанный

Гендер – социальный пол. Совокупность представлений о поведенческих особенностях мужчин и женщин.

В сложном статусе ролей возможны конфликты, обусловленные:

Несоответствие между исполнением роли и ожиданием окружающих

Несовместимые ожидания по отношению к одной роли личности (руководитель среднего звена)

Выполнение различных социальных ролей

Ролевой конфликт – столкновение о поводу исполнения социальных ролей личностью и ожидания окружающих.

Вывод: общество задает роли, как в театре. Личность пассивна. Может ли личность изменить это? – ответа не дано.

 

2. Теория зеркального «Я». Автор американский социолог-Чарльз Кули. Он изучал вопрос, каким образом формируется понимание своего «Я» и его отличие от других личностей.

Как человек понимает свое отличие от других людей? Это происходит благодаря воспринятым реакциям других людей на его личность.

«Если девушке постоянно напоминают что она красавица, то она начинает вести себя соответственно» - «Я» образ формируется не только благодаря объективным факторам, но и через отношение других людей к персоне, через оценки других людей.

Личность –это сумма психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей. В физическом зеркале мы видим свой физический образ. Также и воспринятые нами реакции других людей о нас- дает образ социального зеркала –социального «Я». Социальное зеркало действует на нас постоянно и может меняться:

мы сами себе выбираем социальные зеркала, дружим с теми, кто высказывает хорошее мнение о нас. Наше представление о наших способностях искаженное – у кого-то завышенное, у кого-то заниженное. Конечно, оптимально было бы соответствие действительности.

Оценка «в глаза» одна, «за глаза»-другая.

ВЫВОД: эта теория преодолевает недочеты ролевой теории, где роли задаются обществом. В теории зеркального «Я» есть собственная активность человека.

Теория зеркального «Я» учитывает только влияние микросреды, но не учитывает влияние общества.

Социализация.

Социализация - есть процесс усвоения норм, ценностей, установок социального окружения.

Первичная – протекает в юном детском возрасте. Тут многое зависит от первичных групп: семьи, детского коллектива, компании сверстников. В это время формируются шаблоны поведения, шаблоны чувств. «У мальчика формируется идеальный образ девочки, у девочки - идеальный образ мальчика, и это сопровождает их всю жизнь». Этот этап социализации завершается тогда, когда в сознании ребенка формируется образ «обобщенного другого» - это некая контролирующая инстанция, но абстрактная, сформированная в сознании. Сначала образцом для поведения являются друзья, родители, но потом постепенно формируется такой образ, как образ обобщенных человеческих качеств, который изнутри контролирует поведение личности и тут уже внутренний мир ребенка становится симметричным внешнему миру, то есть личность адекватно начинает отражать внешнюю действительность.

Вторичная - протекает преимущественно во вторичных группах. Это социализация, проходящая на основе первичной.

Процессам социализации помогают люди- «агенты социализации».

Агенты первичной социализации: родители, братья, сестры, друзья, учителя. Также это воображаемые компаньоны – они созданы самой личностью, их конструируют дети (феи, волшебники). Являются универсальными агентами.

Агенты вторичной социализации – люди, представители вторичных групп: представители администрации учебного заведения, милиционеры, начальники, сотрудники компаний и т.п.

Институты социализации – закрепленные определенным образом социальные отношения

Школа

Семья

Армия

Политические движения

СМИ

Церковь

Трудовые коллективы

Петр Штомпка называет среди них слабые звенья:

Семья – именно современная семья стала слабым звеном. Самый лучший пример – личный. Но родители не все могут похвастаться хорошим жизненным примером. Также наблюдается распады семей и это своеобразное потрясение для ребенка

Школа – больше ориентирована на информирование школьника, на подачу знаний. Человеческие качества остаются в стороне.

Церковь – происходит секуляризация – отход от церковных ценностей. Она не имеет того влияния на социализацию как раньше.

Поселенческая община – личность раньше находилась в постоянном контроле общины. Сейчас в современных городах это менее заметно.

Этапы социализации

1. В соответствии с этапами жизненного пути.

1. Детство

2. Отрочество

3. Юность

4. Зрелость

5. Более старшие

Самый оптимальный возраст – ранние этапы. В молодости личность впитывает жизненный опыт и элементы культуры.

Социализация протекает всю жизнь.

Социализация взрослых отличается от детей:

У детей в процессе социализации формируются базовые ценностные ориентации, стержень личности, жизненные приоритеты. А у взрослых меняется в основном внешнее поведение.

Дети усваивают новые нормы, а взрослые их оценивают.

У детей социализация проходит менее гибко (черно-белый мир, хорошее - плохое), чем у взрослых (полутона, им не свойственнен розовый оптимизим или черный пессимизм).

Жизнь это постоянное преодоление кризисов, но это дается недаром и личность становится другой: приобретает качества и жизненный опыт.

2. В соответствии с главным статусом личности. Главный статус – трудовой статус.

1. Дотрудовой

2. Трудовой

3. Послетрудовой

Времена меняются, и выделяют:

Ресоциализация – обучение новым ценностям. Ролям, нормам и правилам поведения взамен старым.

Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения

Личность переезжает жить в другое общество

Это две стороны одного процесса, процесса продолженной (взрослой) социализации.

 

Механизмы социализации

1. По степени целенаправленности

Стихийный

Целенаправленный - воспитательный процесс.

Если оставить один из этих процессов, то можно получить перекосы в свойствах личности.

2. По позитивности

Позитивный – идентификация личности, имитация поведения с авторитетными людьми.

Негативный – индивид испытывает чувство нравственного дискомфорта.

Общественное мнение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.008 с.)