Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука: предмет и категории

Поиск

Политология как наука: предмет и категории

Политоло́гия (греч. πολιτικός — от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

1. Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон;Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

2. Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 год. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. В 1920-30-е годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки в учебных заведениях.

3. Рефлексия. 1945 год — продолжается до наших дней. В 1948 году под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высших учебных заведениях.

Научные труды:

· Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли — «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, Цицерона, «О граде Божьем» Аврелия Августина.

· Средневековье: Фома Аквинский и его последователи из Саламанкской школы.

· Возрождение: Макиавелли, «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» — отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.

· Новое время: Спиноза, «Богословско-политический трактат»; Гоббс, «Левиафан»; Локк, «Два трактата о правлении». Произведения просветителей (Монтескьё, Вольтер, Руссо), социалистов-утопистов (Оуэн, Фурье,Сен-Симон).

· XIX в.: социальные концепции Маркса, Вебера и Спенсера.

· ХХ в.: Поппер, «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм»); труды Римского клуба.

· Политическая мысль Древнего Востока

· Политология, как и любая другая наука, использует как общенаучные категории, так и категории наук, находящихся на стыке с её объектной областью, а также свой собственный (специфический) категориальный аппарат.

· А) Общенаучные категории, т.е. категории, используемые большинством социально-экономических и гуманитарных наук: цивилизация, культура, общество, население, власть, народ, прогресс, свобода, революция, эволюция, военное строительство, право, образ мышления и другие.

· Б) Категории наук, находящихся на стыке с политологией: правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические институты, социальные слои и группы, профессиональная армия, военно-политические конфликты и другие.

· В) Собственные (специфические) категории: политика, политическая власть, политическая система, политическая организация, политический режим, политический плюрализм, политические интересы, политические ценности, политическая деятельность и другие.

Личность и политика

Среди участников политических отношений центральное ме­сто занимает личность. Она играет в политическом процессе клю­чевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политичес­ких отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он — главная фигура на политической сцене.

Личность как субъект политических отношений выступает в качестве носителя политического сознания и политической куль­туры, а главное — в качестве обладателя политических прав и свобод. Так, гражданин вправе свободно письменно или устно высказывать любые политические мысли и идеи, кроме прямо зап­рещенных законом. Конституция Российской Федерации запре­щает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расо­вую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Важной формой участия граждан в политической жизни страны является их право вступать в различные партии, общественно- политические организации, участвовать в управлении делами го­сударства. Коллективная форма проведения политических ак­ций — право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Граждане формируют все выборные органы государства, на­деляют их властными полномочиями, имеют право требовать от них отчета в работе. Однако самые широкие возможности лично­сти активно участвовать в политической жизни страны открывает непосредственная (прямая) демократия. Сегодня она использует­ся в виде референдумов и выборных кампаний. Но возможности прямой демократии реализуются крайне недостаточно. Возьмем, к примеру, народный контроль за деятельностью государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций. Такой контроль оказался невостребованным. Бесконтрольность же обер­нулась ростом бюрократизма, невиданным расцветом коррупции, вседозволенностью и безответственностью на всех уровнях госу­дарственного управления.

В последние годы большую политическую остроту приобрела проблема борьбы с преступностью и укрепления законности, ус­пешно решить которую без привлечения живых сил общества, без использования прямой демократии вряд ли удастся. В этой связи уместно напомнить следующую заповедь светлых умов Древней Греции: "Народ должен сражаться за законы, как за стены своего дома". Законы сравниваются со стенами дома. Почему? Потому, что стены дома выполняют охранительную функцию, защищают человека от непогоды, других внешних воздействий. Законы тоже выполняют охранительную функцию: защищают честь, достоин­ство и неприкосновенность личности от противоправных (пре­ступных) посягательств.

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

§ индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

§ групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

§ массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Характерные черты

· Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа

· Высокий социальный статус

· Значительный объем государственной и информационной власти

· Непосредственное участие в осуществлении власти

· Организаторские способности и талант

· Схема 1

 

Политическая культура

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Признаки государства

· Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

· конституция,

· военная доктрина,

· законодательство.

· Управление и планирование:

· публичная власть:

· глава государства (правительство),

· парламент,

· суд.

· нормирование жизни общества (система права),

· государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,

· хозяйственная деятельность (экономика):

· Собственность (ресурсы);

· Территория;

· Население;

· Наличие подчинённых организаций:

· Наличие государственного языка (языков);

· Гражданство;

· Государственные символы.

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

· управление хозяйством и обществом;

· оборона собственной территории.

Либерализм и неолиберализм

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его обязательность для всех;

4) договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

5) демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;

6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

7) конституционализм, предусматривающий ограничение законодательной и исполнительной власти посредством, прежде всего, системы разделения властей, механизма сдержек и противовесов, установления пределов и «ясных» процедур деятельности законодателей.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой сте­пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет­ному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тоталь­ной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с пред­ставлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновлен­ной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством поли­тической системы здесь провозглашалась справедливость, а пра­вительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи кон­сенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В отличие от прежней склонности ме­ханически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятель­ности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опас­ность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное измене­ние в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров нео­консерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политичес­кого участия, демократического элитизма и т.д.

Политология как наука: предмет и категории

Политоло́гия (греч. πολιτικός — от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Историю развития политологии можно условно разделить на 3 периода:

1. Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX века. Аристотель — основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон;Никколо Макиавелли — итальянский учёный, живший во Флоренции (XVI век), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

2. Эмпирический. Середина XIX в. — 1945 год. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние на её развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. В 1920-30-е годы центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки в учебных заведениях.

3. Рефлексия. 1945 год — продолжается до наших дней. В 1948 году под эгидой ЮНЕСКО был созван международный коллоквиум политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определён предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высших учебных заведениях.

Научные труды:

· Наиболее древние из дошедших трудов по политической мысли — «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, Цицерона, «О граде Божьем» Аврелия Августина.

· Средневековье: Фома Аквинский и его последователи из Саламанкской школы.

· Возрождение: Макиавелли, «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» — отказ от взгляда на политику как предмет божественного провидения, власть монархов рассматривается как целиком человеческое явление, поэтому книга Макиавелли до сих пор воспринимается многими как образец крайнего политического цинизма.

· Новое время: Спиноза, «Богословско-политический трактат»; Гоббс, «Левиафан»; Локк, «Два трактата о правлении». Произведения просветителей (Монтескьё, Вольтер, Руссо), социалистов-утопистов (Оуэн, Фурье,Сен-Симон).

· XIX в.: социальные концепции Маркса, Вебера и Спенсера.

· ХХ в.: Поппер, «Открытое общество и его враги»; тоталитарная политология (политические труды Гитлера, Каддафи, «исторический материализм»); труды Римского клуба.

· Политическая мысль Древнего Востока

· Политология, как и любая другая наука, использует как общенаучные категории, так и категории наук, находящихся на стыке с её объектной областью, а также свой собственный (специфический) категориальный аппарат.

· А) Общенаучные категории, т.е. категории, используемые большинством социально-экономических и гуманитарных наук: цивилизация, культура, общество, население, власть, народ, прогресс, свобода, революция, эволюция, военное строительство, право, образ мышления и другие.

· Б) Категории наук, находящихся на стыке с политологией: правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические институты, социальные слои и группы, профессиональная армия, военно-политические конфликты и другие.

· В) Собственные (специфические) категории: политика, политическая власть, политическая система, политическая организация, политический режим, политический плюрализм, политические интересы, политические ценности, политическая деятельность и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.013 с.)