Эластичность спроса. Виды эластичности спроса.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса. Виды эластичности спроса.



При проведении экономических расчетов очень часто возникает необходимость выяснить как сильно будет реагировать в каждом конкретном случае величина спроса и предложения на изменение соответствующих факторов. Для того, чтобы установить эту связь введем понятие эластичности.

Эластичность спроса и предложения – это есть способность их гибко изменяться под влиянием определяющих их факторов.

Различают 3 основных вида эластичности спроса:

1. прямая эластичность спроса по цене

2. перекрестная эластичность спроса по цене

3. эластичность спроса по доходу

Прямая эластичность спроса по ценеэто степень реакции товарного спроса на изменение цены, она показывает на сколько процентов изменяется размерность спроса в результате изменения цены товара на 1%; измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене ( )

(*)

Где Q – количество товара, P – цена товара.

 

Принято различать точечную эластичность спроса и дуговую эластичность спроса.

Точечная эластичность спроса – это эластичность спроса в какой-либо точке на кривой спроса – определяется по формуле (*).

Дуговая эластичность спроса – это средняя эластичность спроса на каком-либо отрезке кривой спроса:

, где и - среднее арифметическое

Прямая эластичность по цене зависит:

1. от наличия товаров – заменителей (чем больше таких товаров и чем ближе их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар)

2. от разнообразия возможностей использования товара (чем разнообразнее возможность, тем больше эластичность)

3. от степени насыщения потребности (чем выше степень насыщения потребности, тем меньше снижения цены влияет на объем спроса)

4. от фактора времени (спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком)

Различают 5 основных вариантов эластичности спроса по цене:

Спрос единичной эластичности

Эластичный спроса

Неэластичный спрос

Абсолютно неэластичный спрос

Абсолютно эластичный спрос

 

Перекрестная эластичность по цене – это степень реакции спроса на какой-либо товар к изменению цены на другие товары. Она показывает на сколько процентов изменяется размер (объем) спроса на один товар в результате изменения цены другого товара на 1%. Измеряется с помощью коэффициента перекрестной эластичности ( )

может быть положительной (>0), отрицательной (<0) или =0.

Если >0, то товары называются взаимозаменяемыми (субститутами): повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой товар и наоборот.

Если <0, то товары называются взаимодополняющими (комплементариями): повышение цены на один товар ведет к снижению спроса на другой.

Если =0, то товары называются независимыми: повышение цены на один товар не влияет на объем спроса на другой товар.

 

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене являются естественные свойства благ и их способность замещать друг друга в потреблении. Если 2 товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, то коэффициент перекрестной потребности будет высоким, и наоборот.

 

Эластичность спроса по доходу – степень реакции товарного спроса на изменение доходов потребителей. Она показывает на сколько процентов изменяется размер (объем) спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1%. Измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу ( )

Если >0, то товар называется нормальным. С ростом дохода спрос на такой товар увеличивается. Среди нормальных товаров можно выделить 3 группы:

1. товары первой необходимости (спрос на эти товары растет медленнее роста дохода и имеют предел насыщения)

2. товары второй необходимости (спрос на эти товары растет теми же темпами, что и доход)

3. предметы роскоши и престижного потребления (спрос на эти товары опережает рост дохода и поэтому не имеет предмета насыщения)

Если <0, то товары являются низкокачественными.

Увеличение дохода сопровождается снижением спроса на этот товар. Среди товаров низкого качества выделяют так называемые гиффеновские товары, т.е. такие товары низкого качества, на покупку которых семья тратит большую часть семейного дохода. Кривая спроса на такие товары имеет положительный наклон.

 

Эластичность предложения

Эластичность предложения – это степень реакции продавцов на изменение цены. Она показывает на сколько процентов изменится объем предложения в результате изменения цены товара на 1%.( )

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

1. от способности к длительному хранению и стоимости хранения (чем меньше способность к длительному хранению и выше стоимость хранения, тем ниже эластичность, и наоборот)

2. от особенностей производственного процесса (чем быстрее производитель может увеличить объем производства, тем больше эластичность, и наоборот)

3. от фактора времени (если времени мало, производитель не успевает отреагировать на изменение цены и кривая предложения будет неэластичной)

 

Различают 5 вариантов эластичного предложения:





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.005 с.)