ТОП 10:

Роль международных финансовых организаций в функционировании МВС.



Межгосударственное регулирование международных валютных отношений осуществляется специализированными органами и институтами.

Основная из них — Международный Валютный Фонд (МВФ). МВФ — это межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ — специализированное учреждение ООН — был создан в 1944 г. на Бреттон-Вудской международной конференции. К концу 1999 г. в него входит 182 страна-участница. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на 5 лет. 29 промышленно развитых стран (ПРС) имеют 63,4% голосов в МВФ; 36,6% голосов приходится на долю остальных 84% стран. Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. На долю ПРС приходится 62,8% суммы квот, из которых доля стран ЕС равна 30,3%; РС — 27,2%; стран с переходной экономикой — 10,0%.

Объем кредитов МВФ в 1994 г. составлял 29,9 млрд СДР, в т.ч.:

  • кредиты поддержки («стенд бай») — 9,5 млрд СДР — выдаются под осуществление макроэкономических стабилизационных программ в течение 1—2 лет со сроком погашения 3 года 3 мес. — 5 лет;
  • расширенные кредиты — 9,6 млрд СДР — предоставляются для поддержки, рассчитанной на 3—4 года, т. е. среднесрочной программы стабилизации. Возврат этих кредитов рассчитан на срок от 4,5 до 10 лет;
  • компенсационные кредиты и кредиты финансирования буферных запасов — 3,8 млрд СДР — направлены на амортизацию резких сдвигов в структуре и условиях МТ, предоставляются менее развитым странам на срок от 3 лет 3 мес. до 5 лет;
  • кредиты структурной адаптации — 1,4 млрд СДР — и дополнительные кредиты структурной адаптации — 2,8 млрд СДР — получили сравнительно широкое распространение в условиях долгового кризиса РС. Выдаются за счет спец. фонда на срок от 5,5 до 10 лет;
  • кредиты системной трансформации предоставляются за счет Специального фонда поддержки, созданного в 1993 г.

Этими кредитами пользуются практически все страны — бывшие члены СЭВ. Размер такого кредита ограничивается 50% квоты данной страны и выдается для нейтрализации внешнеэкономических финансовых ограничителей рыночных реформ.

Кредиты МВФ выдаются, как правило, кредитными долями (транши) по 25%.

Не менее важную роль в МВС играет группа Всемирного банка — это многоструктурная международная кредитная организация, объединяющая 4 финансовых института.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. К концу 1998 г. насчитывал 182 страны-участницы (Украина с 1992 г.). Основные цели МБРР:

реконструкция и развитие территории стран-членов, стимулирование частных внешних инвестиций, обеспечение сбалансированного роста международных кредитов, повышение производительности в экономике стран-членов, ее эффективности, а также уровня жизни. Роль МБРР состоит в финансировании средне- и долгосрочных проектов развития инфраструктуры в странах-реципиентах, в поддержке программ облегчения болезненных последствий реализации стабилизационной и адаптационной экономической политики для беднейших слоев населения. Большинство кредитов МБРР выдается на срок 15— 20 лет с льготным периодом 5 лет. Значительная часть кредитов МБРР приходится на регион Восточной Азии и Тихого океана (29% или 6034 млн долл. в 1994 г.). Россия получает кредиты на сумму 1 520 млн долл. Как правило, кредиты МБРР направляются в сельское хозяйство (16,7%), транспорт (14,2%), электроэнергетику (10,6%), сферу финансов (6%) и т.д.

Международная ассоциация развития (МАР) создана как филиал МБРР в 1960 г. МАР предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. Льготные кредиты в настоящее время получают 70 стран, в которых ВВП на душу населения не выше 925 долл. в год.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран, т. е. в новых индустриальных странах ЮВА. Срок кредитов 7—8 лет. Характерная черта МФК в том, что все займы предоставляются частным лицам, а инвестиции проводятся совместно с частным бизнесом.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) учреждено в 1988 г. К середине 1993 г. конвенция, учреждающая МИГА, была подписана 107 странами, в 1998 г. в него входит уже 120 стран. Его цель — поощрение инвестиций в акционерный капитал и других направлений прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков. К некоммерческим рискам относятся: экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты; отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим затруднения в переводе прибылей в страну инвестора. Срок гарантий 15 лет. В 1993 финансовом году МИГА предоставило гарантии по 27 проектам на сумму 374 млн. долл.

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. В отличие от коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует притоку капиталов в экономику этих стран. Ежегодно Всемирный банк выдает кредитов на сумму 20—22 млрд. долл. В 1996/97 гг. сумма кредитных обязательств всемирного банка снизилась и составила 19,1 млрд. долл. (число кредитуемых проектов сократилось с 256 до 241). В предыдущие два года она равнялась 22,5 и 22,4 млрд. долл. Примерно 3/4 предоставляемых Всемирным банком кредитных средств приходится на инвестиционные проекты в различных отраслях экономики, требующие, как правило, чтобы страна-заемщик закупала товары и услуги, а также заказывала строительно-монтажные работы на международных рынках. Остальная часть займов (1/4) выдается на проведение национальных экономических и иных реформ. В 1996/97 гг. Россия вошла в десятку стран, которым Всемирный банк одобрил предоставление наиболее крупных займов (1,716 млрд. долл., уступает только Китаю — 2,815 млрд. долл.).

В международных валютно-финансовых и кредитных отношениях участвуют и частные клубы кредиторов:

Парижский клуб стран-кредиторов («группа 10» = страны большой семерки + Бельгия, Нидерланды, Швейцария) — это неформальная организация индустриально развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г. РФ вступила в Парижский клуб 17 сентября 1997 г. Ее задолженность данной организации в 1993 г. составляла 41 млрд. долл.;

Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков-кредиторов (600), где обсуждаются проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. РФ вступила в Лондонский клуб 6 октября 1997 г. Задолженность РФ перед Лондонским клубом по состоянию на 3 октября 1997 г. составила 21,9 млрд. долл.

Среди организаций регионального значения следует выделить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который создан в 1990 г., его членами являются 57 стран. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании. В России ЕБРР участвует в первоначальном капитале Российского банка проектного финансирования (РБПФ) в Москве. Это банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий. Приоритетные отрасли финансирования ЕБРР: энергетика, телекоммуникации, транспорт, агробизнес, приватизация.

К организациям данного типа относятся региональные банки развития: Межамериканский банк развития (МаБР) создан в 1959 г., 43 страны-участницы; Африканский банк развития (АфБР) — 1963 г., 75 стран-участниц; Азиатский банк развития (АзБР) — 1965 г., 45 стран-участниц.

Вопрос 39

Сущность и виды балансов международных расчетов
Баланс - количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга. Все мирохозяйственные связи страны отражаются в различных балансах международных расчетов.
Баланс международных расчетов - статистическая отчетность, отражающая соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам.
Различают два вида балансов международных расчетов:
1) расчетный баланс;
2) платежный баланс.
Расчетный баланс учитывает экспорт и импорт товаров и услуг, предоставленные и полученные займы и инвестиции за определенный период времени или на определенную дату. В нем отражается отчетность о соотношении требований и обязательств одной страны по отношению к другим независимо от сроков поступления платежей. Последнее означает, что в него включаются как погашенные, так и непогашенные платежи. Сальдо расчетного баланса отражает международную расчетную позицию страны:
- активное сальдо свидетельствует о том, что страна является нетто-кредитором и в будущем ей предстоят валютные поступления;
- пассивное сальдо характеризует страну как нетто-должника и в будущем ей предстоят валютные платежи.
Платежный баланс, по определению МВФ, представляет собой таблицу статистических показателей за данный период, показывающую:
- операции с товарами, услугами и доходами между данной страной и остальным миром;
- смену собственности и другие изменения в принадлежащих данной стране монетарном золоте, специальных правах заимствования (СПЗ), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному миру;
- односторонние переводы и компенсирующие записи, которые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, которые взаимно не покрываются.
Платежный баланс в отличие от расчетного включает только:
- оплаченный экспорт и импорт товаров и услуг;
- фактически произведенные поступления и платежи;
- реально полученные или выданные кредиты и инвестиции. Общими правилами составления вышеназванных балансов являются:
- агрегативное, укрупненное представление об операциях;
- сбор и анализ данных за определенный период;
- учет чистого сальдо международных требований и обязательств

Вопрос 40

 

Платежный баланс - балансовый счет международных операций страны в форме соотношения валютных поступлений из-за границы и платежей, произведенных данной страной другим странам. платежные балансы включают не только поступления и платежи, которые фактически осуществлены, но и будущие платежи по международным требованиям и обязательствам, т.е. элементы расчетного баланса.
в дополнение к платежному балансу составляется баланс международных активов и пассивов страны. Различаются платежный баланс на определенную дату (в виде ежедневно меняющегося соотношения поступлений и платежей) и баланс за определенный период (на основе статистических показателей о сделках, например, за месяц, квартал, год).
Структура платежного баланса:
• Баланс текущих операций
• 1. Торговый баланс
а) экспорт
б) импорт
2. Баланс услуг и некоммерческих платежей - баланс «невидимых» операций
II. Баланс движения капиталов и кредитов
Торговый баланс - соотношение между поступлениями по экспорту и платежами по импорту товаров - становится активным, если вывоз товаров превышает ввоз.
Баланс «невидимых» операций объединяет платежи и поступления по различным по форме и экономическому содержанию услугам и некоммерческим операциям. В их числе: транспортные перевозки, связь, страхование, комиссионные операции, международный туризм, деловые поездки, культурный обмен, содержание дипломатических и торговых представительств, лицензии, техническая помощь, лизинговые операции, гонорары, изобретения, военные расходы за границей и др.
Баланс движения капиталов и кредитов - соотношение платежей и поступлений по ввозу и вывозу частных и государственных капиталов, по полученным и предоставленным международным кредитам.

Вопрос 41

Методы государственного регулирования платежного баланса
Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Для покрытия дефицита платежного баланса в стране проводятся меры, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение иностранных инвестиций, ограничение вывоза капиталов. Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать:
1) усиление прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями: протекционистское повышение импортных таможенных пошлин, запрет или ограничение вывоза за рубеж капитала, сокращение безвозмездной помощи другим странам, создание благоприятного для зарубежных инвестиций климата внутри страны, привлечение иностранныхкредитов и помощи

, субсидирование национальных экспортеров;
2) понижение курса национальной валюты вплоть до ее девальвации, что своим прямым следствием имеет резкое сокращение импорта и стимулирование экспорта;
3) повышение учетной ставки Центрального банка, что может стимулировать приток капиталов из стран с более низкой учетной ставкой, сдерживать отток национальных капиталов за рубеж, способствовать повышению валютного курса;
4) введение или усиление валютного контроля: блокирование или введение обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках;
5) диверсификация валютных резервов путем включения в из состав разных валют, продажа нестабильных валют и покупка более устойчивых с целью обеспечения платежно-расчетных операций.
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. Для этого применяют меры, противоположные вышеописанным, в целях расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, услуг, капиталов.

Вопрос 42







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.62.209 (0.008 с.)