Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 060108 «Фармация»↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)
Кафедра философии ФИЛОСОФИЯ Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов заочного отделения Специальность 060108 «Фармация» ТЮМЕНЬ – 2009 Рекомендации утверждены кафедрой Философии Одобрены центральным координационным Методическим советом Автор - кандидат философских наук, доцент В. Н. Согрина
Рецензент – кандидат исторических наук, доцент М.К. Бросалина «Философия поможет вам ясно мыслить, хорошо Демокрит «Медицина столь же мало может обходиться без общих Гиппократ «Врач-философ подобен Богу» Гиппократ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания составлены в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по циклу «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. В методических указаниях отражён процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению социальных и антропологических проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах. Цель преподавания дисциплины: Содействовать формированию и развитию мировоззрения студента; раскрыть многообразие философских проблем, направлений, течений; составить первоначальное представление об её проблематике и языке, средствах и методах, понятиях и категориях, чтобы в дальнейшем студент мог самостоятельно ориентироваться в этом многообразии.
Задачи изучения дисциплины: а) сформировать у студентов культуру рационального мышления: умение свободно оперировать понятиями, обосновывать или подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи, выявлять и анализировать противоречия; б) помочь осмыслить с философских позиций глубину преобразований во всех сферах общества; в) привить любовь к философским размышлениям, помочь человеку в его жизненном самоопределении, в придании своему бытию подлинного смысла; По окончании курса студент должен знать: а) основные этапы развития мировой философской мысли;
Студент должен уметь: а) анализировать философско-социальные проблемы и формировать свою точку зрения по ним;
РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Подготовка к занятию должна включать в себя 5 основных этапов. Вначале необходимо изучить свой конспект лекций по теме занятия, который позволяет быстро составить общее представление об изучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. Это позволит углубить и расширить знания. Надо помнить, что лекция и учебник дополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к экзамену, нельзя исключить ни то, ни другое. После этого следует прочитать указанные в данной методичке термины (основные понятия) по теме и дать устно, а ещё лучше письменно, определения этих понятий. Мы рекомендуем студенту вести свой индивидуальный словарь философских терминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий – значит уже в главном знать содержание данной дисциплины. В случае затруднений с определениями надо снова читать конспект лекций и учебник, можно также пользоваться «Философским энциклопедическим словарём» и «Кратким словарём по философии», которые имеются в читальном зале кафедры. На следующем этапе работы студент должен читать приведённые в методичке вопросы для самоконтроля и отвечать самому себе на них, то же самое делать и с приведёнными упражнениями. На этом этапе необходимо использовать приведённую дополнительную литературу, а в случае необходимости и основную. Всё это позволит прочно закрепить в памяти изученный материал. На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Здесь он может опять же использовать конспект, учебник и дополнительную литературу. Вопросы, которые при изучении темы остались неясными и собственные ответы на них вызвали сомнение, следует записать и в начале семинарского занятия задать преподавателю, который даст на них краткие ответы. А детальное рассмотрение всех вопросов будет осуществлено уже в процессе самого семинарского занятия. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1.Космологизм раннегреческой философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит. 2.Онтологизм античной философии: Парменид, Зенон, Демокрит. 3.Антропологизм греческой философии: софисты, Сократ. 4.Философия Платона а) учение об идеях и вещах, мировой душе и демиурге, б) учение о душах и о познании, в) учение об идеальном государстве 5.Философия Аристотеля а) учение о 4-х причинах вещей и явлений, б) взгляды Аристотеля на Космос, в) учение о душе и познании, г) учение о человеке и государстве 6.Позднеантичный идеал мудреца: а) эпикуреизм, б) стоицизм
Термины для словаря (основные понятия) 1.Субстанция 2.Логос 3.Релятивизм 4.Пантеизм 5.Атом 6.Антропоморфизм 7.Телеология 8.Теология
Вопросы для самоконтроля
1.Чем отличалась постановка вопроса о первоначале мира в мифологии и философии? 2.В чем значение идеи Гераклита о Логосе для развития науки? 3.Как, по мнению Гераклита, устанавливается гармония мира? 4.Чем взгляды Кратила отличались от взглядов Гераклита? 5.Каким образом Зенон обосновывал отсутствие движения? 6.В чём положительное значение учение элеатов для развития философии? 7.В чём заключались правильные моменты взглядов Демокрита на устройство Космоса? 8.Почему Демокрит отрицал существование случайности? 9.На каком основании Демокрит отрицал существование загробного мира? 10.В чём состояли социальные предпосылки деятельности софистов? 11.Правы ли софисты в том, что у каждого человека своя истина, а объективной истины нет? 12.В чём заключался этический рационализм Сократа? 13.Чем понимание идей у Платона отличалась от понимания атомов у Демокрита? 14.Чем платоновское понимание сотворения мира отличалось от христианского? 15.Что, по мнению Платона, влияет на направление переселения душ? 16.Каковы функции Бога в мире по представлениям Аристотеля? 17.Какое сословие и почему, по Платону, должно управлять обществом? 18.Чем взгляды Аристотеля на Космос уступают взглядам Демокрита? 19.Чем взгляды Аристотеля на соотношение интересов человека и общества отличаются от взглядов Платона? 20.Каковы социальные предпосылки эпикуреизма и стоицизма? 21.Можно ли мужество стоиков считать настоящим мужеством?
Тесты 1.Для какого учения характерно положение: «Разумный идёт сам, неразумного судьба тащит?» 2.Какая проблема в философии Сократа была основной? А) Космоса Б) Бытия В) Научного метода Г) Человека 3.Что такое бытие по Демокриту? 4.Как называется рассуждение с нарушением закона логики, но прикрытое внешней правильностью? А) Индукция Б) Дедукция В) Софизм Г) Аналогия 5.К какому направлению относится философия Платона?
Литература основная
1.Губанов Н.И.Основы философии. Тюмень, 2008 2.Хрусталёв Ю.М. Философия. М.,2007
Литература дополнительная 1.Чанышев А.Н. Курс лекции по древней философии. М.,1981 2.Богомолов В.С. Античная философия. М.,1988 3.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.,1997
Литература дополнительная Часть 2: Духовное бытие 1.Основные аспекты проблемы сознания. Сущность и структура сознания. 2.Сознание и мозг. Проблема моделирования психики. 3.Отражение как общее свойство материи. Эволюция форм отражения. 2.Роль труда, языка, общения в возникновении сознания из психики животных 3.Активность сознания 4.Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура общественного сознания: уровни, формы 5.Политическое сознание. Показатели политической культуры 4.Правовое сознание. Показатели правовой культуры 5.Мораль, её общечеловеческий, групповой и исторический характер 6.Эстетическое сознание. Художественный вкус. Виды и функции искусства. Перспективы развития искусства 2.Наука: сущность, функции, закономерности развития. Классификация наук 3.Религия: сущность, происхождение, функции Термины для словаря (основные понятия) 13.Сознание 14.Вульгарный материализм 15.Гилозоизм 16.Биопсихизм 17.Отражение 18.Раздражимость 19.Мораль 20.Искусство 21.Религия 22.Наука
Вопросы для самоконтроля. Упражнения
13.Как вы понимаете идеальность сознания? 14.Верно ли, на ваш взгляд, положение И.Дицгена: «Дух (сознание) не больше отличается от стола, света, звука, чем эти вещи отличаются друг от друга»? 15.В чём принципиальное отличие между материализмом и идеализмом в понимании сознания? 16.Возможно ли с помощью регистрации физиологических процессов мозга судить о содержании психических (душевных) переживаний? 17.Сущестуют ли, на ваш взгляд, бесспорные аргументы в пользу положения о существовании души вне тела? 18.Как вы относитесь к мнению Н.Амосова о том, что в будущем человек откажется от своего тела, и его разум перейдёт в более совершенную материальную форму? 19.Чем допсихическое отражение отличается от психического? 20.Чем диалектико-материалистическое понимание активности сознания отличается от идеалистического? 21.Какое значение, на ваш взгляд, имеет для медицины изучение психосоматических влияний? 22.Почему общественность западных стран одобрила агрессию НАТО против Югославии в 1999 г., хотя объективно это было грубейшим нарушением норм и принципов гуманизма? 23.Какие показатели политической культуры вы знаете? 24.Что, по вашему мнению, означает высокая правовая культура? 25.Чем нравственная регуляция поведения людей отличается от правовой? 26.Чем искусство отличается от науки?
27.В 60-е годы шёл спор между «физиками», считавших главной сферой культуры науку, и «лириками», считавших такой сферой искусство. Прав ли кто-либо из них? 28.Чем обусловлено психотерапевтическое действие искусства? 29.В чём специфика эмпирического и теоретического уровней научного знания? 30.Какие национальные и мировые религии вам известны?
Тесты 1.Какое понятие имеет наименьший объём? А)Ощущение Б)Сознание В)Психика Г)Бытие 2.Что, согласно материализму, происходит с душой человека после смерти? А)Переселяется в другие тела Б)Соединяется с Богом В)Вначале существует без тела, а затем соединяется со своим телом (воскресает) Г)Перестаёт существовать, исчезает 3.Чем вульгарный материализм отличается от диалектического? А)Признанием идеальности сознания Б)Отрицанием идеальности сознания В)Признанием сознания функцией всей материи Г)Признанием сознания функцией мозга 4.Какой фактор сыграл решающую роль в переходе от психики животных к сознанию человека? А)Речь Б)Разум В)Воля Г)Труд 5.Проявлением чего служат психосоматические влияния? А)Идеальности сознания Б)Активности сознания В)Объективности сознания Г)Материальности сознания А)Ощущения и восприятия Б)Понятия и суждения В)Представления Г)Потребности (желания) и эмоции 7.Как именуется процесс воспроизведения свойств одного объекта в другом при их взаимодействии? А)Отрицание Б)Развитие В)Отражение Г)Ощущение 8.Чем диалектический материализм отличается от объективного идеализма? А)Отрицанием идеальности сознания Б)Признанием идеальности сознания В)Отрицанием самостоятельности существования сознания Г)Признанием самостоятельности существования сознания
Литература основная
1.Губанов Н.И.Основы философии. Тюмень, 2008 2.Хрусталёв Ю.М. Философия. М.,2007
Литература (дополнительная)
1.Дубровский Д.И. Психика и мозг//Психологический журнал.1990.№6 2.Губанов Н.И.,Царегородцев Г.И. Психосоматическая проблема// Философские науки.1990.№12 3.Царегородцев Г.И.,Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М. 1986
И ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ
1.Всеобщая связь и развитие 2.Закон диалектической противоречивости. Действие закона диалектической противоречивости в разных сферах бытия 4.Закон перехода количества в качество и обратно. Категория меры. Норма как мера здоровья 5.Диалектическое отрицание и его роль в процессе развития. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза). Принципы конструктивной критики 6.Единичное и общее. Номинализм и реализм 7.Сущность и явление. Болезнь как единство сущности и явления (этиологии, патогенеза и симптоматики) 8.Необходимость и случайность 9.Возможность и действительность. Виды возможностей. Многовариантный характер развития 10.Принцип детерминизма. Причина и следствие. Проблема причинности в медицине. Монокаузализм и кондиционализм 4.Содержание и форма. 5. Структура и функция. Соотношение структуры и функции в биологических объектах
Термины для словаря (основные понятия)
1.Закон 2.Диалектическое противоречие 3.Качество 4.Количество 5.Мера 6.Норма 7.Диалектическое отрицание 8.Единичное 9.Общее 10.Сущность 11.Явление 12.Кажимость 13.Необходимость 14.Случайность 15.Возможность 16.Действительность 17.Невозможность 18.Детерминизм 19.Монокаузализм 20.Кондиционализм 21.Содержание 22.Форма 23.Структура 24.Функция
Вопросы для самоконтроля. Упражнения 1. Чем категории и законы диалектики отличаются от частнонаучных? 2. Какие противоречия обусловливают развитие: живых организмов, общества, науки, медицины? 3.Какое противоречие составляет сущность болезни? 4.Как влияет новое качество на количественные изменения при прогрессивном развитии? 5.Почему закон перехода количества в качество называется ещё законом меры? 6.В чём заключается отрицательная методологическая роль положения некоторых авторов о том, что здоровье и болезнь не имеют качественных отличий? 7.Почему развитие осуществляется не по прямой линии и не по кругу, а по спирали? 8.Почему закон отрицания отрицания не именуется просто законом отрицания? 9.Чем конструктивная критика отличается от деструктивной и апологетической? 10.Какое методологическое значение для медицины имеет принцип единства общего и особенного? 11.Существуют ли принципиально недиагностируемые болезни? 12.Могут ли две разные болезни иметь полностью одинаковую симптоматику? 13.Возможно ли, что все студенты 2-го курса сдадут летнюю сессию на отлично? 14.Для чего люди познают причины явлений, 15.Чем причина отличается от условий? 16.Если в мире царит вероятностная причинность и нельзя быть абсолютно уверенным в наступлении никакого события, то каким должен быть характер нашей деятельности, чтобы обеспечить её успех? 17.Лингвист К.Щерба придумал фразу, которая, как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет содержания: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Так ли это? 18.Существуют ли чисто функциональные заболевания без всякого изменения структур (органики)? Тесты 1.Как формулируется главный закон диалектики? А)Количественные изменения, достигнув границы меры, вызывают качественные изменения Б)Старое повторяется на более высоком уровне развития В)Взаимодействие диалектических противоположностей является причиной развития Г)В ходе развития эволюция сменяется революцией 2.Каковы принципы правильной критики? А)Объективности и конструктивизма Б)Познаваемости мира и развития В)Гуманности и справедливости Г)Всеобщей связи и развития 3.Как называется то, что не противоречит законам и имеет условия для наступления? А)Формальная возможность Б)Реальная возможность В)Актуальное бытие Г)Действительность 4.почему закон перехода количества к качество именуют ещё законом меры? А)Все качества можно измерить Б)Мера – главная философская категория В)Всё должно быть в меру Г)количественные изменения, выходя за границу меры, вызывают смену качества 5.Что такое интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество? А)Мера Б)Норма В)Число Г)Свойство 6.В чём суть закона отрицания отрицания? А)В смене старого новым Б)В повторяемости существенных моментов старого на новом уровне В)В отрицании старого новым Г)В цикличности развития 7.Какой принцип выражен в известном кредо Мефистофеля: «Я отрицаю всё, и в этом суть моя»? А)Прогресса Б)Диалектического отрицания В)Конструктивного отрицания Г)Метафизического отрицания (нигилизма).
Литератураосновная 1.Губанов Н.И.Основы философии. Тюмень, 2008 2.Хрусталёв Ю.М. Философия. М.,2007
Литература дополнительная 1.Спиркин А.Г.Философия:Учебник.М. 1998 2.Алексеев П.В.Панин А.В.Философия:Учебник. М.1997
Вопросы к экзамену 1.Философия: сущность, генезис, предназначение. 2.Классификация философских направлений. Основной вопрос философии. 3.Истоки западноевропейской философии. Натурцентристские идеи (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит,). 4.Антропоцентризм в античной философии (софисты, Сократ) 5.Идеалистическая трактовка бытия в философии Платона. 6.Аристотель: его роль в античной культуре. 7.Эпикуреизм и стоицизм как формы античной философии позднего периода. 8.Особенности средневековой христианской философии. 9.Общая характеристика эпохи и философии Возрождения. 10.Проблемы познания в философии Нового времени (Бэкон, Декарт) 11.Философия И.Канта. 12.Философское учение Г.Гегеля. 13.Иррационалистическая философия А.Шопегауэра и Ф.Ницше. 14.Проблема бессознательного в культуре XX века. 15.Проблема бытия как начала философии. Основные формы бытия. 16.Учение о материи, её видах и структурных уровнях организации. 17.Движение материи и его формы. Редукционизм и антиредукционизм 18.Философские и научные представления о материи, её видах и структурных уровнях организации. 19.Природа как сфера бытия. Экологическая проблема. 20.Пространство и время как формы организации материального и духовного бытия. 21. Основные аспекты проблемы сознания. Структура индивидуального сознания. 22.Происхождение сознания. Эволюция форм отражения. 23.Сознание и мозг. Активность сознания. 24Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура общественного сознания. 25.Политическое и правовое сознание. Показатели политической и правовой культуры. 26.Мораль, её общечеловеческий, групповой и исторический характер. 27.Эстетическое сознание. Виды и функции искусства. 28.Религия: сущность, возникновение, функции. 29.Наука: сущность, закономерности, функции. Классификация наук. 30.Чувственное и рациональное познание. Мышление и речь. 31.Истина и заблуждение. Догматизм и релятивизм. 32.Проблема критерия истины. Познание и практика. 33.Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, описание, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование). 34.Всеобщая связь и развитие. Закон диалектической противоречивости. 35.Закон перехода количества в качество и обратно, его значение в медицине. 36. Категория отрицания. Закон отрицания отрицания. Принципы конструктивной критики. 37. Единичное и общее. Сущность и явление. 38. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. 39. Принцип детерминизма. Причина и следствие. Монокаузализм и кондиционализм. 40. Содержание и форма. Структура и функция. 41.Человек, личность, индивидуальность. Структура личности. 42.Деятельность как проявление активной сущности человека. Свобода и необходимость в деятельности человека. 43.Проблема счастья и смысла жизни. 44.Проблема смерти и бессмертия. Дискуссии об эвтаназии. 45.Любовь как единство духовного и физического влечений. 46.Социальный прогресс: сущность, типы, критерии. 47.Глобальные проблемы современности и пути их решения. 48.Социальное прогнозирование и его методы. Темы контрольных работ 1.Философия как мировоззренческая система 2.Философский плюрализм: причины и истолкования 3.Раннегреческая философия. Онтологизм древнегреческой философии. 4.Философские учения софистов и Сократа 5.Платон и Аристотель – систематизаторы античной философии 6.Эпикуреизм и стоицизм 7.Христианская апологетика. Принципы религиозного мировоззрения. 8.Познание, разум и вера в истолковании христианской философии 9.Философия эпохи Возрождения 10.Проблема научного метода в философии XVII века 11.Рационализм и материализм XVIII века 12.Немецкая классическая философия: Кант, Фихте, Шеллинг 13.Немецкая классическая философия: Гегель, Фейербах 14.Немецкая классическая философия: Маркс, Энгельс 15.Русская религиозная философия XIX-XX веков 16.Проблемы научной рациональности в философии XX века 17.Современный философский иррационализм 18.Учение о бытии в философии 19.Человек и его бытие в мире 20.Душа, сознание и разум 21.Проблема познаваемости мира и философский скептицизм 22.Мышление и его основные формы 23.Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание 24.Интуиция как форма познания 25.Спор и аргументация как философская проблема 26.Приёмы, методы и формы научного познания 27.Закон диалектического синтеза 28.Закон диалектической противоречивости 29.Общество как саморазвивающаяся система 30.Проблемы и перспективы современной цивилизации 31.Свобода личности и ответственность 32.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека 33.Культура - предмет философского рассмотрения. Человек и культура 34.Философия природы 35.Истина и заблуждение. Знание и вера 36.Человек в информационно-техническом мире 37.Роль народных масс и личности в истории 38.Прогресс как философская проблема 39.Специфика философского знания и его функции 40.Мифология как тип мировоззрения 41.Религия: сущность, возникновение, функции 42.Философия всеединства В.С.Соловьёва 43.Наука: сущность, закономерности, функции 44.Культура и цивилизация 45.Мораль: происхождение, сущность, функции 46.Эстетическое сознание. Виды и функции искусства 47.Политическое и правовое сознание 48.Общественное сознание: сущность, уровни, формы 49.Философское понимание человека 50.Смысл человеческого существования 51.Сознание и мозг 52.Сознание, язык, общение 53. Сознательное и бессознательное 54.Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно 55.Принцип причинности. Детерминизм и индетерминизм 56.Философия как феномен культуры (специфика философского знания). 57.Зачем нужна философия? (Функции и практическая значимость философии). 58.Философия и медицина. 59.Восточная философия и медицина. 60.Специфика мифологического мировоззрения (на примере древнегреческой мифологии). 61.Космологизм и онтологизм античной философии. 62.Антропологизм греческой философии: софисты и Сократ. 63.Сравнительный анализ философии Платона и Аристотеля. 64.Античный идеал мудреца: киники, эпикурейцы, стоики. 65.Проблема разума и веры в средневековой христианской философии. 66.Марксистская теория и современность. 67.Особенности русской философии. 68.Русский космизм (от фантастики к науке). 69.Русская философия о судьбе России. 70.Русская философия и литература (нравственные поиски Льва Толстого, философская поэзия Пушкина и др.) 71.Сциентизм и антисциентизм в философии и искусстве 20 века. 72.Фрейдизм и неофрейдизм: преемственность и отличие. 73.Проблема бессознательного в философии и медицине. 74.Проблема идеального. 75.Проблема возникновения и сущности сознания. 76.Сознание и мозг. Проблема моделирования психики. 77.Происхождение человека и общества (научная и религиозная версия). 78.Этнография о филогенезе сознания (особенности сознания человека первобытной культуры). 79.Философское учение о материи и её свойствах. 80.Специфика биологической формы движения материи. Проблема бесконечности и множественности жизни во Вселенной. 81.Личность и общество. 82.Проблема смерти и бессмертия в науке, философии, религии. 83.Проблема смысла жизни и счастья в истории философии. 84.Философское понимание человека. 85.Структура личности. 86.Смысл и направленность исторического процесса. 87.Глобальные проблемы современной цивилизации. 88.Проблема войны и мира. 89.Общество и природа (гармония или конфликт). 90.Типология истины. Проблема критерия истины. 91.Специфика научного знания. 92.Наука и лженаука. 93.Общесвенное сознание: сущность, уровни, формы. 94.Сознание, язык, общение. 95.Свобода личности и ответственность. 96.Общество как саморазвивающаяся система. 97.Диалектика как теория и метод. История становления диалектики. 98.Категории диалектики и их роль в научном познании. 99.Проблема причинности в философии и медицине. 100.Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 101.Философия половой любви. 102.Структурно-функциональный подход в философии и науке.
ТЕМА: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Субстанция – (лат. sybstantia-сущность). Первооснова всего существующего; то, посредством чего все многообразные вещи существуют; причина самой себя, то, что существует самостоятельно. Логос – первоначально – словарь, речь, язык, позже – мысль, разум, закон, закономерность (в философии Гераклита). Релятивизм – (лат. relativus-относительный). Философский принцип, согласно которому всё знание рассматривается только как относительно верное, а объективной общезначимой истины нет. Антропоморфизм – (греч. antropos-человек + morphe-форма). Перенесение присущих человеку свойств на тела и явления природы. Телеология – (греч. tеlos-цель + logos-учение). Учение о том, что всё в природе и обществе осуществляется ради какой-то цели. Теология – (греч. theos-Бог + logos-учение) Учение о Боге. Атом – (греч. atomos-неделимый). В философии Демокрита – это мельчайшая неделимая частица, из совокупности которых состоит всё сущее, в т.ч. и душа.
НОВОГО ВРЕМЕНИ. Гуманизм – (лат. humanus-человечный).Система воззрений, придающая человеку значение главной ценности; создание условий для достойной жизни человека. Антропоцентризм – (греч. antropos-человек + kentron-центр). Тип философствования, согласно которому человек есть центральное звено мироздания. Пантеизм – (греч. pan-всё + theos-Бог). Особый тип мировоззрения, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. Эмпиризм – (греч. empeiria-опыт). Учение, утверждающее, что определяющим источником человеческого знания служит опыт. Рационализм – (лат. rationalis-разумный). Учение, согласно которому определяющим источником человеческих знаний является разум, мышление. Секуляризация – (лат. saecularis-мирской, светский). Процесс освобождения различных сфер жизни общества и личности от религиозного влияния.
Образец оформления титульного листа Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)
Кафедра философии политологии
(назвать тему)
Тюмень 2009 Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)
Кафедра философии ФИЛОСОФИЯ Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов заочного отделения Специальность 060108 «Фармация» ТЮМЕНЬ – 2009 Рекомендации утверждены кафедрой Философии
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.97 (0.011 с.) |