Вопрос 20 (Особенности Марксистской фил) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20 (Особенности Марксистской фил)



Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Вопрос 21 (Категории и основные формы бытия)

В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия — категории, фиксирующие наиболее общие и существенные свойства и отношения действительности. Категорией, с которой начинается это осмысление, является «бытие» - наиболее широкое по объему и бедное по содержанию понятие, охватывающее все существующее и выражающее единственное свойство — быть, существовать. Категория бытия — важнейшая в древнегреческой философии. Значительное внимание ей уделяли элеаты. Основываясь на вложении о тождестве мышления и бытия, Парменид считал, есть только единое неизменное, неподвижное бытие и только оно — истинно сущее. Небытия нет, так как его нельзя мыслить, Гераклит рассматривал бытие как непрерывно становящееся. По Демокриту, существуют и бытие (атомы), и небытие (пустота). Пустота — такая же реальность, как и атомы, она безгранична содержит в себе все существующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра.

Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих «истинным бытием», Платон распространяет бытие на идеальное. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов материальной и духовной жизни. Всеобщностъ бытия проявляется в отдельных явлениях. Наряду с действительным, актуальным бытием Аристотель вводит понятие возможного, потенциального бытия. Таким образом, уже в античной философии категории бытия было уделено значительное внимание. Проблемы бытия занимают важное место во всей последующей истории философии.Идеалистическая философия о «бытии»: В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. Материалистическая философия о «бытии»: Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Материалисты считают что таким бытием является природа, материя. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Вопрос 22 (Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие)

Развитие философских взглядов на природный мир связано с формированием понятия "субстанция" (лат. substantia− сущность, нечто, лежащее в основе), под которой понималась постоянная основа и причина изменяющихся явлений действительности. Одни философы в качестве основы мира выдвигали материальное начало, как, например, это делал Демокрит, исходя из мельчайших материальных частиц – атомов. Другие, как Платон, видели субстанциальную основу мира в идеальном, духовном начале – идеях (эйдосах), преобразующих инертную материю в вещи мира. При всех изменениях, которые претерпевали философские взгляды вплоть до наших дней, материальное связывали с природой, природными процессами, отношениями и связями, а под идеальнымпонимали мышление, сознание, духовную сферу человеческого бытия, дух. Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. В отличие от термина "действительность", термин "материальное" носит онтологический оттенок.Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.Следует отметить, что понятия материального и идеального носят относительный характер, по аналогии с понятиями правого и левого. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот. Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет диалектическое развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта. Материя является обобщением понятия материального

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ — философские категории для обоз­начения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся ка­честв, как протяженность и длитель­ность. В истории философии нали­чие представлений или понятий пространства и времени никогда ни­кем не отрицалось' оспаривалось лишь, принадлежат ли пространство и время самому предметному миру или же являются особыми свойства­ми самого человека (его системы восприятия и мышления), Для сти­хийного материализма и натурфило­софских представлений характерно понимание времени и пространства как объективно существующих ка­честв внешнего мира. Свое логиче­ское завершение такой подход нахо-дит в физике и натуральной фило­софии И. Ньютона. В его концеп­цию включены понятия абсолют­ного пространства и абсолютного времени.. И то. и другое не зависят от каких-либо процессов внутри самой материи. Именно такая «абсолютная независи­мость» пространства и времени позволила И. Канту сделать пара­доксальный вывод о том. что они, по-видимому, вообще принадле­жат не миру нашего опыта, а са­мим познавательным способно­стям человека. Иными слонами, мир, существующий вне человека и безотносительно к его позна­нию, обладает принципиально недоступными нам параметрами. Лишь когда мы делаем его фраг­менты «вещами-для-нас», мы оформляем их временем и про­странством. Время и пространст­во для Канта — это априорные (доопытные) формы чувственно­го созерцания, изначально прису­щие человеческой способности восприятия. По Канту, вывести, абстрагировать из реальности время и пространство невозмож­но.

Традиция объективного идеа­лизма Нового времени продолжает платоновский подход. Пространство и время выступают к всеобщие внешние условия бытия тел, но созданные вместе с материей Богом (религиозные кон­цепции} или выступающие как фор­мы Абсолютной Идеи (например, у Гегеля). Диалектако -материалисти­ческое учение о пространстве и вре­мени состоит в понимании послед­них как «всеобщих атрибутов и форм движения материи». Тем са­мым считается, что пространство и время неразрывно связаны с мате­рией, а к их свойствам относятся: единство прерывного и непрерыв­ного; количественная и качествен­ная бесконечность.. Огромный вклад в форми­рование современных представлений о пространстве и времени вне­сла специальная теория относи­тельности А. Эйнштейна, вырабо­тавшая положение о едином «ма­териально-пространственно-вре­менном континууме», где все три параметра взаимосвязаны и относи­тельны друг друга. Дальнейшее раз­витие физической наукой понятий пространства и времени привело к определенным логическим и теоре­тико-познавательным трудностям, и в настоящее Время невозможно го­ворить о проблеме статуса про­странства и времени как о закрытой, вполне разрешенной философской Проблеме.

Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.ДВИЖЕНИЕ — изменение во­обще; способ существования ма­терии и духа. Типы движения — количественный (перемещение тел и пр. — без качественных пре­вращений) и качественный. Качест­венный тип включает в себя подти­пы или виды: функционирование, круговороты, развитие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.40.97 (0.019 с.)