Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума.



Вопросы для концептуализации текста:

1. Основные противоречия современной цивилизации.

2. Феномен глобализации: содержание, причины, последствия.

3. Проблема гуманистического измерения прогресса.

4. Рациональное и иррациональное в современном социуме.

5. Проблема прогнозирования мировой социальной динамики.

 

Дополнительная литература (критика и комментарии):

1. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000.

2. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

3. Мегатренды мирового развития: сборник статей / Под ред. М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева. М., 2001.

4. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л. Рэндерс Й., Беренс В.В. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба "Сложность положения человечества" М., 1991.

5. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? М.? 1999.

6. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998.

7. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: (Синергетика – психология – прогнозирование). М., 2004.

8. Нейсбит Дж. Мегатренды. М., 2003.

9. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1990.

10. Римский клуб: история создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под. ред. Д. М. Гвишиани. М., 1997.

11. Силичев Д. А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. 2005. № 7. С. 3-20.

12. Стёпин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего // http://www.philosophy.ru/library/stepin/epoch.html

13. Тойнби-Икеда. Диалог: Человек должен выбрать сам. М., 1998.

14. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2004.

15. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2000. № 1. С. 3-33.

16. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2004.

17. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.

 

 

2.4. ГЛОССАРИЙ [2]

 

· АВИДЬЯ – в индийской философии понятие, обозначающее незнание, составляющее причину, «корень» мула непод­линного восприятии мира, исходная омраченность сознания, которая препятствует постижению сущности бытия.

· АГНОСТИЦИЗМ – философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки.

· АКСИОЛОГИЯ – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

· АКЦИДЕНЦИЯ – несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета.

· АНТИСЦИЕНТИЗМ (от греч. – против и лат. scientia – наука) – идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру.

· АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, выражающей человеческую размерность любого знания о природе, обществе и самом познании.

· АПРИОРИЗМ (от лат. а priori – из предшествующего) – философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, причем эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет собой преимущество такого знания, обеспечивая его несомненную достоверность по сравнению с обусловленным опытом знанием.

· АРХЕ – термин древнегреческой философии.

· АРХЕТИП – понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом. Универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение.

· АСТИКА-НАСТИКА – принятое в индийской философской традиции деление систем на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). Название происходит от санскритского глагола (асти – существует, наст и – не существует); оно отсылает к отрицанию неортодоксальными учениями существования «иного мира», а иногда и высшей духовной.

· АТМАН – одно из основных понятий индийской религиозно-философской традиции. В самом общем смысле Атман понимается как всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самосознание.

· АТОМИЗМ – учение о дискретных началах всего существующего, характерное для разных культур и эпох.

· БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное.

· БРАХМАН – одно из системообразующих понятий индийской мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех, мировых феноменов, структурировавшее мифологические (Брахман персонифицируемый и виде бо­жества Брахмы), ритуалистические и мистические парадиг­мы всей «ортодоксальной» религиозной традиции Индии, начиная с Брахман.

· ВЕРА – в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка.

· ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ – философско-методологическая установка на применение принципа верификации в качестве одного из основных критериев научной рациональности, позволяющего провести разграничительную линию между научным и вненаучным знанием.

· ВЕРИФИКАЦИЯ – процедура эмпирической проверки (сравнение «протокольного предложения» наблюдения с предложением, являющимся логическим следствием из теории).

· ВОЛЮНТАРИЗМ (лат. voluntas – воля) – философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883 г., однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики.

· ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов и объективных ситуаций.

· ВРЕМЯ – форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития.

· ВСЕЕДИНСТВО – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реального сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона, числа.

· ГЕНДЕР (англ. gender - род, чаще всего грамматический) – понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер – социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Гендер является социальной конструкцией системы социо-полоролевых отношений. Не пол, но Г. обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.

· ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство толкований текстов классической древности, Библии, учение о принципах интерпретации.

· ГЛОБАЛИЗМ – междисциплинарное исследование новых условий эволюции жизни на планете, связанных с общим тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями, глобального масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом и природа, а так же исследование глобальных проблем (угрозы ядерной войны, гонки вооружений, разрыва в уровнях развития различных регионов и народов мира, экологического, энергетического, продовольственного кризисов, демографического взрыва и т.д.); совокупность политических стратегий, связанных с организацией и координацией усилий всего человечества по предотвращению его самоуничтожения.

· ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ – проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлений развития общества и его будущего. К числу Г.П.С. относятся следующие их группы: политические, социальные, экономические, экологические, демографические и научно-технические. Выделяют также такие Г.П.С, как интерсоциальные, проблемы отношений общества и человека, проблемы отношений человека, общества и природы. В суммарном виде могут быть выделены три основные группы Г.П.С. 1)Проблемы предотвращения мировой термоядерной войны, обеспечения безопасности людей, устранения экономической отсталости отдельных стран, ликвидации голода, нищеты и неграмотности. 2)Проблемы, возникшие в результате взаимодействия общества и природы.

· ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия доверенности.

· ГОСУДАРСТВО – политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия. Признаками государства являются: публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд); территория, на которую распространяются юрисдикция данного государства (право производить суд); система права – совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами власти.

· ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – 1)общество, в котором сочетаются частные и общие интересы(см. Гегель); 2)общество. Достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, в котором возможность его членов реализовать свои права и обязанности дополняется способностью государства обеспечить безопасность общества в целом и отдельных граждан; 3)общество контролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями между обществом, государством и экономикой. В целом гражданское общество можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений.

· ДАО (кит., буквально – путь) – одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически вос­ходит к идее главенства. Ближайшие коррелятивные категории – дэ («благодать») и ци («орудие»).

· ДАОСИЗМ – направление китайской философии, соотносящееся весьма сложным образом с известной пол именем даосизма традиционной религией Китая. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики и даосизм как совокупность духовных практик, но это деление достаточно условно.

· ДВИЖЕНИЕ – понятие философского дискурса, направленное на описание и объяснение онтологических характеристик природы и предполагающее определенную концептуальную схему или научно-исследовательную программу, в которых по-разному интерпретируется связь движения с пространством, временем, материей.

· ДЕИЗМ – философско-религиозное течение в Европе и Северной Америке XVI-XVIII вв., рассматривавшее Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека и с различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью.

· ДЕТЕРМИНИЗМ – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.

· ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельность: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность – реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни и условие существования человека и общества.

· ДИАЛЕКТИКА – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.

· ДОБРО – в широком смысле слова как благо означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д. с развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального добра. Во-первых, оно осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений. Во-вторых, добро знаменует свободные и сознательно соотнесённые с высшими ценностями, в конечном счёте с идеалом, поступки. Добро связано с духовным миром самого человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно.

· ДУАЛИЗМ – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, физического и психического, тела и души.

· ДУХ – 1)высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; 2)идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен.

· ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – относительно устойчивая и регулярная взаимосвязь между объектами реальности, обнаруживающаяся в процессах изменения и развития.

· ЗНАНИЕ – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.

· ИГРА – одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см. ЭСТЕТИКА), т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Принципиально непродуктивный и внерациональный характер игры издревле связывал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделял таинственными, магическими смыслами. С древности игра использовалась также в качестве эффективного средства воспитания детей, обучения охотников, воинов, спортсменов и т.д. Систематическому научному изучению (в антропологии, психологии, культурологи, философии) феномен игры подвергся только с кон. XIX в.; «теория игр» – один из разделов современной математики, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в разных областях человеческой деятельности.

· ИДЕНТИЧНОСТЬ – категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.) применяема для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самим себе» целостностей. Идентичность есть не свойство (т.е. нечто присущее индивиду изначально) но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия. В строгом смысле слова идентичность может быть атрибутирована только индивидами, поскольку только индивиды обладают качеством субъективности и, соответственно, способны относить или не относить к себе определённые значения.

· ИДЕОЛОГИЯ – система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы мировоззрения в идеалы различных субъектов политики - классов, наций общества, политических партий, общественных движений и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии левых и правых движений).

· ИНДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке/

· ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие, какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность есть особенное, характеризующее данную единичность в её качествах, отличиях; противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса иди значительной части их. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств. В психологии проблема индивидуальности связана с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т.д.)

· ИНТЕРЕС – активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида. Реализация интересов способствует повышения статуса личности, ее самооценки. Интересы всегда эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением человека к миру. Обычно выделяют личные и групповые интересы. Последние предлагают самые разные по размеру группы и большие специальные общности (классы, нации в том числе). Интересы социальных групп и общностей образуются на основе взаимодействия личных интересов, но не сводятся к ним. Существуют интересы группы или общества как целого (сохранение группы, борьбы за ее автономность, за утверждение ее собственных ценностей и норм и пр.). политические интересы связаны с достижением власти и господства, с реализацией властных прерогатив, обеспечивающих более высокие социальные позиции.

· ИНТУИЦИЯ – способность прямого, ничем не опосредованного достижения истины. В философии трактовка интуиции отличается смысловым и содержательным многообразием: от безотчетного озарения до особой формы знания.

· ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis – неразумный) – в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.

· ИСИХАЗМ – древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма. Изначальные элементы исихазма – диалектика уединения-единения, ухода от мира и связи с ним в любви.

· ИССКУСТВО – художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности.

· ИСТИНА – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования).

· ИСТОРИОСОФИЯ – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.

· ИСТОРИЯ – движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии истории. Непосредственно история предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной истории) открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает история как свершение или осуществление некоторой цели («прогресса цивилизации», «социальной справедливости», «освобождения человека» и т.п.). История образует наполняющий время смысл; от абстрактного календарного времени, служащего средством датирования или измерения длительности процессов, историческое время отличается содержательной определенностью.

· КАРМА (санскр. karman — действие, деяние, жертвоприношение, жребий) – одно из центральных, понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения.

· КИНИКИ – одна из т.н. сократических философских, школ Древней Греции. Ее основатели и представители (Диоген Синопскни. Кратет Фиванский и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни.

· КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское направление 2-й пол. XVIII и 1-й пол. XIX в.в. Родоначальник его был И.Кант, создатель трансцендентального идеализма. Его продолжатели и вместе с тем критики, развившие собственные философские системы, – И.Г.Фихте, Ф.В.И.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель; последний представитель – Л.Фейербах – творец новой исторической формы антропологического материализма.

· КОНФОРМИЗМ (от лат. сonformis – подобный, сообразный) – некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособления к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам. Конформистская установка вырабатывается давлением социального окружения на субъекта, осуществляемым в явной или скрытой форме на фоне ослабленности рационально – критического мышления субъекта, его самосознания, угнетённости эмоциональных и волевых проявлений личности. В то же время свойственный субъекту конформизм может достаточно отчётливо осознаваться им, не вызывая у него чувства протеста. При этом для субъекта характерно стремление оправдать свой конформизм внешними обстоятельствами, перенести ответственность за свои действия на внешнее окружение.

· КОНФУЦИАНСТВО – древнейшая философская систе­ма и одно из трех, главных эти корелигиозных учений Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже VI—V вв. до н.э.

· КОСМИЗМ – религиозно-философское и естественно-научное течение, которое отказывается от идеи природы-автомата и вводит жизнь в самую основу космоса; для него характерно целостное восприятие мира.

· КРИЗИС (в науке) – ситуация, в которой научное сообщество ставит под сомнение концептуальные и методологические основания парадигмы научного исследования. В ситуации кризиса разрушаются устойчивые стереотипы восприятия научных данных, стандарты оценок, допустимых объяснений, размываются границы научной рациональности. Причиной кризиса может стать нарастание интереса к аномалиям, их осознания как примеров, противоречащих общепризнанной теории, которая лежит в основании дисциплинарной деятельности, и соответствующее падение доверия учёных к этой теории.

· КРИТИЦИЗМ – иначе критическая философия - название, которое И.Кант дал своей философии, считая основной её целью критику познавательной способности человека. Результатом критики явился вывод Канта о невозможности для человека познать объективный мир.

· КУЛЬТУРА (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлений.

· ЛИЧНОСТЬ – это понятие в европейских языках обозначается словами, происходящими от лат. persona – маска. В Средние века это слово интерпретировали как «звучать через себя» - т.е. тот кто обладает собственным голосом. В римской юриспруденции «персона» обозначала человека как индивидуума, занимающего конкретное положение в социуме, в то время как homo обозначало его как экземпляр вида, а caput – как единицу, подлежащую сбору податей или воинской обязанности. В новое время понимание личности развивалось под влиянием учения Декарда о двух субстанциях, отвергающего сущностное психофизическое единство человека; личность отождествлялась с сознанием (исключение составляет Ф.Бэкон, рассматривавший личность как цельную природу человека, единство души и тела).

· ЛЮБОВЬ – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо, т.е. одна из высших ценностей. В более узком смысле любовь (если не принимать во внимание разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, состояниям и опытам, напр., сластолюбие, сребролюбие, властолюбие, любомудрие и т.д.) – это отношение к другой личности (или по крайней мере индивидуальности).

· МАРКСИЗМ – система философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса, которую Энгельс характеризовал как диалектический материализм, противопоставляя его не только идеализму, но и всему предшествующему материализму как отрицание философии как науки наук, противостоящей, с одной стороны, всем частным наукам, а с другой стороны, – практике.

· МАТЕРИАЛИЗМ – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе.

· МАТЕРИЯ – 1)субстрат, «подлежашее», «то, из чего» (Аристотель) возникают и состоят вещи и Вселенная; 2)бесконечно делимый континуум, пространство, «то, в чем» (Платон) или протяжение (Декарт); 3)принцип индивидуации, т.е. условие множественности (Платон, Аристотель, Прокл, Лейбниц); 4)вещество, или тело, обладающее инертностью, т.е. массой, и непроницаемостью, т.е. упругостью или твердостью (античные стоики, новоевропейские материалисты).

· МЕССИАНИЗМ – религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — мессии, призванного установить справедливость, мир, покой на земле.

· МЕХАНИЦИЗМ – метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной.

· МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анакашена. Сложилась в Милете в VI в до н.э.

· МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира.

· МИФ – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних этапов развития общества.

· МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – новейший, современный) – общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с кон. XIX в.; порвав с принципом гуманистически окрашенного реализма, они тем самым бросили вызов преобладавшим эстетическим нормам эпохи, равно как и самой ее морали.

· МОКША – в индийской религиозно-философской традиции – окончательное освобождение от сансары, т.е. дурной бесконечности все новых, и новых рождений.

· МОНИЗМ – философская позиция, признающая единство мира, т.е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого.

· МОТИВАЦИЯ – внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Мотивация поведения тесно связана с такими характеристиками идеальной стороны действия, как намерение, цель, стремление, и ее следует отличать от важнейших стимулов и реакции на них. Различные аспекты мотивации исследуются биологией, психологией, социологией, политическими науками. Мотивация обретает содержание как от объекта, на который направлено действие, так и от потребности, удовлетворяемой в результате его свершения. Наличие различных потребностей и путей их реализации может вызывать борьбу мотиваций, исход этой борьбы, т.е. реальный выбор мотивов действия, зависит от уровня развития личности, характера ее ценностных ориентации. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой она отвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации, масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности.

· МЫШЛЕНИЕ – процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему к получению результата.

· НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

· НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

· НЕОБХОДИМОСТЬ – необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах.

· НОРМАЛЬНАЯ НАУКА – состояние науки, когда ученые действуют по генеральному образцу деятельности – парадигме, ставя и разрешая концептуальные, инструментальные и математические задачи.

· ОБЩЕСТВО (лат. societas – социум, социальность, социальное) – в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определённый тип – род, вид, подвид и т.п. общения, предстающий как исторически определённая ценность либо как относительно самостоятельный элемент подобной ценности. Общество – важнейшее и, как правило, основополагающее понятие социальной философии и теоретической социологии.

· ОБЪЕКТ – то, на что направлена деятельность (реальная и познавательная) субъекта.

· ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания, а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта.

· ОБЪЯСНЕНИЕ – познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру определенных связей, отношений и зависимостей, дающей возможность раскрыть существенные черты данного явления.

· ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии как о таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

· ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействия ему. Объектом ответственности (т.е. иным) могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а так же животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д. ответственность может быть обусловлена: а)ненамеренно (естественно или случайно) обретённым человеком статусом (ответственность родителей); б)сознательно приобретённым им социальным статусом (ответственность должностного лица) или заключёнными соглашениями.

· ОТЧУЖДЕНИЕ – философская категория, а также понятие, используемое в социологии, психологии и праве. В юриспруденции отчуждение означает юридический акт передачи прав собственности на что-либо от одного лица другому. В психологии отчуждение – состояние эмоционально-психологической отстранённости, чуждости по отношению к кому-либо или чему-либо, в том числе к самому себе. В социологии понятие «отчуждение» используется как общетеоретическое, близкое социально- философскому содержанию категории «отчуждение». В философии категория «отчуждение» выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект её воздействия. В социальной философии и в социологии отчуждение – это общественное отношение, социокультурная связь между субъектами, которая вышла из-под их контроля и стала самостоятельной, господствующей над ними силой.

· ОЩУЩЕНИЕ – элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности.

· ПАНТЕИЗМ – религиозно-философская доктрина, согласно которой Бога имманентен миру. Бог и мир суть одно.

· ПАРАДИГМА – 1)понятие, используемое в античной и средневек. Философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2)теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

· ПАТРИСТИКА – термин, появившийся в XVII в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. XVIII в. – т.н. отцов Церкви. В широком смысле патристика – это доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Диаметрально противоположные взгляды на содержание культурной конвергенции («эллинизация» христианства – Гарнак, «христианизация» эллинизма – Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент в патристике заметно превалирует над рационально-рефлексивным.

· ПИФАГОРЕИЗМ – одно из влиятельных течений античной мысли. Часто рассматривается, как научно-философская школа и особый образ жизни.

· ПЛАТОНИЗМ – 1)в узком смысле – направление позднеантической философии I в. до н. э. – нач. III в. н.э.; более точное его обозначение в современной литературе – средний платонизм в отличие от неоплатонизма. 2)в широком смысле – всякое философское направление, опирающееся на учение Платона.

· ПЛЮРАЛИЗМ – философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей.

· ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному. «Дух позитивизма» означал прежде всего радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т.п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире.

· ПОЛЬЗА – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим- либо интересам. В более строгом смысле польза – характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Нечто признаётся полезным, если: а)отвечает чьим-то интересам; б)обеспечивает достижение поставленных целей; в)позволяет достичь результатов, близким поставленных целям (способствует успешности действий); г)позволяет сделать это с наименьшими затратами (способствует эффективности действий).

· ПОНИМАНИЕ – процедура постижения или порождения смысла. Категория, использовавшаяся в различных философских дискурсах для характеристики: 1)познавательной способности; 2)процедур герменевтического истолкования смысла текстов; 3)специфического способа бытия человека в мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.083 с.)