Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение: как схемы выводят нас за пределы имеющейся информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Прочитайте историю Чтобы понять, как схемы управляют восприятием прочитайте следующую историю и представьте происходящее, прежде чем читать дальше: «Насреддин спрашивает в магазине: «Вы видели меня когда-нибудь раньше?» «Ни разу в жизни», — отвечает хозяин. «В таком случае, — говорит Насреддин, — откуда вы знаете, что это был не я?»
2. Перечислите все, что вы наверняка знаете о случившемся Проанализируйте ситуацию, составьте список того, что вы с абсолютной определенностью знаете о случившемся, то есть включайте в список только ту информацию, которая явно присутствует в рассказе; как говаривал Джо Пятница Драгнета: «Только факты, мэм». При необходимости обращайтесь к тексту. Потратьте на список столько времени, сколько Вам необходимо (около пяти минут). Вот его начало, заканчивайте сами: (1) Насреддин зашел в магазин; (2) Насреддин задал вопрос; (3) хозяин ответил на вопрос; (4)… и так далее.
3. Перечислите все, что вы можете с большой долей вероятности предположить о случившемся Теперь составьте список ваших предположений относительно случившегося. Старайтесь обосновать каждое свое предположение. При необходимости обращайтесь к тексту. На эту процедуру Вы должны потратить не менее 10 минут. В любое время вы можете остановиться, но не раньше, чем записав по меньшей мере дюжину предположений. Вот начало: (1) Насреддин мужчина; (2) хозяин не был слепым; (3) Насреддин шел на двух ногах; (4) хозяин не лгал…
Комментарий
Ваш список предположений, должен быть, значительно длиннее, чем список прямых фактов. Вероятно, вы перечислили все факты, какие только смогли, но список предположений прервали, когда поняли, что он можете продолжаться бесконечно. Наше знание о мире гораздо богаче того, что мы имеем возможность непосредственно наблюдать. Заметьте, сколько неявных предположений вы сделали относительно этой истории. Ваша схема магазина заставила вас предположить, что хозяин его занимается продажей чего-то (скорее всего, товаров, но, возможно, и услуг); что магазин был освещен либо солнечным светом, либо какой-то лампой; что магазин, вероятно, имеет стены, потолок, одну или более дверей, возможно, окна и, конечно, пол; что к магазину можно подойти по улице или по дороге, и что он, вероятно, был расположен в торговой части города. Ваши схемы социального поведения позволяют предположить, что Насреддин, скорее всего, вошел через дверь, а не через окно; что он адресовал свой вопрос хозяину магазина, а не кому-то еще; что хозяин и Насреддин не были знакомы, что оба они говорили на одном языке и так далее. Схемы общей ориентации в реальности приводят к предположениям, что законы физики были неизменны: действовала сила гравитации, что дверь, вероятно, скрипела; что Насреддин не был хозяином магазина (и поэтому не говорил сам с собой); что Насреддин не был говорящей собакой; и в конце концов, поскольку вы, наверное, уже понимаете, что объем предположений ограничивается только творческим потенциалом и запасом терпения, что Насреддин оставался серьезным, когда он шутил.
СХЕМЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ
Выполняя предыдущее упражнение, вы, вероятно, сделали для себя вывод, что схемы очень близки понятию стереотипа. Например, ваше предположение, что хозяин был мужчиной, было бессознательным. Обычно мы пользуемся схемами, сами того не осознавая. Например, конкретные правила общественного поведения мы применяем в зависимости от обстоятельств. Мы ведем себя определенным образом в зависимости от ситуации, в которой находимся (формально, дружески, интимно и т. д.). Соответствующее («ожидаемое») поведение определяется автоматически, как часть определенной схемы. Таким образом, если вы в оперном театре, то соответствующая схема заставляет вас тихо сидеть на своем месте, а не гулять по проходам. Я думаю, вы убедились, что схемы существуют на все случаи. «Аналогично тому, как все от малого до великого основывается на теории, так и схемы представляют знание на всех уровнях — от идеологических и культурных традиций до правил построения предложений в своем языке, значений отдельных слов и фонетической транскрипции каждой буквы алфавита», — пишет Румельхарт. Схемы связаны между собой. Определенная схема, такая как например, «зритель в оперном театре», автоматически приводит в действие ряд других схем. Поэтому женщину на сцене, одетую в королевское платье, вы принимаете за певицу, а не за какого-нибудь члена королевской семьи.
АКТИВАЦИЯ СХЕМЫ
До сих пор мы обсуждали схемы в чисто психологическом ракурсе, однако и в мозге за них отвечают, по-видимому, вполне определенные группы нервных клеток. Современная теория придерживается принципа, что степень влияния схемы на восприятие и поведение человека определяется степенью возбуждения соответствующей группы нейронов. Фрейд считал, что разум подразделяется на сознательное, предсознательное и бессознательное. В этом языке активация схемы сверх критического порога приводит к сознательному восприятию. Схемы, активирующиеся слишком слабо, чтобы повлиять на другие схемы, приводят к бессознательному восприятию. Те же, которые активируются достаточно, чтобы повлиять на активацию других схем, но все-таки ниже критического порога, остаются частью предсознательного разума. Поясним это на примере. Рассмотрим слово, связанное со схемой, которая в данный момент, скорее всего, у вас не активирована: океан. Пока вы не прочитали это слово, ваша схема подходящая для океана, вероятно, находилась без действия в бессознательной области разума, вместе с другими связанными с ней схемами. Однако, теперь, эта схема у вас уже превысила порог сознания и, вероятно, активизировала несколько других, таких как рыба, чайки и побережье. Могла вам прийти в голову и пословица: «Only call yours what cannot be lost in a shipwreck» (по-настоящему ваше только то, что нельзя потерять при кораблекрушении). Кроме доведения нескольких схем до сознательного уровня, слово «океан» вызвало к действию определенные схемы на предсознательном уровне. Это те из них, которые ассоциируются с океаном, но не приходят в голову сразу. Например, схема корабля у вас, наверное, немного, но активировалась (хотя сейчас она находится уже в сознательной области вашего разума). Даже если образ корабля отсутствует в вашем сознании, подсознательную активацию схемы корабля можно продемонстрировать, показав вам рисунок 5.1.в. Как и испытуемые Стейнфелда, которым рассказали историю об океанском круизе, вы должны быстро распознать в рисунке корабль. Таким образом, схемам не обязательно присутствовать в нашем сознании, чтобы воздействовать на наше поведение.
МОДЕЛЬ СНОВИДЕНИЯ
Структура сновидений
Моя точка зрения состоит в том, что сновидения это имитация реальности, осуществляемым нашими системами восприятия. Полученные вами знания о бодрствующем восприятии помогут вам разобраться в этой теории. Рассмотрим, прежде всего, изменения процесса восприятия во время сна. Во время REM-сна, как следует из главы 2, способность воспринимать информацию из внешнего мира, равно как и способность тела двигаться, подавлены, в то время как мозг в целом активен. Эта активность возбуждает некоторые схемы выше порога восприятия. Они проникают в сознание, заставляя спящего видеть, слышать, осязать и переживать то, чего в данный момент нет в окружающем его мире. Если вы в реальности видите то, чего нет на самом деле, информация, поступающая по сенсорным каналам, быстро исправляет это ошибочное впечатление. Почему же этого не происходит во время сна? Ответ: потому что сенсорные поступления в мозг, которые могли бы исправить такого рода ошибки, отсутствуют.
Что мы обычно видим во сне
Наши ощущения во сне определяются теми схемами, которые активированы выше порога осознания. Но как отбираются конкретные схемы для активации? С помощью тех же процессов, что и в состоянии бодрствования: ожиданием и мотивацией. Ожидание проявляется в сновидении многими способами. Конструируя мир сна, мы ожидаем, что он будет похож на миры, в которых мы уже бывали. Таким образом, в мире сна почти всегда присутствует гравитация, пространство, время и воздух. Недавний опыт оказывает такое же влияние на сон, как и на бодрствующее восприятие. Фрейд назвал это «дневным осадком». Так же действуют личные интересы, заботы и род занятий. Министр, который увидел в чернильной кляксе «раскаленную печь Навуходоносора», вполне мог видеть во сне безумного вавилонского царя. Выше упоминалось исследование, показавшее, что служащие полиции с большей вероятностью, чем обычные граждане, ожидают и, как следствие, видят несуществующие преступления. Какая из этих групп, по-вашему, чаще видит преступления во сне? Сильно влияют на бодрствующее восприятие мотивация и эмоции, того же можно ожидать и в сновидениях. Вам, вероятно, снились сны, в которых сбывалось то, о чем вы мечтаете — так называемые «осуществляющие желание сны». Предположим, например, вы легли спать не поужинав. Как и голодным школьникам, которым неправильные фигуры напоминали пищу, вам может присниться еда. На Фрейда эта характерная черта снов произвела такое впечатление, что он положил ее в основу целой теории сновидений. Согласно Фрейду, любой сон является воплощением желания, но здесь он, похоже, поторопился с обобщениями, поскольку ночные кошмары противоречат его предположениям. Действительно, аналогично тому, как в бодрствующем состоянии страх делает нас более пугливыми, то есть готовыми принять все непонятное за опасность, то же происходит и во сне. Причина того, что людям снятся неприятные и даже ужасные вещи не в мазохистском бессознательном стремлении к самоуничтожению, как считал Фрейд, а, скорее, в боязни определенных событий и ожидании, что они могут произойти. Вы не можете бояться призраков, если вы в них не верите.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.27.41 (0.007 с.) |