Основные характеристики романо-германской правовой семьи (Россия):



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики романо-германской правовой семьи (Россия):



ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Право - система общеобязательных, формально определённых правил поведения, выражающих государственную волю общества, принятых или одобренных государством, обеспеченных его принудительной силой и направленных на регулирование общественных отношений.

Признаками права являются:

государственно-властный характер.Нормы права устанавли­ваются компетентными государственными органами (а не лю­быми органами) при соблюдении особой процедуры (например для принятия законов установлен один порядок, постановле­ний правительства — другой, и т. д.);

общеобязательность.Право распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории дан­ного государства;

формальная определенность.Нормы права формулируются крат­ко, логично, однозначно, чаще всего — по следующему образцу.

• диспозиция (вводная, описательная часть);

• гипотеза (формулировка запрета);

• санкция (меры, принимаемые к субъекту за невыполнение нормы);

системность.Вся совокупность правовых норм представляет со­бой четкую логическую систему, состоящую из норм, институтов, подотраслей и отраслей права; самый крупный элемент систе­мы — отрасль (объединяет нормы, регулирующие сходные от­ношения, например семейное, уголовное, финансовое право и др.);

подкрепленность принудительной силой государства.Соблюде­ние норм права обеспечивается не только их выполнением на основе добровольного признания, но и путем применения принудительной силы государства или под угрозой примене­ния такой силы. Принудительное исполнение норм права осу­ществляют правоохранительные органы.

 

Норма права – общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное государством или иными субъектами с санкции государства, обеспеченное возможностью государственного принуждения и направленное на регулирование общественных отношений.

Структура нормы права складывается из следующих элементов:

гипотеза— элемент нормы права, который указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспо­зиция нормы. Она согласует общий вариант поведения с кон­кретным случаем, временем, местом;

диспозицияэлемент нормы права, который содержит само пра­вило поведения,права и обязанности субъектов правового обще­ния, т. е. определяет меру дозволенного и должного поведения;

санкция— элемент нормы права, который устанавливает небла­гоприятные последствия для ее нарушителей, меры государствен­ного воздействия на нарушителя нормы.

Источники права - официальные письменные документы, изданные от име­ни государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институ­тов и отраслей права.

Правовой обычай - правило поведение, в результате многократного повторения вошедшее в привычку людей, использование которого санкционировано государством.

Правовой прецедент -решение суда или административного органа по конкретному делу, которому придаётся характер правила, нормы.

Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ принятый правотворческим субъектом и содержащий нормы права.

Нормативно-правовой акт является господствующей формой права в странах с романо-германской правовой системой (Франция, Италия, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Россия и др.).

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый по строгой процедуре верховным органом государственной власти, регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Подзаконный нормативный акт - это разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение.

Договор нормативного содержания - соглашение между двумя и более правотворческими субъектами, содержащее нормы права.

Система права - внутренняя структура права, выражающаяся в объединении всех действующих в стране юридических норм в институты, подотрасли и отрасли права.

Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих относительно обособленную и качественно однородную обширную сферу общественных отношений.

Подотрасль права - часть отрасли права, регулирующая крупный, относительно самостоятельный блок общественных отношений.

Институт права - обособленная часть правовых норм, входящих в отрасль права и регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений внутри предмета отрасли права.

Субинститут права – совокупность правовых норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.

Правоотношение - урегулированное нормами права и охраняемое государством общественное отношение, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение представляет собой совокупность ряда элементов, образующих его структуру (состав): это субъект, объект и содержание.

Субъекты правоотношений - участники правоотношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Выделяют индивидуальные и коллективные субъекты правоотношений.

К индивидуальным субъектам правоотношений относятся: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, имеющие двойное гражданство.

К коллективным субъектам правоотношений относятся:

1) государство, субъекты федерации, муниципальные образования;

2) государственные органы (Государственная Дума, министерства, комитеты и др.), государственные предприятия и учреждения;

3) негосударственные организации (коммерческие и некоммерческие).

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность- закреплённая в правовых нормах способность иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность - закреплённая в правовых нормах способность лица своими действиями осуществлять (приобретать, использовать, изменять и прекращать) субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения - это то, по поводу чего возникает правоотношение, то на что направлены права и обязанности участников правоотношений.

Содержание правоотношения образуют субъективные права и юридические обязанности сторон. Посредством их осуществляется юридическая связь участников правоотношения.

Субъективное право- это мера возможного поведения управомоченной стороны правоотношения.

Юридическая обязанность-это мера необходимого поведения обязанной стороны правоотношения.

Правонарушение - общественно опасное, противоправное, виновное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.

Состав правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъекта и субъективную сторону.

Объект правонарушения - это то, на что посягает правонарушение.

Объективная сторона - это внешнее выражение правонарушения.

Элементами объективной стороны правонарушения являются:

1) деяние, т.е. поведение лица, выражающееся в действии либо бездействии;

2) противоправность, т.е. его противоречие требованиям правовых норм;

3) вредные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества);

4) причинная связь между деянием и вредным результатом. Она присутствует тогда, когда деяние явилось главной и непосредственной причиной наступивших вредных последствий.

В некоторых составах предусматриваются факультативные (дополнительные) элементы объективной стороны - способ, обстановка, время, место совершения правонарушения.

Субъект правонарушения-это лицо, совершившее правонарушение.

Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные отношения.

Не является субъектом правонарушение лицо, признанное судом недееспособным (невменяемым).

Организации признаются субъектами правонарушений в гражданском, административном отраслях права. Российское уголовное право в качестве субъекта преступления признают только физическое лицо.

Субъективная сторона- психическое состояние лица в момент совершения правонарушения, относящееся к самому противоправному деянию и его последствиям.Основным и необходимым элементом субъективной стороны является вина.

Вина- это психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствием, характеризующееся определёнными интеллектуально-волевыми свойствами.

Различают две основные формы вины - умысел и неосторожность.

Умысел- лицо понимает противоправный характер своих деяний и возможность наступления вредных последствий и желает (прямой умысел)или не желает, но сознательно допускает их наступления (косвенный умысел).

Неосторожностьв уголовном и административном праве делится на самонадеянность (легкомыслие) и небрежность.

При самонадеянностилицо понимает противоправность своих деяний и возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

При небрежностилицо не понимает противоправного характера своих деяний, не предвидит его вредных последствий, хотя должно и могло было их предвидеть.

Деяние будет признано правонарушением только при наличии всех его условий, элементов и признаков.

По степени общественной опасности правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление (уголовное правонарушение) - виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания. Например, убийство, кража, грабеж, разбой, бандитизм и др.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

Проступки в зависимости от сферы общественных отношений, на которые они посягают делятся на следующие разновидности:

1. Административные проступки - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на государственный или общественный порядок, права граждан, установленный порядок управления, за который законодательством установлена административная ответственность (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора и др.).

2. Гражданские проступки - это виновные, противоправные деяния физического или юридического лица, наносящие вред имущественным и некоторым личным неимущественным отношениям, за которые законодательством установлена гражданская ответственность (неисполнение договорных обязательств, причинение вреда источником повышенной опасности и др.).

3. Дисциплинарные проступки - это виновные, противоправные нарушения рабочими, служащими предприятий, учреждений и других организаций трудовой, учебной, воинской и иной дисциплины (опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил и др.).

4. Процессуальные проступки - виновные, противоправные деяния физического лица или органа государства, нарушающие установленную законом процедуру разрешения юридического дела (неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда).

Юридическая ответственность - обязанность лица в соответствии с законом претерпевать определённые лишения государственно-властного характера за совершённое правонарушение.

Функцииюридической ответственности:

1. Штрафная, характеризующая карательную реакцию государства на правонарушение и выражающаяся в наказании виновного лица, причинении ему личных, имущественных либо организационных обременений, в неблагоприятных последствиях.

2. Правовосстановительная, позволяющая взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, обеспечивая неудовлетворенный интерес управомоченного субъекта.

3. Воспитательная, призванная формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности, так и правонарушений иными лицами.

Виды юридической ответственности:

уголовная ответственностьвозникает за совершение уголовных преступлений (т. е. деяний, имеющих наибольшую общественную опасность и прямо указанных в качестве таковых в Уголовном кодексе).

административная ответственностьнаступает за совершение административных правонарушений - деяний, посягающих права и свободы других лиц, общественный порядок, но имеют, значительно меньшую общественную опасность, чем уголовного преступления.;

гражданско-правовая ответственность- вид юридической ответственности, которая возникает при причинении имущественного, морального вреда;

дисциплинарная ответственностьнаступает за совершение дисциплинарных проступков, за виновное неисполнение или не надлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Мерами дисциплинарного взыскания обычно являют замечание, выговор, увольнение;

материальная ответственность,как правило, возникает при причинении материального вреда организации работником дан­ной организации и выражается в обязанности возместить при­чиненный ущерб.

Правовая система общества

 

Президент РФ

 

Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент обладает неприкосновенностью, то есть его нельзя привлечь ни к одному виду юридической ответственности, нельзя задержать, подвергнуть досмотру и обыску и т.д.

Единственно возможная ответственность Президента — это отрешение его от должности (импичмент). Конституция РФ предусматривает отрешение от должности только по двум основаниям: государственная измена и совершение тяжкого преступления. В этом случае формирует обвинение нижняя палата парламента — Государственная Дума, а в качестве судебной палаты выступает Совет Федерации.

 

Как Глава государства Президент представляет Россию в официальных церемониях как внутри страны, так и за рубежом, назначает ряд должностных лиц государства, ведает вопросами гражданства и помилования, присваивает государственные награды и почетные звания.

В сфере назначения должностных лиц Президент Российской Федерации:

1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

2) назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

3) назначает федеральных судей;

4) назначает представителей Президента в субъектах РФ;

5) формирует и назначает членов Совета Безопасности РФ;

6) назначает высшее военное командование Вооруженных СилРФ;

7) назначает Чрезвычайных и Полномочных Послов РФ. Наряду с этим Президент представляет для назначения в Государственную Думу кандидатуру на пост Председателя Центрального Банка, а в Совет Федерации — кандидатуры Генерального Прокурора РФ и Судей Высших федеральных судов (Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда).

Помимо формирования Правительства Президент может принимать участие в его заседаниях, вносить вопросы в повестку дня, а также в пределах своей компетенции издавать Указы, которыми в том числе он может отменять Постановления и Распоряжения Правительства РФ. Из остальных полномочий Президента отметим следующие:

1) Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

2) формирует военную доктрину страны;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) представляет страну в международных переговорах и подписывает от имени страны международные договоры;

5) подписывает и обнародует федеральные законы (при этом обладает правом отлагательного вето, то есть Президент может не подписать закон и тогда oн не вступает в силу. Вето отлагательное потому, что может быть преодолено либо переголосованием в Палатах Парламента квалифицированным большинством, либо путем создания согласительной комиссий для устранения противоречий. В любом случае закон не вступает в силу до тех пор пока его не подпишет Президент). Обладает правом законодательной инициативы — может вносить в Государственную Думу законопроекты;

6) назначает выборы Государственной Думы, Назначает референдум;

7) может распустить Государственную Думу согласно положениям статей 111, 117 Конституции РФ.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат.

Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе.

Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется.

Государственная Дума избирается на 5 лет.

Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс I голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством — 2/3 голосов депутатов.

Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Совет Федерации назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает также как и Президент правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.

Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ — это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его Заместители и федеральные министры. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства РФ его Председатель.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента России и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, оно может уйти в отставку: по инициативе Президента РФ или по собственной инициативе. Освобождение oт должности Председателя Правительства РФ влечет одновременно отставку всего Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства РФ, также либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента РФ.

Правительство Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

4) обеспечивает в России единую финансовую, кредитную, денежную политику; осуществляет управление федеральной собственностью;

5) разрабатывает федеральные программы и реализует единую политику в сферах экономического развития, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности;

7) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

8) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы,

Судебная власть

Судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно Конституции в России существует четыре вида судопроизводства:конституционное, гражданское, уголовное и административное.

Конституционное судопроизводство осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Это орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача — следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125 Конституции).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые разделены на две коллегии. Председатель Суда и председатели коллегий избираются тайным голосованием из числа судей Конституционного Суда РФ. Сами судьи (как указывалось выше) назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей — 12 лет, после чего судья уходит в отставку и остается Почетным Судьей.

На Конституционный Суд РФ возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти. Помимо этого проверяется конституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ работает только по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Парламента (либо его палат, либо отдельных депутатов), высших федеральных судов (Верховного и Высшего Арбитражного) и по запросам органов государственной власти субъектов РФ. Помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане РФ.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации (ст. 126 Конституции). Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127 Конституции).

Независимость и самостоятельность судов определяется статусом судей и общими принципами организации судопроизводства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и неприкосновенны. Судьей может быть: районного (городского) суда — гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет; судов субъектов федерации — гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, при стаже работы не менее 5 лет;

судьей высших федеральных судов (за исключением Конституционного Суда РФ) — гражданин РФ, достигший 35 лет при стаже работы не мене 10 лет. При этом во всех случаях речь идет о дееспособных и не содержащихся в местах лишения свободы гражданах.

Назначаются все судьи, за исключением судей высших судов, Указами ПрезидентаРФ.

Общими принципами судопроизводства в РФ являются:

1) гласность судебного разбирательства, которая заключается в том, что слушание дела идет в открытом заседании, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе (например, закрытые слушания проводятся по делам о преступлениях несовершеннолетних);

2) состязательность, что предполагает наличие в судебном разбирательстве сторон, которые доказывают либо оспаривают те или иные обстоятельства дела;

3) равноправие сторон, которое указывает на равный правовой статус сторон — участников судебного процесса;

4) коллегиальность — этот принцип предусматривает коллегиальное рассмотрение дел в отличие от единоличного. Как правило, дела рассматриваются либо судьей и народными заседателями, либо коллегией судей, решение принимается большинством голосов.

 


ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Право собственности

Право собственности – это институт, который представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ и конкретным лицам возможность владеть пользоваться и распоряжаться материальными благами.

Согласно ст.8 Конституции РФ признаются и защищаются следующие виды собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (общественных организаций и собственность кооперативная). Допускается объединение видов собственности в общую собственность.

Общая собственность подразделяется на 2 вида:

1. Имущество, которое принадлежит нескольким лицам одновременно с определением долей каждого из них – общая собственность.

2. Имущество без определения долей – общая совместная собственность.

При общей собственности владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляется по соглашению всех собственников, а при отсутствии соглашение устанавливается судом по иску любого из собственников. Особенность права собственность состоит в том, что это право всегда связано с определенными вещами, имуществом, но право собственности как правоотношение, это не отношение лица к самой вещи, а отношение между людьми по поводу вещи. Это отношение между собственником, который обладает определенными правами и всеми другими членами общества, обязанными не нарушать его прав, не посягать на чужое имущество.

 

Право собственника состоит из совокупности трех правомочий:

владениесобственностью (т.е. фактически иметь ее в своем хозяйстве);

пользование собственностью (т.е. эксплуатировать вещь путем извлечения из нее присущих полезных свойств);

распоряжение вещью (т.е. определять ее юридическую судьбу (отчуждать ее, сдавать во временное пользование).

Способы приобретения права собственности:

· первоначальные, когда право собственности на вещь возникает впервые либо помимо воли предыдущего собственника;

· производные, когда право собственности возникает по воле предыдущего собственника и с согласия нового.

Первоначальные способы:

· Создание новой вещи – создание новой вещи для себя, приобретение права собственности на вновь созданное недвижимое имущество, переработка, самовольная постройка;

· Завладение вещью – судебное решение о признании права собственности на бесхозную вещь, движимые вещи, от которых хозяин отказался, находка, клад, обращение в собственность обедоступных для сбора вещей (сбор грибов, лов рыбы), приобретательская давность.

Производные способы:

· Приобретение права собственности по договору купли-продажи, мены, дарения или иной сделке об отчуждении имущества;

· Наследование по закону или завещанию;

· Приобретение права на имущество юридического лица при его реорганизации.

 

 

Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и порядок заключения

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Содержание договорасоставляютусловия, определяющие права и обязанности его сторон. Они устанавливаются по усмотрению сторон за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Условия договора делятся на: существенные, предписываемые, отсылочные и др.

Существенные условия — это такие условия, которые необходимы для договоров данного вида. К их числу относятся предмет договора, цена (размер платы, подлежащей внесению). Нередко таким условием признают сроки.

Предписываемыми являются условия, необходимость включения которых в текст договора предусмотрена законодательством (такие условия, в основном, устанавливаются по договорам о поставках продукции).

Отсылочные условия — это такие условия, когда в договоре имеется отсылка на разнообразные нормативные акты, содержащие требования к отдельным видам договоров (перевозки грузов, расчетов в народном хозяйстве и т.д.).

Договоры классифицируются по определенным признакам. В зависимости от имуществе иного предоставления договоры бывают возмездные и безвозмездные. По возмездному договору имущественное предоставление одной стороны имеет встречное имущественное предоставление другой (договор купли-продажи, мены и др.). В безвозмездном договоре встречное предоставление отсутствует (договор дарения).

В новом ГК РФ введена категорияпубличного договора. Это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, гостиничное обслуживание и т.д.).

Договор заключается посредством направленияоферты (предложения) заключить договор одной стороной иее акцепта (принятия предложения) другой. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если же в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (договор дарения, займа, хранения). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (например, договоры о продаже недвижимости).

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как предложения делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

 

Обязательство — это относительное имущественное правоотношение, в котором одно лицо (должник) обязан совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Содержание обязательства составляют действия, которые должник обязан совершить или от совершения которых должен воздержаться. Если должник должен совершить какие-либо действия, мы говорим об обязательствах сположительным содержанием, и, наоборот, при воздержании должником от совершения действий — об обязательствах сотрицательным содержанием. Обязательства с положительным содержанием бывают простые иальтернативные.

Субъекты обязательства — кредитор и должник — называются сторонами в обязательстве. В обязательстве может быть один кредитор и один должник, причем во многих обязательствах одна и та же сторона может одновременно быть и должником, и кредитором (например, договор купли-продажи, аренды и др.) В обязательстве может быть и множественность лиц (множественность должников — пассивная множественность; множественность кредиторов — активная множественность; смешанная множественность).

Перемена лиц в обязательстве возможна при уступке требования и переводе долга. Кредитор может передать свое требование другому лицу без согласия должника. Не допускается передача прав, связанных с личностью кредитора (требования об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью).

Наследственное право

Наследование— это переход после смерти гражданина принад­лежащего ему на основе частной собственности имущества, включающего имущественные и некоторые личные неимуще­ственные права, к одному или нескольким лицам.

В зависимости от основания наследования выделяют два вида наследования:

• наследование по завещанию;

• наследование по закону.

Наследство— принадлежащие наследодателю на день откры­тия наследства вещи, иное имущество, в т. ч. имущественные права и обязанности.

Открытием наследствапризнается возникновение наследствен­ного правоотношения в результате наступления определенных юри­дических фактов:

• смерти гражданина;

• объявления судом гражданина умершим.

Согласно ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследствапри­знается последнее место жительства наследодателя, а если по­следнее место жительства неизвестно или находится за пределами РФ, местом открытия наследства в РФ признается место нахо­ждения такого наследственного имущества.

Наследодателемявляется лицо (любое физическое лицо, в т. ч. недееспособное и несовершеннолетнее), имущество которого после его смерти переходит к другим лицам.

Наследник— это лицо, к которому переходят права и обязанности наследодателя в результате наследственного правопреемства.

Субъектами наследственного правопреемствамогут быть все участники гражданского оборота (физические и юридические лица, Российская Федерация в целом, государственные и му­ниципальные образования).

Наиболее распространено наследование по завещанию.Завеща­ние составляется в письменной форме, заверяется у нотариуса (или у лиц, приравненных по закону для удостоверения заве­щания к нотариусам, например главврачей больниц, капитанов кораблей, и т. д.). При наличии завещания наследование осу­ществляется по воле наследодателя, кроме случаев предостав­ления части наследства другим лицам в силу требований зако­на (например обязательная доля наследства предусмотрена для нетрудоспособных иждивенцев и т. д.).

При отсутствии завещания наследованиеосуществляется по за­конупутем призвания к наследству круга наследников в соот­ветствии с очередностью, установленной ГК РФ.

Наследники каждой очереди наследуют в равных долях, за исклю­чением наследников, наследующих по праву представления.

Наследование по праву представления — переход доли наслед­ника по закону, умершего до открытия наследства или одно­временно с наследодателем, переходит к его соответствующим потомкам.

Установлены следующие очередности призвания наследников:

• наследники первой очереди:дети, супруг и родители наследода­теля. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления;



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.036 с.)