Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земельный фонд РБ и негат. Послед-ия его использ-я

Поиск

Общая площадь 207 тыс км2.

35% - зем фонд(лес)

5% - лесопокрытые земли

45% - с/х угодья

1,8% - под водой

4,1% - под пром.объектами

2,1% - урбанизированные терр-рии

Ост - прочие земли

Негатив.последствия:

· Деградация земель(потеря естеств.раститель-ти, эрозионные процессы, ухудшение физ-хим.свойств горных пород.

· Загрязнение – привнесение в почву хим.и биолог. вещ-в(22-24млн.т отходов пр-ва и потребл-я).

· Заболачивание и опустынивание.

· Засоление и окисление.

· Нарушение ландшафтов, рельефа местности.

Осн.направл-я рац.землепольз-я и охраны зем.ресурсов.

1) Строгий учёт и оценка зем.угодий, т.е.ведение кадастр.

2) Рац.исп-ние зем.фонда в соответ-вии с кадастр.оценкой.

3) Ограничение влияния не с/х-ных отраслей.

4) Рекультивация нарушенных, деградиров-ых и загрязн-ых земель.

5) Правовая охрана земель в соотв-вии с зем.кодексом 1998

6) Эконом.рычаги рац.землепольз-ия:

§ Планир-ние и финансир-е меропр-ий по учёту, охране, восстанов-ю зем.угодий

§ Устан-ние нормативов платы и размеров платежей за землепольз-е

§ Предоставл-е налог.и кредит.льгот при осущ-нии меропр-ий по рац.землепол-ию.

§ Возмещение ущерба,возник-его при нарушении землеохр-го зак-ва

 

Лекция 8

Использование и охрана биологических ресурсов

Характеристика биологических ресурсов РБ.

Растительный мир республики:

- 1680 сосудистых;

- более 3000 видов лишайников, водорослей и мхов;

- более 2000 видов грибов;

- 7000 видов растений микрофлоры.

Животный мир республики:

- 457 видов позвоночных;

- более 20000 видов членистоногих.

Основные биол-ие ресурсы сосредоточены на лесных территориях. Леса республики выполняют экологические и экономические функции:

Экол-ие функции:

1)климатообразующая;

2)гидрологическая;

3)почвообразование;

4)санитарно-гигиеническая;

5)оздоровительная;

6)биологическая.

Экон-ие (хозяйственные) функции:

1)источник материальных ресурсов (древесина, древесная кора, песок, лекарственные растения, пищевые и охотничьи ресурсы);

2)лес является базой для развития лесопромышленного комплекса, отдыха, туризма, научной деят-ти.

Леса, выполняющие только экологические функции, относят к лесам 1-ой группы, а экол-ие и экон-ие функции – ко 2-ой группе.

Структура лесов:

- по возрасту: • 40% - молодняк (до 15 лет);

• 40% - средневозрастные (полсе 15 лет);

• 15% - приспевающие (40-50 лет);

• 5% - спелые.

- по породам: • 64% - хвойные;

• 31% - мягколиственные;

• 5 % - твердолиственные.

 

2) Основные направления охраны и рацион-ого использования биол-х ресурсов:

1)сохранение биол-ого разнообразия в системе особо охраняемых территорий:

- Березинский биосферный и Полесский радиационо-экологический заповедники;

- национал. парки: Беловежская пуща; Припятьские, Нарочанские и Браславские озера;

- 580 заказников;

- 881 памятников природы.

2)резервирование терр-ий для воспроизводства ценных видов растений и животных;

3)правовая охрана биол-х ресурсов в соответствии с законом "об охране растительного и животного мира";

Экон-ий механизм охраны и рацион-го использования ресурсов:

1)планирование и финансирование мероприятий по лесовостановлению, в борьбе с лесными пожарами и лесовредителями, сохранению биол-го разнообразия и расширению площади особо охраняемых терр-ий;

2)установление нормативов платы на различные виды лесопользования;

3)предоставление налоговых и кредитных льгот;

4)возмещение ущерба, наносимого биол-им ресурсам.

Лекция 9, 10

Упр-ие природопользованием (п\п)

Упр-ие п\п – деят-ть гос-ва по орган-ии, рациональном исп-ии и воспр-ве природных рес-ов, охраны окруж. среды и обеспечение режима законности в эколого-экономических отношениях.

Механизм управления п\п включает принципы, функции, методы и организац. структуры.

Осн. принципы упр-ия п\п содержит Концепция гос политики РБ в области охраны окруж среды:

1 Гос собственность на все виды природных рес-ов

2 Гос охрана окруж среды всех объектов живой и неживой природы. Сочетание с сис-ой особоохраняемых природных территорий.

3 Законодательно обеспеченная, финансируемая из гос бюджетов сис-ма гос экологич контроля за состоянием окруж среды, исп-ем и воспр-ом природных рес-ов, безопасностью пром. и с/х продукции для населения и окруж среды в целом.

4 Многоступенчатая финансируемая из гос бюджета сис-ма гос экологической экспертизы всех видов планируемой и проетируемой хоз-ой деят-ти. А также экологич-ая паспортизация действующих субъектов хозяйствования.

5 Привлечение к делу охраны природы и контроля за состоянием окруж среды широких слоёв населения, общественных организаций и движения.

6 Эколого-экономический механизм обеспечения охраны окруж среды, включающий платность п\п, льготное кредитование и налогообложение и экономическую поддержку гос-ва при осущ-ии природоохранных мероприятий.

7 Сис-ма мер административной и уголовной ответственности за нарушение природоохранного обязательства с обязательным возмещением ущерба, наносимое окруж среде и здоровью населения.

8 Совершенствование законодат-ва природоохранной базы.

9 Участие в решении масштбных экологич проблем:

· предотвращение изменения антропогенного климата

· охрана азонового слоя

· сохранение биол-ого разнообразия

· охрана лесов и лесовосстановление

· совершенствование сис-мы особо охраняемых природных территорий

· регламентация торговли редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений.

Осн. функци упр-я природопольз-ем: 1.Законотворчество и законодательная инициатива в природоохр. сфере. 2. Эколого-экономич. планир-е и прогнозир-е. 3. Ффинансир-е и инвестиционир-е экологич. сферы. 4. Осущ-е экологич. экспертизы, аудита и сертификации. 5 Экологич. мониторинг. 6. Согласов-е деят-ти природопользователей в рамках природоохранного нац-го законодат-ва.

Упр-е природополь-ем осущ-ся административными, экономич, соц, психич. методами.

Административное упр-е природопольз-я обеспеч-ся возм-тью гос. принуждения.

Общие системные функции администр-ого упр-ия влк. след. виды деят-ти: 1. разработка экономич. политики, 2подготовка, расстановка кадров, повыш-е их квалификации. 3 Экологич. нормир-е хоз. деят-ти, кач-ва выпускаемой прод. и окр. ср. 4. выполн-е увчетной и контролькой ф-ций.

Осн-ми рычагами администр-го упр-я природольз-я явл-ся экологич. стандарты: 1. стандарты кач-ва окр.ср. (ПДК) 2стандарты воздействия на окр. ср. (ПДС) 3технологич. стандарты. 4. экологич. стандарты кач-ва прод. (тов.стандарты) 5.междунар. стандарты по сис-ам упр-я природольз-ем (ИСО 14000 СТБ ИСО).

 

ИСО 14001-14004 – стандарты по сис-ам упр-ия п\п.

ИСО 14010- 14012 – руководство по экологическому аудиту.

ИСО 14020-14025 - экологическое маркирование.

ИСО 14040- 14043 – оценка жизненного цикла продукта.

ИСО 14050 - термины и определения.

Осн-ой принцип административного упр-ия в республике разрешительно-запретительный. Органы Министерства природы выдают разрешения природопользователям на осущ-ие конкретных видов п\п в опред-ых объемах. Данные органы Министерства природа осущ контроль за деят-тью природоп-ей. При нарушении природоохранного законодат-ва пименяют различные виды взысканий, вплоть до запрещения ведения п\п.

 

Экономич-е методы упр-я природопольз-я создают условия, при кот. нерацион-е природополь-е станов-ся экономич. невыгодным, а также создают механизмы конпенсации неготивного воздействия на окр. ср. Осн. инструменты: *рентные платежи, *компенсац-е выплаты по изъятию прир. рес. из осн. исполь-я, *возмещение убытков, кот. возникают в рез-те наруш-я природоохранного законодат-ва, *кредитные, налоговые льготы, *экологич налог.

 

Организ-ые струк-ры упр-ия п\п.

Упр-ие п\п осущ-ся на основе территориального и отраслевого принципов.

Территориальное упр-ие п\п осущ:

1 Президент издает декреты, указы и дерективы области п\п, лично или под ведомственные структуры контролируют их выполнение

2 Парламент опред осн-ые направления гос. экологич. политики, принимает законод-ые акты в области п\п, в случае необходимости опр-ет зоны экологич действия.

3 Правительство – реализует гос экологич политику, координирует деят-ть министерств и ведомств в области п\п, разрабатывает и принимает законодат акты и крупные экологич программы, осущ международное экологич сотрудничество.

4 Исполкомы отвечают за состоянием окруж среды на местах, обеспечивают реализацию экологич программ всех управлений.

 

Отраслевой принцип реализуют органы специальной компетенции и др. специальные уполномоченные органы.

 

К органам спец. компетенции относ-ся:

1 мин-ва прир. рес. и охраны окр.ср. (Минприр) и подведомственные ему 6 областных, минский городской комитеры и 123 районные инспеции прир. рес. и охр. окр. ср. В сис-му Минприроды также входят департаменты рыбоохраны и гидрометеологии и рыбол-ва.

2. Производственное объединение белгеологии

3. Цниикивр

4. Дистанционная аналитич-ая лаболатория «Экомир»

5. Научно-исслед-ий центр – экология.

К иным спец-но уполномоченным органам относ-ся: 1. мин-ва по черезвычайным ситуациям 2.мин-ва внутренних дел 3.мин-ва здравоохранения 4.департамент лесоохраны 5. комитет по землеустройству, геодезии и картографии 6. управление делами администрации президента.

Упр-е природопольз-ем в рамках предприятий осуществляют спец-но созданные службы при главном инженере, технологе, инергетике.

В структуру охраны окр. ср. на придприятии вкл. участки очистки воздуха, водное хозз-во, сооруж-я по накопл-ю и хран-ю отходов, а также аналитич-е лаболатории.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.007 с.)