Последовательность системного анализа решения проблем



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность системного анализа решения проблем



По С.Л. Оптнеру [126] По С. Янгу [196] По Н.П. Федоренко [175] По Е.П. Голубкову [19] По Ю.И. Черняку [189]
  1. Идентификация симптомов. 2. Определение актуальности пробелмы. 3. Определение целей. 4. Определение струк-туры системы и ее деф-фектов. 5. Определение возможностей. 6. Нахождение альтернатив. 7. Оценка альтернатив. 8. Выработка решения. 9. Признание решения. 10. Запуск процесса решения. 11. Управление процес- сом реализации решения. 12. Оценка реализации и ее последствий     1. Определение цели ор-ганизации. 2. Выявление проблемы. 3. Диагноз. 4. Поиск решения. 5. Оценка и выбор аль-тернатив. 6. Согласование решения. 7. Утверждение решения. 8. Подготовка к вводу в действие. 9. Управление примене-нием решения. 10. Проверка эффектив-ности     1. Формулирование проблемы. 2. Определение целей. 3. Сбор информации. 4. Разработка макси-мального количества альтернатив. 5. Отбор альтернатив. 6. Построение модели в виде уравнений, программ или сценария. 7. Оценка затрат. 8. Испытание чувстви-тельности (параметриче-ское исследование)     1. Постановка задачи. 2. Исследование. 3. Анализ. 4. Предварительное суждение. 5. Подтверждение. 6. Окончательное суждение. 7. Реализация принятого решения   1. Анализ проблемы. 2. Определение системы. 3. Анализ структуры системы. 4. Формирование общей цели и критерия. 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах. 6. Выявление ресурсов и процессов. 7. Прогноз и анализ будущих условий. 8. Оценка целей и средств. 9. Отбор вариантов. 10. Диагноз существую-щей системы. 11. Построение комплек-сной программы развития. 12. Проектирование организации для достижения целей

Таблица 4

 

Последовательность проектирования (в области образования)

По В.С. Безруковой [10] По В.А. Сластенину и Л.С. Подымовой [158] По В.С. Лазареву и М.М. Поташнику [89] По Заир-Беку [51]
  1. Анализ объекта проектирования. 2. Выбор формы проектирова- ния. 3. Теоретическое обеспечение проектирования. 4. Методическое обеспечение проектирования. 5. Пространственно-временное обеспечение проектирования. 6. Материально-техническое обеспечение проектирования. 7. Разработка проекта. 8. Выбор системообразующего фактора. 9. Установка связей и зависимо- стей компонентов. 10. Написание документа. Проверка качества проекта. 11. Мысленное эксперименти-рование примерения проекта. 12. Экспертная оценка проекта. 13. Корректировка проекта. 14. Принятие решения об использовании проекта   1. Личностно-ориентированная переработка имеющихся образовательных проектов. 2. Анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшеств. 3. Формирование целей и об-щих концептуальных подходов к применению новшеств. 4. Прогнозирование средств достижения целей. 5. Создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и эталонов экспериментальной работы. 6. Реализация инновационных действий. 7. Осуществление контроля и коррекция введения новшеств; оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога     1. Проблемный анализ состояния школы. 2. Формирование концепции будущей школы. 3. Разработка стратегии ос-новных направлений и задач перехода к новой школе. 4. Формирование целей. 5. Формирование плана действий. 6. Экспертиза программы развития школы     1. Анализ ситуации развития педагогической действительности. 2. Формулировка идей. 3. Разработка эталонного варианта желаемого педагогического объекта. 4. Оценка и выбор наиболее оптимального варианта проекта. 5. Стратегическое целевое планирование через создание целевых программ, разработку обобщенных моделей. 6. Конкретизация задач, созда- ние планов для решения задач по различным направлениям, определение способов оценки и возможных вариантов коррекции действий. 7. Этап реализации проекта 8. Заключительный этап — обобщение результатов

образовательным инновациям (инновационным системам) [36, 89, 158 и др.]. Конечно, те или иные инновации в об-разовании всегда имеют место. Но в данном разделе речь будет идти не только о них. Проектирование всегда имеет место в деятельности любого педагога любого образовательного учреждения. Ведь каждый учитель, преподаватель го-товится к уроку, к лекции — это и есть проектирование (ко-торое осуществляется, естественно, на разных уровнях в за-висимости от квалификации педагога, его добросовестности и творческого потенциала). Многие педагоги стремятся со-здать свою — личную (личностную) методику обучения и воспитания, т.е. свою личностную педагогическую систему. Для этого педагога она будет субъективно новой, инноваци-онной, хотя объективно, с точки зрения научного педагоги-ческого знания в ней ничего нового, инновационного не бу-дет. То есть здесь мы будем говорить о проектировании пе-дагогических (образовательных) систем вообще, на любом уровне их иерархии и о любой их инновационности — и объективной, и субъективной.

Понятия: проектирование, конструирование, модели-рование, технология и т.д. первоначально сформировались в сфере техники и индустрии. Впоследствии они были рас-пространены в связи с развитием кибернетики на ряд дру- гих сфер — теорию управления, системный анализ и т.д. А потом они распространились повсеместно, в том числе при-шли и в сферу образования.

Проектирование обычно рассматривается в последова-тельных стадиях, этапах его проведения. Разными автора- ми их состав и структура строятся по-разному: как в пуб-ликациях по системному анализу (табл. 3), так и в педаго-гических публикациях (табл. 4). Мы используем эти и другие публикации ([25, 133]), но при этом выстраиваем структуру стадий и этапов фазы проектирования, подчи- няя ее общей логике организации процесса продуктивной практической деятельности. Эта структура выстраивается как бы в двойной логике одновременно: как последова-тельность действий проектирования, с одной стороны; и по уровням абстракции и конкретизации (сверху вниз) — с другой стороны.

 

Итак, фаза проектирования включает следующие стадии:

1. Концептуальная. Состоит из этапов:

— выявление противоречия;

— формулирование проблемы;

— определение проблематики;

— определение цели;

— выбор критериев.

2. Моделирования. Состоит из этапов:

— построение моделей;

— оптимизация моделей;

— выбор модели (принятие решения).

3. Конструирования системы. Состоит из этапов:

— декомпозиция;

— агрегирование;

— исследование условий;

— построение программы.

4.Технологической подготовки.

Рассмотрим теперь содержание действий по стадиям и этапам.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.117 (0.007 с.)