Важные итоги принятия Ямайской валютной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важные итоги принятия Ямайской валютной системы



  • у Центральных банков появилась возможность оказывать воздействие на экономическую ситуацию в стране и влиять на курсы национальных валют рыночными методами, а не только административным влиянием
  • формирование курсов наиболее ликвидных национальных валют происходит вследствие поиска рынком равновесия между спросом и предложением, а изменение этого соотношения, соответственно, приводит к постоянной динамике курса
  • участники международных финансовых отношений, занимающиеся импортом и экспортом, а также финансовые учреждения, обслуживающие их, вынуждены регулярно принимать участие в валютных операциях, поскольку изменение курсов валют напрямую сказывается на финансовых результатах их деятельности в положительную или отрицательную стороны

Ямайская валютная система продолжает действовать по настоящее время, однако, учитывая кризисные явления последних лет (2008-2009 г.г.), не исключена возможность рассмотрения внедрения новой системы финансовых отношений.

53. Иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы. Одним из важнейших факторов, определяющих динамику развития мировой экономики, является международное движение капитала. В современных условиях успех и перспективы экономического развития как ведущих, так и развивающихся стран в большой мере определяются степенью их активного участия в этом процессе. Экспорт капитала способствует проникновению на рынки стран-реципиентов. Импорт капитала в условиях стремительного протекания научно-технического прогресса и его неравномерности является мощным средством развития для новейших отраслей промышленности в странах-реципиентах. Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, новым источникам финансирования.

Международная конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, целью которого является предоставление гарантий по иностранным инвестициям (ратифицированная Россией в 1992 г.), дает определение иностранной инвестиции: «Инвестиции, подпадающие под гарантии, включают акционерное участие, в том числе среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций заинтересованному предприятию, или гарантированные ими, а также такие формы капиталовложений, которые могут быть определены Советом директоров». При этом Совет директоров связан одним условием: распространить гарантии можно лишь на такие займы, которые связаны с конкретными капиталовложениями, одобренными Агентством. Это может быть, например, любое перечисление иностранной валюты, производимое с целью модернизации, расширения или развития существующего капиталовложения (предприятия).

В РФ инвестиционная деятельность с участием иностранного капитала регулируется действием федерального закона № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. Закон направлен на обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права.

В законе определение иностранной инвестиции дается следующим образом: «Иностранная инвестиция - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

В составе иностранных инвестиций принято различать реальные инвестиции (прямые, косвенные прямые) и финансовые инвестиции (портфельные, прочие).

В соответствии с определением Международного валютного фонда, прямое капиталовложение (инвестиция) есть «капиталовложение, которое производится с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, при котором инвестор стремится к получению реального влияния в управлении предприятием». В этом определении важны четыре момента:

1) производственное назначение капиталовложений;2)непосредственное влияние на деловую активность создаваемого предприятия - управленческий контроль;3) вливание новых средств в предприятие, в котором инвестор участвует;4) организация нового или расширение существующего предприятия, то есть содействие экономическому развитию страны-реципиента капитала.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных инвестиций, то есть инвестиций в ценные бумаги, наличием контроля.

В состав прямых иностранных инвестиций входят:1) вложения иностранным инвестором собственного капитала за ружежом (в уставный капитал зарубежного предприятия); 2) реинвестирование прибыли (в соответствии с законом РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», реинвестирование - осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ), которые получены ими от иностранных инвестиций); 3) внутрикорпоративные переводы капитала в форме кредитов и займов между иностранным инвестором и КОИИ; 4) прочие инвестиции (дополнительные акции, приобретенные прямым инвестором; оборудование, переданое прямым инвестором помимо вклада в уставный капитал КОИИ).

В законе РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» дано следующее определение прямой иностранной инвестиции:

Прямая иностранная инвестиция - это:

1) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества;

2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

3) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования (раздел 16 и 17 ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. р.

Иностранные инвестиции, поступающие в страну через посредничество государственных структур, называются косвенными прямыми инвестициями (государство - заемщик: далее инвестиции распределяются по отраслям экономики).

Портфельные иностранные инвестиции - это вложения в ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования (акционерные ценные бумаги, долговые ценные бумаги).

Прочие финансовые инвестиции - это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инветиций. К ним относятся:1.торговые кредиты (предварительная оплата экспортеру за поставку товара, предоставление кредита импортеру); 2.прочие кредиты (различные кредиты, кроме торговых,полученные не от прямых инвесторов. В их числе кредиты, полученные от международных финансовых организаций); 3.банковские вклады (собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках); 4.прочие (все не отраженные выше финансовые активы и пассивы: дебиторская и кроедиторская задолженность, относящаяся к просроченным процентным платежам, просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам).

Иностранные инвестиции поступают в российскую экономику по следующим каналам: 1.финансирование по государственным линиям и под государственные программы; 2.инвестирование негосударственных проектов под гарантии государственных финансовых органов; 3.индивидуальное инвестирование (вложение средств иностранным инвестором под свои собственные проекты).

Анализ действующей в России нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод, что инвестиции иностранного капитала в экономику страны могут быть осуществлены в следующих основных формах:1) инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующие государственный долг страны; 2) инвестиции в форме вложения в ценные бумаги; 3) иностранные кредиты; 4) лизинговые кредиты; 5) финансовые кредиты российским предприятиям; 6) инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий; 7) заключение соглашения о разделе продукции.

Иностранным инвестором в РФ может быть: 1.иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соотвествии с законодательством государства, в котором оно учреждено;2.иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соотвествии с законодательством государства, в котором она учреждена; 3.иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства; 4.лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределями РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного местожительства; 5.международная организация (по договору с РФ); 6.иностранное государство.

Одним из важнейших моментов, определяющих динамику иностранных инвестиций в экономику любой страны является наличие благоприятного инвестиционного климата, стабильных правовых условий деятельности иностранного инвестора, гарантий и льгот для него.

Инвестиционная деятельность с участием иностранного капитала в РФ регулируется законом «Об иностранных инвестициях в РФ» (№ 160- ФЗ от 9 июля 1999 г.). Закон направлен на обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права.

В Законе об иностранных инвестициях содержаться следующие гарантии прав иностранного инвестора:1) гарантия правовой защиты деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации; 2) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; 3) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора; 4) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства Российской федерации (при осуществлении приоритетного инветиционного проекта); 5) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором; 6) гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов, прибыли;7)гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг и др.

Но механизм реализации части данных гарантий не оговаривается. Так, не конкретизирована процедура выплаты компенсации при национализации; не понятно, в каких случаях государство будет отказываться от судебного иммунитета при нарушении взятых на себя обязательств перед хозяйствующими субъектами; не четко сформулированы условия, при которых предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства страны и пр.

В общераспространенной в мире практике стимулирования иностранных инвестиций преобладают фискальные и налоговые средства стимулирования, цель применения которых - содействие экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних ресурсов (иностранных инвестиций). Наиболее часто встречающиеся формы используемых льгот: налоговые каникулы, инвестиционные скидки, налоговый кредит, ускоренная амортизация, инвестиционные субсидии, льготы косвенного налогообложения, в том числе сниженные ставки таможенных пошлин.

Важное место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимает в России создание особых экономических зон, которые представляют собой зоны с особым юридическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

В конечном итоге создание благоприятного инвестиционного климата предполагает обеспечение в стране деловой среды, гарантирующей инвестору максимальный доход при минимальном риске, высокий уровень экономической свободы и безопасность частной собственности.Анализ инвестиционного климата России. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств, развитию экономики. Но имеются и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям национальных предприятий может негативно сказаться на собственном потенциале развития экономики, экономической безопасности страны. Поэтому реальная политика любого государства в отношении иностранных инвестиций должна строиться, исходя из оценки баланса их плюсов и минусов.

При формировании инвестиционного климата предпочтение необходимо отдавать тем иностранным инвесторам, которые вкладывают средства во внедрение современных технологий, требующих обслуживания высококвалифицированными кадрами, когда организуется выпуск технически сложной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции. (В результате глубоко структурно перестраивается производство, увеличивается приток конвертируемой валюты, меняется внешнеторговое сальдо страны и структура экспорта).Меньшим приоритетом должны пользоваться проекты, предполагающие поступление капитала в форме машин и оборудования, сырья, технологий для производства дешевых, не требующих сложных затрат труда товаров с потенциальным потреблением лишь на внутреннем рынке.

 

54. Понятие, виды и распределение природных ресурсов между странами.Понятие.Природные ресурсы являются необходимым (но не обязательным) условием развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, где отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур). Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам — их обладателям дополнительные преимущества.Наиболее часто природно-сырьевые ресурсы отождествляются с минеральным и ресурсами (такими полезными ископаемыми, как уголь, нефть, природный газ, металлические руды, неметаллическое сырье — фосфаты, калийные соли, асбест и т.д.). Нередко в силу особой значимости топлива используют сочетание «минеральное сырье и топливо».

Распределение. Природные ресурсы распределены крайне неравномерно между странами. Только 20-25 стран располагают более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального сырья. Лишь несколько крупнейших стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов.Фактически ни одна страна не располагает запасами всех необходимых для современной экономики видов минерального сырья и не может обойтись без его импорта. Так, Россия при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительном их объеме вынуждена импортировать бокситы, олово, марганец. США полностью обеспечивают свои потребности собственным минеральным сырьем лишь по 22 видам, в то время как по таким видам сырья, как уран, вольфрам, хром, марганец, зависят от импорта. В целом США импортируют 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого им минерального сырья. Страны — члены ЕС ввозят 70-80% потребляемого минерального сырья, Япония — 90-95%.В современном мире сложились значительные различия между имеющимися в отдельных странах природными ресурсами и объемами их потребления в различных странах. Согласно некоторым оценкам, США, располагающие 4,5% населения мира и примерно 20% минеральных ресурсов планеты, потребляют до 40% мировых природных ресурсов, прежде всего топлинно-сырьевых. При этом на долю США приходится около 1/3 мировой продукции горнодобывающей промышленности. Еще 30% потребляемых ресурсов приходится на страны Западной Европы, Канаду и Японию, которые вместе располагают 9% населения мира и примерно 20% природных ресурсов. Таким образом, развитые страны, обладающие примерно 40% минеральных ресурсов, потребляют 70% этих ресурсов. На долю США приходится около 25% мирового потребления нефти, тогда как их удельный вес в мировой нефтедобыче составляет лишь около 12%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.018 с.)