Тема 8. Проблема бытия в философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Проблема бытия в философии.



1. Бытие как фундаментальная категория философии. Основное формы бытия.

2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.

3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.

4 Проблема единства мира.

Литература

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства - М, 1990.

2 Библия,Книга бытия. - М, 1990.

3 Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук - М., 1974 –т. 1.

4. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // 8 кн. Античность как бытие культуры. - М., 1988.

5. Доброхотов А.Д. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

Методические рекомендации

В первом вопросе следует отметить, что категория бытия в филосо­фии - предельно абстрактное и всеобщее понятие, не имеющее иного основа­ния кроме себя самого. Различные метафизические установки по-разному отве­чают на вопрос о сущем бытия: природа, Бог, объект-субъект, иррациональ­ные потребности человека. По-разному понимаемое бытие как единое, мно­жественное, удвоенное называется соответственно: монизмом, плюрализмом, дуализмом. Философское учение, исходящее из первичности материи - мате­риализм. Общественное бытие как система общественно-материальных от­ношений представляет собой экономическую структуру, рассматриваемую по отношению к общественному сознанию.

Во втором вопросе следует отметить, что субстанция понимается как причина самой себя. Это мир, взятый по одному признаку – существование и составляющему содержание понятия «бытие мира». Мир, взятый с учетом других признаков (изменчивых), выступает как конкретный и составляет содержание понятия «бытие в мире». Мир как конкретно-материальный отличается от мира как абстрактно-материального способностью превращаться в ничто. Таково онтологическое понимание материи, а гносеологическое состоит в отношении абстрактно-материального к одной из сфер конкретного – сознанию. В этом определении выделяют признаки: 1. объективность (существование до, вне и независимо от сознания – направленность против субъектного идеализма); 2. способность вызывать ощущения (-против религии, т.к. Бог не вызывает ощущений); 3. отражаемость в ощущениях (-против агностицизма); 4. неисчерпаемость (-против метафизического, механистического понимания материи).

В третьем вопросе необходимо определить движение как способ существования материи, движение как сущность пространства и времени. Противоречивость движения состоит в повторяемости устойчивости в сфере изменчивости, т.е. движение есть нахождение объекта в данном месте и не нахождении в нем одновременно. Такое понимание сущности движения представляет собой синтез тезиса и антитезиса, позволяет решить апории Зенона и входит в основание научных теорий рожденных форм движения материи, классификация которых состоит в их расположении от простых к сложным, от низшей (механическая) к высшей (социальная). Пространство и время как формы существования материи, т.е. ее атрибуты, имеют свойства, изучаемые в философии и в математике. Свойства пространства, изучаемые в философии: граница, место, протяженность, ориентация (правое-левое); времени: длительность, мгновение, хронологическая структура (от прошлого к будущему). Свойства пространства, изучаемые в математике, делятся на метрические (длина, кривизна, однородность, изотропность) и топологические (мерность, континуальность, связность), а времени – метрические (скорость течения, однородность), топологические (мерность, континуальность, необратимость, однонаправленость). Свойства пространства и времени зависят от структурной организации материи и специфики в различных ее формах.

Четвертый вопрос посвящен проблеме единства мира, состоящей не в том, что он мыслится как единый (идеализм) и не в том. что он состоит из первоэлементов (метафизический материализм), а в том. что он материален (диалектический материализм). Материальное единство мира проявляется в единстве его закономерностей, пространственно-временной опре­деленности, в отсутствии универсальных свойств без их носителей (субстратность). Принцип материального единства мира служит методологиче­ской основой в построении конкретно-научных теорий

 

Темы рефератов

1. Бытие как всеобщее, особенное и единичное.

2. Категория "бытия" в классической немецкой философии.

3. Общественное бытие: свобода, творчество, необходимость.

4. Сущность и специфика социального времени и пространства.

5. Бытие мира и человека.

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Как менялся взгляд на бытие в истории философии?

2. Что такое материя?

3. Что такое движение, пространство и время?

4. Современная наука о строении материи.

5. Материальное единство мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.22.247 (0.005 с.)