Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведении и принятии решенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наследственные особенности поведения. Учеными установлено, что наш разум в среднем контролирует не более 10% наших поступков. Все остальное наше поведение определяется инстинктами, т.е. врожденными программами действий, передающимися генетически от родителей к детям. Особенности разумной деятельности человека определяются и его генами, и другими факторами (окружением, воспитанием, образованием, состоянием здоровья и т.д.). Причем, вклад наследственных факторов при этом, как считают ученые, составляет примерно 50%. Поведение человека определяется прежде всего его генами поведения, т.е. генами, работающими в нервных клетках его мозга (гены – это инструкции для создания живого организма, для создания человека требуется около 30 тыс. таких инструкций). Например, совсем недавно обнаружен ген, ответственный за острые ощущения у людей. Существуют две модификации такого гена – длинная и короткая. Люди, имеющие длинную модификацию этого гена, склонны к приключениям. Им для получения удовольствия необходимы избыточные стимулы и более острые ощущения, т.к. их мозг устойчив к вырабатываемому при удовольствиях гормону дофамину(это вещество вызывает у нас ощущение удовольствия). Нервная система более ранима у светловолосых и светлоглазых людей, а также у людей с рыжим цветом волос. Установлено, что предрасположенность к приобретению определенных навыков может быть наследственно обусловленной. Центром регуляции психической деятельности у людей являются лобные доли. Им принадлежит главная роль в интеллектуальной деятельности. Функции лобных долей: - творческое мышление; - новаторство, изобретения, инициатива; - планирование; - предвидение; - определение цели и принятие решений; - способность оценивать результаты; - лидерство; - контроль за поведением; - управление всей мозговой деятельностью и т.д. Известно, что зрение связано с затылочными долями мозга, а речь – с височными. Видимо, моральное развитие человека связано с лобными долями. Нарушения функций лобных долей, возникающие в результате неврологического заболевания, генетических отклонений или повреждений мозга, могут приводить к апатии, безразличию, инертности, психическим заболеваниям, преступному поведению. Недавно было установлено, что во взрослом мозге могут развиваться новые нейроны, т.е. нервные клетки могут восстанавливаться. Поэтому стимуляция мозга путем различных упражнений может изменить его структуру и улучшить способность к обработке информации аналогично тому, как путем тренировок развивают другие органы и системы в организме. Неслучайно существует выражение: «Используй вещь, иначе ты ее потеряешь». Оно может быть применено и к мозгу, обеспечивающему наше мышление. Американские ученые У.Шайе и Ш.Уиллис продемонстрировали, что относительно короткий тренировочный цикл позволил восстановить утраченные умственные функции у большинства участников эксперимента в возрасте от 64 до 95 лет. Наш мозг несимметричен: в нем выделяют различающиеся по функциям правое и левоеполушария. Каждое полушарие состоит из 4-х долей: затылочной, лобной, теменной и височной. Традиционно левое полушарие связывалось с языком, а правое – с пространственным анализом. Исследования, проведенные в последние десятилетия в области нейрофизиологии, показали, что правое полушарие мозга человека активизируется при обработке новой информации, а левое – при обработке известных данных. Ученые установили, что при решении новых задач активизация лобных долей является максимально возможной. Таким образом, при обработке новой информации и решении новых задач у людей особую роль играют лобные доли и правое полушарие головного мозга. Левое полушарие преимущественно определяет прием и переработку отрицательной эмоциональной информации, а правое – прием и переработку положительных эмоций. Кроме этого, левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, а правое – параллельно. Скептическое, критическое мышление – функция левого полушария. Большинство современных образовательных методик развивают в основном левое полушарие, т.к. людей главным образом учат решать задачи с помощью уже известных способов, хранящихся в памяти. Таким образом, правополушарное образное, творческое мышление постепенно подавляется, а из детей, стремящихся узнать как можно больше нового, вырастают взрослые, которые задают себе вопрос: «Зачем это мне нужно знать?» Левополушарное обучение наполняет мир людьми, не способными к реальным действиям в реальных ситуациях. А генераторов идей (правополушарников) становится все меньше. Консерватизм и новаторство. Одни люди склонны к консерватизму, другие – к новаторству. Интересно, что большинство людей хотят слышать то, что они уже знают, а не то, что им еще неизвестно. Слишком консервативное общество не будет способно к прогрессу. Новые идеи, подходы, разработки появляются благодаря новаторам. Но общество, легко отказывающееся от устоявшихся принципов, будет нестабильным. Поэтому, чтобы новая идея получила признание, ей нужно преодолеть достаточно высокий барьер, устанавливаемый системой общественных правил и ограничений. В различных общественных системах указанные барьеры должны устанавливаться на различных уровнях в зависимости от ситуаций. Следует отметить, что любое новшество является наиболее эффективным, если оно хотя бы частично основано на существующих традициях. Эволюционный путь внедрения нововведений (без сильных потрясений) основан на средней пропорции: 90% старого/10% нового (именно такой путь избрал Китай, развивая рыночные отношения в экономике, что позволило этой стране добиться больших результатов: в настоящее время объем ВВП Китая (более 5 трлн. дол. в год) уступает только объему ВВП США более 10 трлн. дол. в год). Революционный путь внедрениянового предполагает значительное увеличение удельного веса нововведений по сравнению с его значением, характерным для эволюционного способа (такой путь часто избирало наше государство; последний раз это произошло в начале 90-х годов ХХ века, что привело к снижению общего объема ВВП на 60% за период с 1992 г. по 1998 г.) Удельный вес новаторов среди мужчин выше, чем среди женщин. Ученые считают, что это связано с различиями в асимметрии мозга у мужчин и женщин. У мужчин сильнее выражено выпирание правой лобной доли за левую. Кроме этого, у мужчин кора правой лобной доли толще коры левой лобной доли, а у женщин они приблизительно одинаковые. Рецепторы эстрогена (женского полового гормона) симметрично распределены в женских лобных долях и асимметрично – в мужских. В мозге мужчин различия между правым и левым полушариями выражены сильнее по сравнению с женским мозгом. Однако у женщин сильнее различия между передними и задними отделами коры головного мозга. Поэтому и женский, и мужской мозг функционально дифференцированы, но по-разному. Различным устройством женского и мужского мозга обусловлены также лучшая ориентация в пространстве и более развитое пространственное воображение у мужчин и лучшая зрительная память, а также более развитые речевые способности у женщин. Кроме этого, женщины лучше распознают эмоции (видимо, при этом в их мозге активизируется меньшее количество участков или часть мозга, контролирующая эмоции у женщин, больше, чем у мужчин). Сильные эмоции у женщин легко доступны. Однако у мужчин более импульсивный и взрывной гнев, что связано с их природной агрессивностью, обусловленной мужским половым гормоном тестостероном. Женщинам легче ужиться со своим гневом и предотвратить взрывное поведение. Новаторы, развивающие новые идеи и направления в науке, искусстве, бизнесе, не всегда могут их успешно реализовать. Консерваторы, наоборот, не способны выдвигать новое, но могут неплохо продвигать и внедрять его на практике. Сотрудникам, склонным к новаторству, следует поручать разработку новых идей и проектов, а сотрудникам, предпочитающим рутинную деятельность, - осуществление устоявшихся, продолжающихся производственных дел. Разнообразие выбора, максималисты и минималисты. Всегда ли хорошо, когда у человека много возможностей для выбора? Исследования, проведенные психологами в последние годы, свидетельствуют о том, что богатый выбор не лучше скудного. Американские социологи Д.Мейерс и Р.Лейн установили, что в США и в других развитых странах с ростом благосостояния общества у людей теряется ощущение благополучия. Так, например, за последние 30 лет ВВП вырос почти в 2 раза, а доля людей, считающих себя счастливыми, сократилась примерно на 5%. Растет число людей, страдающих депрессией и другими психическими расстройствами. На рис.4 представлены результаты экспериментов, проведенных для изучения психологии принятия решений и эмоций, порождаемых расширением спектра выбора. Оказалось, что люди острее реагируют на потери, чем на приобретения. Кроме этого, увеличение выбора при принятии решений вначале приводит к быстрому росту положительных эмоций, а затем к их насыщению. Отсутствие выбора сопряжено с сильным разочарованием. Однако его появление и дальнейшее расширение не устраняют огорчения, а наоборот, приводят к тому, что отрицательные эмоции в определенный момент начинают преобладать над положительными.
Рис.4. Эмоции, связанные с расширением спектра выбора. Источник: Б.Шварц, 2004.
Если решение необходимо принять в короткие сроки, вероятность нахождения правильного, оптимального решения невысокая. Для того чтобы ее повысить, придется «пожертвовать» временем (так поступают истинные ученые, для которых важно найти точное решение). Поэтому нам в большинстве ситуаций приходится искать компромисс между временем и оптимальностью выбора. Максималисты и минималисты. Максималисты прикладывают максимум усилий для того, чтобы сделать окончательный выбор и получить желаемый результат. Минималисты, наоборот, не тратят много времени и сил на принятие решений независимо от того, существует выбор или нет. Их жизненный принцип – стараться не искать лучшего и большего. Максималистам при подборе кадров нужно больше времени для того, чтобы сделать окончательный выбор сотрудника, чем минималистам, которые, встретив кандидата, отвечающего их запросам, возьмут его на работу и не будут тратить время на дальнейшие поиски. Максималисты чаще делают более удачный выбор, чем минималисты, но получают при этом, как правило, меньше удовольствий из-за того, что выбор может не оправдать ожидания. Т.е. для максималистов проблема издержек выбора является более острой. Люди, анализирующие меньшее число возможностей, делают выбор более легким. Максималисты, как правило, работают качественнее минималистов, но тратят при этом обычно больше времени и сил. Поэтому если приоритет отдается качеству, а не быстроте исполнения дела, целесообразнее поручить исполнять его максималисту. Максималистам часто свойственны пессимистические настроения. Им, чтобы стать довольными, надо найти оптимальный вариант. А это при богатом выборе практически невозможно. У всего в этом мире есть как достоинства, так и недостатки. Максималисты склонны к депрессии, которая может наступить в том случае, если выбор будет постоянно не соответствовать запросам и человек начнет постоянно винить себя за сделанные ошибки и будет неоднократно возвращаться к переживаниям о случившемся. Таким образом, в современном обществе избыток возможностей при выборе приводит к сокращению числа людей, удовлетворенных жизнью. Видимо, настало время по-другому относиться к свободе выбора и к обществу, которое вовлекает нас в вечный процесс потребления, основанный на богатом выборе выбрасываемых на рынок все новых и новых товаров и услуг. Иначе цена, которую мы заплатим за свободу выбора, будет слишком высокой. Для определения склонности к максимализму или минимализму можно предложить человеку ответить на вопросы, касающиеся времени, которое ему требуется для того, чтобы сделать окончательный выбор места работы, партнера, товара или услуги в различных ситуациях. Стили принятия решений. В обществе существуют две стратегии принятия решений – контекстно-зависимая и контекстно-независимая. Люди с контекстно-зависимым стилемпринятия решений делают выбор в зависимости от ситуации, а люди с контекстно-независимым стилем – независимо от сложившихся обстоятельств в соответствии с их устойчивыми предпочтениями. Преобладание контекстно-зависимой стратегии принятия решений чаще встречается у мужчин, контекстно-независимой – у женщин. Оптимальная стратегия принятия решений в соответствии с принципом дополнительности должна сочетать контекстно-зависимый и контекстно-независимый подходы. Преимущество определенной стратегии выбора определяется степенью стабильности среды, в которой приходится принимать решения. В стабильных условиях контекстно-независимая стратегия выбора является более надежной (т.е. решения должны быть преимущественно «женскими») .В нестабильной обстановке более ценным будет контекстно-зависимый подход (т.е. решения должны быть преимущественно «мужскими»). Для определения склонности человека к контекстной независимости при принятии решений ему можно задать следующие вопросы: 1. Когда Вы устраиваете себе отпуск? 2. Где Вы покупаете продукты? 3. По каким ценам Вы приобретаете определенные вещи? 4. Каким образом Вы добираетесь до работы? 5. Сколько времени Вы тратите на выбор определенных вещей? и т.д. Если большинство ответов не будет зависеть от ситуации, обстановки и т.д., т.е. будут строго детерминированными, человек склонен к контекстно-независимому подходу при принятии решений. Если правила, управляющие процессом, не зависят от конечного и промежуточных результатов, управление является линейным. Это наиболее простой способ управления. При нелинейном управлении Способ управления, характерный для определенного человека стратегия и тактика подстраиваются под промежуточные результаты., обусловлен преобладанием у него определенной стратегии принятия решений. Самооценка и формулировка целей управления. Бесцельных управлений не бывает. Особую опасность представляют недостижимые цели и задачи, например цели «осчастливить всех», или «установить всеобщую справедливость», или «поддерживать хорошие отношения со всеми окружающими людьми» и т.д. Управляемое развитие направлено на достижение определенных целей. При направляемом развитии достигаются не конкретные цели, а реализуется определенная система ограничений, обеспечивающих развитие в желаемом направлении. В зависимости от выбранной стратегии управления нужно разрабатывать определенные тактические действия и соблюдать последовательность в них. К сожалению, на практике нередко приходится быть свидетелем беспорядочного руководства, лишенного какой-либо четкой и продуманной стратегии и выработанной на ее основе тактики. Оценка человеком себя, своих возможностей, качеств и места в обществе называется самооценкой. Люди стремятся в любой жизненной ситуации оценить себя. Это важно для каждой сферы деятельности, работы, а также для общения с другими людьми. Кроме этого, узнав самооценку определенного человека, можно предсказать, какие цели он будет перед собой ставить. Способность оценивать себя приобретается человеком в детстве в процессе общения со значимыми для него людьми (родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами и т.д.), которые систематически выражают свое мнение о результатах, которые получает ребенок. Сравнивая себя с другими людьми, человек может возгордиться или впасть в уныние, т.к. всегда найдутся люди, которые в чем-то хуже или лучше его. Т.к. окружение человека со временем меняется, может измениться и его самооценка. Самооценка является адекватной, если человек правильно оценивает себя. Такая оценка позволяет грамотно выбрать цель в соответствии со своими возможностями и качествами. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Люди с неадекватно завышенной самооценкой ставят перед собой нереальные, недостижимые цели, что является особенно опасным. Человек с заниженной самооценкой не будет ставить перед собой заманчивые и трудно достижимые цели. Руководители с завышенной самооценкой стремятся приписать все положительные результаты коллектива себе, а отрицательные – другим людям. Руководители с заниженной самооценкой, наоборот, приписывают ошибки коллектива себе, а успехи – всему коллективу. Завышенная самооценка преобладает в обществе. В настоящее время наблюдается увеличение удельного веса людей с завышенной самооценкой. Занижение самооценки работника может наблюдаться после применения к нему различных административных взысканий. Такой работник, как правило, становится склонным к конфликтам, что приводит к ухудшению общего психологического климата в организации.
Методика определения самооценки руководителя и подчиненных 1. Запишите 10 качеств, которые Вы особенно высоко цените в людях, и 10 качеств, которые Вам больше всего не нравятся в людях (для получения более достоверной информации рекомендуется вначале записать большее количество «положительных» и «отрицательных» качеств, а затем выбрать из них те, которые Вам действительно больше всего нравятся или не нравятся в людях). 2. Подчеркните среди этих качеств те, которые свойственны лично Вам. 3. Сосчитайте количество таких качеств. Обозначьте через А свойственные Вам положительные качества, а через В – отрицательные качества. 4. Если 4≤(А+(10-В))/2≤6, то у Вас адекватная самооценка. 5. Если (А+(10-В))/2>6, то у Вас неадекватно завышенная самооценка. 6. Если (А+(10-В))/2<4, то у Вас неадекватно заниженная самооценка. Естественнонаучные принципы лидерства и власти. Роль лидера состоит в том, чтобы в основном направлять действия других людей, а не действовать самому. Мудрый лидер понимает, когда и где надо подключиться к делу и навязать свою волю и где надо отступить, предоставив своим подчиненным возможность проявить инициативу. Роль лидера – решающая. Если он ошибается, может наступить непоправимая катастрофа. Большинство решений лидера принимается в неопределенной обстановке и связано с выбором того, что лучше в данной ситуации, т.е. с выбором приоритетов. Для лидеров характерна максимальная способность к предвидению (в животном мире предвидеть могут только люди). С помощью предвидения можно строить мысленные сценарии событий, т.е. проводить мысленные эксперименты, что позволяет избегать нежелательных ситуаций. Управление методом «проб и ошибок» является самым примитивным управлением (оно возникло в природе задолго до появления человека). Ученые открыли гены лидерства. Если человек, доминирующий в коллективе, начинает суетиться, то это означает, что его главенствующему положению что-то угрожает. Неторопливое, уверенное поведение ассоциируется с достаточно высоким социальным статусом человека в коллективе. Наиболее престижное положение и должности стремятся в основном занять малоодаренные, завистливые и неуверенные в себе люди с коэффициентом интеллекта (показателем умственного развития) IQ от 80 до 100. Общественная система выдвижения людей на руководящие посты способствует этому. Люди со средним уровнем интеллекта стремятся уравнять, а часто и подчинить себе тех, кто опережает их по умственным способностям. Средний коэффициент интеллекта у людей равен приблизительно 105-110. В табл.1 приведены данные психологического тестирования по определению IQ у 44564 человек.
Таблица 1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУ
Источник: А.Никонов, 2004.
Установлено (Б.Блум, 1964), что половина общего интеллекта человека приобретается примерно к 4-м годам, а половина школьных знаний – к 9-и годам. Следует отметить, что в крупных компаниях в развитых странах при подборе кадров предпочтение чаще отдается людям со средним интеллектом. Они более управляемы и лучше приспосабливаются к окружающей обстановке по сравнению с интеллектуально развитыми людьми. Именно поэтому лучше в жизни всегда устраивались люди средней одаренности. Недостаточную природную значимость люди пытаются компенсировать различными внешними атрибутами: титулами, званиями, большими кабинетами и квартирами, роскошными автомобилями, большими шапками и т.д. Стремление к власти никогда не порождается силой. Люди стремятся к власти чаще всего из-за недостатка силы и ощущения своей собственной беспомощности, неполноценности и некомпетентности. Известный социолог и психолог Э.Фромм (1900-1980) говорил, что «стремление к власти – это извращение силы». Часто у власти оказываются люди, физически или умственно нездоровые. Неукротимая жажда власти у человека, стремящегося занять и сохранить определенную властную позицию, должна останавливать его сторонников и не позволять им «слепо» поддерживать его. Однако некоторые животные инстинкты, которые до сих пор существуют у нас, приводят к «слепому следованию» толпы за вождями, как это происходит в любой животной стае. Большинство людей верит тому, что их успокаивает, и поэтому часто люди становятся жертвами самообмана. Это и используют предводители. Именно наша природная стайность и животная психология толпы позволили различным «вожакам» натворить так много бед в нашей истории. И позволяют… В огромном информационном «шуме», существующем в настоящее время, как сказал отечественный ученый и пропагандист научных достижений С.Капица (р.1928), «властителем дум становится не тот, кто больше и лучше понимает, а тот, кто громче и эффектнее говорит». Итальянский историк, писатель и философ Н.Макиавелли (1469-1527)) считал, что: 1) тип управления, подходящий для одного коллектива или сообщества, может быть несовместимым и вредным для другого, поэтому управленец любого уровня должен быть готовым отказаться от обычного для себя типа руководства, если этого потребуют обстоятельства; 2) руководитель должен уметь отбирать себе команду, т.е. тех людей из управляемого им коллектива, которые лучше других смогут реализовать его цели; 3) руководитель должен поддерживать конкуренцию между своими подчиненными, являющимися его потенциальными или явными противниками (принцип «разделяй и властвуй»); 4) руководители должны соперничать друг с другом; 5) руководитель должен внушать страх, т.к. большинство людей управляется преимущественно силой; 6) руководитель должен сочетать силу и хитрость; 7) руководитель должен представляться коллективу таким, каким коллектив его подсознательно хочет видеть (отсутствие у руководителя ожидаемых коллективом качеств способствует выдвижению неформальных лидеров, наделенных такими качествами). Естественнонаучные основы конфликтного поведения. Ученые установили некоторые характерные особенности конфликтного поведения: 1. Багровое лицо агрессивно настроенного человека означает контроль над его гневом. 2. Соперник с побелевшим лицом и плотно сжатым ртом не контролирует свои агрессивные эмоции. 3. Глубокое учащенное дыхание - признак неконтролируемой агрессии. 4. Чем больше желание напасть, тем сильнее лицо вытягивается вперед. 5. Если гнев отступает, то лицо оттягивается назад. 6. Сморщенный лоб и обнаженные зубы - признаки наличия страха у агрессивно настроенного человека. 7. Угрожая кому-то, люди пристально смотрят на соперника и стараются казаться выше ростом и мощнее (демонстрируя свою подчиненность и страх, человек, наоборот, стремится стать ниже и опускает глаза). 8. Знаки, напоминающие гневные глаза, имеют запугивающее воздействие и служат средством самозащиты и привлечения внимания. 9. Рыжий цвет волос – признак скрытой агрессивности (ген рыжих волос унаследован человеком разумным от неандертальцев, которые отличались повышенной агрессивностью по сравнению с людьми современного типа; рыжими были Аристотель, Нерон, Ван-Гог, Сталин, Дж.Вашингтон, А.Вивальди, М.Твен и др. известные исторические деятели).
Агрессивность можно уменьшить, если, например, сделать себя привлекательным для агрессивно настроенных лиц противоположного пола. Этот прием, при котором прямая агрессия переключается на сексуальную, часто используется женщинами в отношениях с мужчинами как дома, так и на работе. Существует биологическая тенденция успокаиваться при виде жестов покорности. Это используют люди, изображающие страх или подчинение, при встрече с агрессивными противниками с целью склонить их к решению вопросов в свою пользу. Гнев человека улучшает его самочувствие, т.к. при этом высвобождается гормон удовольствия – дофамин. В состоянии гнева, как и в любом критическом состоянии, небольшое воздействие может привести к взрыву отрицательных эмоций. Установлено, что излишне агрессивное поведение человека может быть обусловлено особенностями его генов. Например, у многих закоренелых преступников глубоко посаженные маленькие глаза, низкий лоб, отвисшая нижняя челюсть, недоразвитая болевая чувствительность, связанная с заниженной концентрацией в теле болевых нервных окончаний (рецепторов). Подавление избыточной агрессии может вызывать неврозы. Поэтому необходимо переориентировать агрессию на тот вид деятельности, который требует постоянного выхода накопленной в организме агрессивной энергии – например, на спорт. Не следует принимать ответственные решения в слишком эмоциональном состоянии, т.к. это может привести к ошибочным решениям. Один из способов манипулирования соперником предполагает предварительное вздергивание его эмоций во время конфликта с целью принятия им ошибочного решения не в свою пользу. Ритмы продуктивности и активности. Периоды наивысшей активности и результативности занимают небольшую часть времени в жизни людей. Установлено, что активность человека изменяется циклически с периодами около 8-и месяцев и 6-и лет (девять 8-месячных циклов). Этот факт следует использовать при планировании дел на долгосрочную перспективу. Высокоодаренные люди рождаются группами, и в появлении таких групп прослеживаются ритмы длительностью около 9-и и 55-и лет. На рис.5 представлены данные о воздействии солнечной активности на частоту рождаемости способных учеников.
Год рождения RW Активность Солнца W
Коэффициент R, характеризующий частоту рождаемости способных учеников
Рис.5. Влияние солнечной активности на частоту рождаемости способных учеников. (Активность Солнца выражена в числах Вольфа (W); R - число студентов с хорошим аттестатом зрелости/общий поток студентов). Источник: http://propher1.narod.ru/solar6.index.html
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.132.22 (0.012 с.) |