Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций



Появление воспитания и образования особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э. Еще раньше, в эпоху позднего неолита, в различ­ных регионах мира наметились при­знаки разложения первобытного общества. Этот процесс за­нял много столетий. В условиях изменения жизни людей по­степенно начали складываться новые формы воспитания детей при сохранении старых. Элементы этого процесса в современ­ных условиях можно обнаружить в материалах этнографичес­ких исследований.

В древнейших государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение детей по-прежнему осуществ­лялось по преимуществу в семьях. О важной роли семьи в вос­питании детей говорилось в таких документах древнейших го­сударств Ближнего и Дальнего Востока, как Законы царя Ва­вилонии Хаммурапи (1792–1750 до н.э.), книга Притч иудейского царя Соломона (965–928 до н.э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н.э.) и др. Постепенно вместе с зарождением государственных структур в целях подго­товки, условно говоря, интеллектуальной элиты – чиновни­ков, жрецов, полководцев начал складываться и особый соци­альный институт – школа.

Школа и воспитание в условиях древнейших цивилиза­ций Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздей­ствием различных экономических, социальных, культурных. этнических, географических и других факторов. Хотя хроно­логически эти цивилизации не совпадали, тем не менее им были присущи сходные черты, в том числе в сфере воспита­ния и обучения.

Эта общность была следствием того, что возникновение школ приходилось на переходную эпоху от родовых общин к зарождению государственности. Типичность этого явления подтверждается тем, что древние цивилизации, несмотря на то что они возникали и существовали изолированно друг от друга, имели при этом много общего в путях экономическо­го и социального развития, в том числе и в сфере воспита­ния и образования. Подтверждением типичности этого явле­ния может служить последующая история народов Централь­ной и Южной Америки: в 3–2-м тысячелетиях до н.э. при отсутствии связей с остальным миром у них сложились фор­мы обучения и воспитания, сходные с опытом древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока.

У всех этих народов в ту эпоху происходили глубинные изме­нения в практике воспитания подрастающих поколений, совер­шенствовались сходные, в сущности, способы передачи куль­турного наследия предков от взрослых к детям. Фактически за­вершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое письмо как главные способы передачи ин­формации (приблизительно с 3-го тысячелетия до н.э.) стали дополняться постепенно формировавшейся письменностью – клинописной и иероглифической. Возникновение и развитие письменности стало важнейшим фактором развития школы. При переходе от пиктографического письма к использованию логограмм, передающих не только общее содержание речи, но и чле­нение ее на отдельные слова (древнеегипетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо постепенно пре­вращалось в сложную технику, которая требовала специального обучения. Дальнейшее развитие письма было связано с появле­нием его новых форм – сначала слогового (в Древней Асси­рии), а затем фонетического (в Древней Финикии), что приве­ло к упрощению обучения грамоте.

Отделение умственного труда от физического, начавшееся уже на исходе первобытной истории, постепенно вызвало к жизни появление особой профессии – учителя. Школа и вос­питание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Во­стока отражали в своем развитии эволюцию культурных, нрав­ственных, идеологических ценностей. Человеческая личность готовилась к выполнению традиционных социальных обязан­ностей и занятию определенного заранее места в обществе.

Возникновение школ в конечном счете стало ответом на определенные экономические, культурные, политические потребности жизни. По мере социального развития эти по­требности менялись, а с ними изменялись содержание, ме­тоды обучения и воспитания.

Главными очагами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство. Се­мья, однако, не была в состоянии дать детям даже минималь­ную образовательную подготовку – научить письму, чтению, счету. Это стало главной задачей школ.

Содержание обучения в этих школах было крайне скудным по причине того, что детей готовили к выполнению четко определенных функций. К 1-му тысячелетию до н.э. развитие ремесел, торговли, постепенное усложнение характера труда, рост городского населения способствовали расширению круга людей, которым стало необходимо школьное обучение. Помимо детей родовой знати и служителей культа учениками школ становились уже и дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обхо­дилось по-прежнему лишь семейным воспитанием своих де­тей, без элементов собственно образования.

Возникновение школы являлось следствием развития обще­ства. Школа обладала относительной самостоятельностью и со своей стороны влияла на эволюцию общества. Так, школа пись­ма, возникнув как ответ на необходимость обеспечивать переда­чу опыта от поколения к поколению, позволяла, в свою оче­редь, обществу двигаться вперед.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.007 с.)