Занятие 31. Экономика (часть 1) . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 31. Экономика (часть 1) .



Занятие 31. Экономика (часть 1).

Экономикам наука и хозяйство

Экономическая культура

3. Экономическое содержание собственности

Экономическая система

Термин «экономика» (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это:

— Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематери­альными благами.

— Наука, которая исследует, как люди в условиях ог­раниченности ресурсов удовлетворяют постоянно рас­тущие потребности.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существова­ния — продуктами питания, одеждой, жильем и иными пред­метами потребления.

Экономическая деятельность есть производство, распре­деление, обмен и потребление благ и услуг.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом эконо­мической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продук­та, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и потребле­ния как фазы единого процесса производства не только следу­ют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом производство — это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

Потребность — это необходимость в чем-либо для под­держания и развития жизнедеятельности личности и об­щества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потреб­ности, называются благами.

Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распо­ряжении общества в ограниченном количестве. Для созда­ния экономических благ необходимы ресурсы. Среди них — ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства, или производственными ресурсами. Важнейшие из них — труд, земля, капитал, предпринимательство или предпри­нимательские способности.

Труд представляет собой совокупность физических и ум­ственных способностей, которые используют люди в про­цессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль игра­ет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.

Труд характеризуется интенсивностью и производитель­ностью.

 

Интенсивность труда Производительность труда
Напряженность труда, ко­торая определяется сте­пенью расходования рабочей силы в единицу времени Результативность труда, ко­торая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени

 

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой.

Под «землей» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных иско­паемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Земельная рента составляет до­ход того, кто владеет землей.

Капитал (от лат. capitalis — главный) включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал — это все то, что используется людьми для производства това­ров и услуг или служит необходимым условием этого произ­водства.

Основной капитал — здания, станки, оборудование; ис­пользуется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно. Обо­ротный капитал — сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь создан­ный продукт целиком; затраты возмещаются после реализа­ции продукции. Доход на капитал называется процентом.

Капитал в качестве средств производства (физический ка­питал) следует отличать от финансового капитала, под кото­рым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и ус­луг.

Важнейшим производственным ресурсом являются спо­собности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производст­венная деятельность невозможны. К этим функциям относят­ся: умение правильно соединить факторы производства — труд, землю, капитал — и организовать производство; уме­ние принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведени­ям. Вознаграждение предпринимателю за производство това­ра или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль — это то, что остается после вычита­ния денег на производство из общей выручки.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информацию. Владение информацией явля­ется неотъемлемой составляющей предпринимательских спо­собностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в эконо­мике играют большую роль такие факторы, как общая куль­тура, различающаяся в различных обществах; наука, имею­щая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные фак­торы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограни­чены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с сущест­вующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между не­ограниченными потребностями и ограниченными средства­ми, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Экономическая культура

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура предполагает:

- уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

- неприятие настроений уравниловки;

- создание и развитие социальной среды для предприни­мательства и т. п.

Экономическая культура личности — это органиче­ское единство сознания и практической деятельности, оп­ределяющее творческую направленность экономической ак­тивности человека в процессе производства, распределения и потребления.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации де­ятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является со­знание. Экономические знания — совокупность экономиче­ских представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они яв­ляются важным компонентом экономической культуры. Эко­номические знания формируют представление об экономиче­ских взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе раз­виваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного пове­дения, значимые в современных условиях экономические ка­чества личности.

Важной составляющей экономической культуры личнос­ти выступает экономическое мышление. Оно позволяет по­знавать сущность экономических явлений и процессов, опе­рировать усвоенными экономическими понятиями, анализи­ровать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социаль­но-психологических качеств участников экономической де­ятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личнос­ти, компонентами которой выступают потребности, инте­ресы и мотивы деятельности человека в экономической сфе­ре. Направленность личности включает социальную уста­новку и социально значимые ценности.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые яв­ляются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

3. Экономическое содержание собственности

Собственность (от древнерусск. «собность» — владение вещью или кем-либо) — принадлежность вещей, материаль­ных и духовных ценностей определенным лицам, юридиче­ское право на такую принадлежность и экономические от­ношения между людьми по поводу принадлежности, разде­ла, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и по­требления представляет собой единство юридического и эко­номического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридиче­ское содержание собственности получает экономическую фор­му реализации.

Субъекты собственности:

ü Человек;

ü Семья;

ü Трудовой коллектив;

ü Социальная группа;

ü Население территории;

ü Органы управления всех уровней;

ü Народ страны.

Объекты собственности:

• Факторы производства и готовая продукция:

ü Земля, земельные участки. Площади, угодья

ü Деньги. Валюта, ценные бумаги

ü Материально-имущетсвенные ценности

ü Природные богатства

ü Драгоценности

ü Здания социально - культурного назначения

ü Рабочая сила

ü Основные производственные фонды

ü Духовные, интеллектуальные ресурсы и продукты.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов:

1) Владение – фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически;

2) Пользование – процесс извлечения полезных свойств из данного имущества и / или получение доходов (аренда – право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться и Траст (анг доверие) – право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия);

3) Распоряжение – возможность изменять состояние. Назначение, принадлежность имущества (продавать, дарить и тд).

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики:

владение, управление и контроль.

Причем главным является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе. К себе и к обществу:

· Отношение человека к природе – Человек присваивает и потребляет природу, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей, те трудится.

· Отношение человека к себе – неотчуждаемое право человека на свою рабочую силу и способности как на объект собственности.

Цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Какие функции выполняет рынок

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Стимулирующа я - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационна я - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

 

Структура рынка:

По объектам рынка

рынок товаров и услуг

рынок капиталов

рынок труда

финансовый рынок

рынок информации

По степени насыщенности

равновесный рынок

дефицитный рынок

избыточный рынок

Черты конкуренции

Позитивные Негативные
• Ограничивает возможность возникновения монополий, которые контролируют основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены. • Считает возможность выбора для потребителя • Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки • Способствует внедрению технических достижений в производстве, улучшение качества продукции · Постоянное разорение многих товаропроизводителей · Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу · Использование нечестных методов борьбы: подкуп работников; шантаж; промышленный шпионаж и др

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной

Виды рынков (исходя из типов конкуренции)

Чистая (свободная) конкуренция – существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах. Нет ограничений на вступлении новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществлять контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену

Чистая монополия – отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры

Монополистической конкуренции – большое количество мелких фирм предполагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемые. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

Олигополии – существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5) которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию

Инфраструктура рынка

• Биржа (от лат. bursa — кошелек, мешок) — организаци­онно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сдел­ки купли-продажи крупных партий товара:

— товарная биржа — регулярно действующая организа­ция, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными
характеристиками;

— фондовая биржа — организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финан­совыми документами;

— биржа труда — государственная структура, посредни­ческое звено между работодателями и наемными работни­ками;

• Институты, связывающие рынки в единое целое:

— транспортная сеть;

— система коммуникаций;

— информационные сети;

— страховые компании;

— суды.

 

Занятие 31. Экономика (часть 1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.054 с.)