Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древняя Русь: проблемы социально – экономического,↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Интернет-источники http://janaberestova.narod.ru/resources.html - электронная библиотека и коллекция ссылок на полные тексты исторических документов и книг, курируется Санкт-Петербургским государственным университетом http://www.gumer.info/ - коллекция полнотекстовых источников, литературы и ссылок по отечественной истории http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт исторического факультета Московского государственного университета, раздел электронной библиотеки исторической литературы и первоисточников http://www.history.pu.ru/biblioth/index.htm - сайт исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, раздел библиотеки исторической литературы http://www.history.ru/ HISTORY.RU: История России. Мультимедиа-учебник / http://lichm.narod.ru/ Электронные тексты по истории http://rushistory.stsland.ru/ Российская история. История России с древнейших времён до наших дней. Отечественная история http://www.alleng.ru/edu/hist3.htm История Руси, России, Российская Империя, отечества, история СССР, советская история. Специализированные сайты и интересные факты по истории России http://www.historia.ru/ Российский электронный журнал "Мир истории" http://www.rusempire.ru/ Российская империя http://www.naexamen.ru/ Карты по истории России http://www.avorhist.narod.ru/ Русь Древняя и Удельная http://www.paganism.msk.ru/ Язычество славян http://www.history164.narod.ru/ Эпоха Петра Великого http://www.ekaterina2.bnd.ru/ Екатерина II Великая http://www.museum.ru/ Интернет-проект «1812 год» http://www.decemb.hobby.ru/ Музей декабристов http://www.history.atomlink.ru/ История России (862-1917) http://www.durov.com/ Тысячи дат по истории России http://www.bibliotekar.ru/ Правители Руси, Империи, России - от Рюрика до Путина http://www.praviteli.org/ Правители России и Советского Союза http://www.all-photo.ru/ Российская Империя в фотографиях http://www.rusrevolution.info/ Революция и Гражданская война http://www.slava-cccp.narod.ru/ Советский Союз http://www.sovetika.ru/ Sovetika.ru - сайт о советской эпохе Иванов А.А., Метелкина Л.Н. «Отечественная история»: [Сетевой учебно-методический информационный комплекс] http://educa.isu.ru «Отечественная история» или http://irkutsk. openet.ru «Отечественная история». База вопросов для электронных тестирований (около 800 вопросов), три сценария тестирирований. http://educa.isu.ru «Отечественная история».
Планы семинарских занятий Семинар Древняя Русь: проблемы социально – экономического, Семинар Русь в период государственной раздробленности: Между Западом и Востоком. Х11 – ХУ вв.
1. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси. 2. Государственность Руси в период феодальной раздробленности. 3. Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси. 4. Германо-скандинавская экспансия в Северо - Западной Руси. 5. Предпосылки раскола древнерусской народности в период Монголо-татарского ига. Семинар. Семинар. Семинар. Судьба реформ в ХУIII в. 1. «Дворцовые перевороты» и усиление аристократии и гвардии. 2. Екатерина Великая и ее политика «просвещенного абсолютизма»: содержание, особенности, противоречия. 3. Общие итоги социального развития России в ХУIII в. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. 4. Международная политика Екатерины II. «Великий прорыв» на южном и западном направлении. 5. Время Павла Первого. Ключевые слова: фаворитизм, секуляризация, жалованные грамоты, уложенная комиссия, идеи Просвещения, политическая оппозиция, усиление крепостничества, Литература:
9. Рахматуллин М. А. Императрица Екатерина Вторая // Наука и жизнь. - 2003.- №№ 2, 3, 4. 10. Рахматуллин М. А. Интеллект власти: императрица Екатерина II // Отечественная история. - 2005. - № 4..
/ Х. Рэгсдейл // Отечественная история.- 2001.- №3. 13. Эпоха «дворцовых переворотов» в ХYIII в. Спецвыпуск.// Родина.-2009.- №2. Семинар. Россия в 1917 – 1920-е гг. 1. Падение самодержавия и установление двоевластия. Альтернативы политического развития России после февраля 1917 г. 2. От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства, его кризисы. Приход большевиков к власти. 3. Формирование новой политической системы. Роспуск Учредительного собрания. «Военный коммунизм». 4. НЭП: сущность, цели и его итоги. Внутрипартийная борьба за власть в 1921-1927 гг.: причины, характер, последствия.
Вопросы для самопроверки 1. Чем вы можете объяснить стремительный и относительно бескровный характер февральской революции? 2. Какие альтернативы открывались перед страной после февраля? 3. Существовали ли осенью 1917 г. возможности предотвращения выступления большевиков? 4. Каковы причины победы большевиков в Октябре? Л ИТ Е Р А Т У Р А: 1. Андреева Л.А. Свержение монархии в 1917 году: крушение Трона и Алтаря// Общественные науки и современность.-2009- №3. 2. Гайда Ф.А.Февральская революция и судьба Государственной Думы // Вопросы истории- 1998-№2. 3. Велидов А.С. На пути к террору // Вопросы истории.-2002.- № 6.. 4. Измозик В.С. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории -1994-№6. 5. Герасименко Г. Трансформация власти в России в 1917 году //Отечественная история -1997- №1. 6. Вахрушев В.С. Утопия как фактор истории: к 80-летию Великой Октябрьской социалистической революции // Российский исторический журнал- 1998- №2. 7. Фельштинский Ю.Г. Как добывались деньги для революции // Вопросы истории- 1998- № 9. 8. Лютов Л.Н. Неэффективность промышленности в условиях нэпа // Вопросы истории-2000-№ 4-5 9.. Теплицын В.Л.Новая экономическая политика: взгляд из русского зарубежья // Вопросы истории- 2000-№8. 10. Шкаренков Л.Н. Белое движение: причины поражения в Гражданской войне //Россия и современный мир-1999-№1 11. Гимпельсон Е.Г. Путь к однопартийной диктатуре// Отечественная история.-1994.- №5.
Семинар. Вопросы для самопроверки
Л И Т Е Р А Т У Р А
Чемоданов И. В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? // Вопросы истории. -2006.- № 2. Семинар. Вопросы для самопроверки 1. Какие существовали альтернативы по ведению внешней политики СССР в 30-е гг. ХХ в? 2. Какие существуют две крайние точки зрения на Советско-германское сближение и Пакт о ненападении с Германией в августе 1939 г? 3. С какой целью были присоединены новые территории к СССР накануне Второй Мировой войны?
Л И Т Е Р А Т УР А 1. Вихавайнен Т. К 70-летию начала «Зимней войны» // Российская история.-2009 - №5. 2. Война 1939-1945 гг.: два подхода. Сб. статей. Ч.1.М.. 1995 3. Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? М., 1995 4. Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М.. 1991. 5. Александров Л. Сталин сделал все, чтобы помочь Гитлеру завоевать Европу // Новое время- 1998-№ 23. 6. Безыменский Л.А. Советско-германские договоры 1939: новые документы и старые проблемы // Новая и новейшая история. – 1998. - №3. 7. Мир после войны: итоги, последствия, уроки. 50 лет. Юбилей Великой Победы. Спецвыпуск // Родина.-1995.- №5.. 8. Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. - М.,1998. 9. Первишин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне// Вопросы истории. - 2000.- №7. 10. Якобсон Х.А. Вторая мировая война: некоторые итоги // Вопросы истории. - 1995.-№7. 11. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Военно-исторические очерки: в 4-х кн. / Гл. ред. В.А.Золотарев.- М.1998. 12. Кулешова Н.Ю. Какой доктриной руководствовалась Красная Армия накануне нападения Германии на СССР // Преподавание истории в школе. – 1998.- № 1.
Семинар. Вопросы для самопроверки 1. Чем можно объяснить необходимость всестороннего реформирования советского общества после смерти Сталина? 2. Чем вы можете объяснить начавшуюся «оттепель» в духовной и политической жизни странным? 3. Каковы причины кризисных явлений в экономической сфере в 60-80-е гг. ХХ в? Что означает термин «застой», «теневая экономика», диссиденты? 4. Каковы предпосылки распада СССР? Можно ли поставить вопрос так: «Кто более всего виноват в распаде СССР?». 5. Почему после окончания «Холодной войны» произошло снижение политического авторитета и военно-экономического положения страны на мировой арене?
Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Алексеев В. В., Алексеева Е. В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. - 2003. - № 5. 2. Аксютин Ю.В. Аксютин Ю.В. Пыжиков А.В. О подготовке закрытого доклада Н.С.Хрущева ХХ съезду КПСС в свете новых документов // Новая и новейшая история. - 2002. - № 2. 3. Артизов А. Реабилитация // Родина. - 2003. - № 2. 4. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. М.. 1990. 5. Белоусов А. Становление советской индустриальной системы // Россия ХХ1.- 2000. - №2. 6. Евзеров Р.Я. Год 1953. Руководство СССР после смерти И.В.Сталина // Преподавание истории в школе. - 2002.- № 9. 7. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С.Хрущева и сельское хозяйство страны // Отечественная история.- 2000. - № 1. 8. Наумова В.П. Борьба Н.С.Хрущева за единоличную власть // Новая и новейшая история. – 1996.- № 2. 9. Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР в 1950-70-х годах // Вопросы истории. - 1998. - №4. 10. Титов К. В. «Contrat social» по-хрущевски (доклад «О культе личности и его последствиях» как договор верховной власти с номенклатурой) // Полис. - 2005. - № 5. - 11. Пыжиков А. В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели // Вопросы истории. - 2003. - № 4. 12. Согрин В. В. 1985-2005: три превращения современной России // Отечественная история. - 2005.- № 3. - С. 3-24.
Контрольные работы. Вопросы 1. Каково влияние монголо-татарского ига на социально-экономическое развитие различных русских земель? 2. Можно ли считать, что татаро-монгольское иго было более «предпочтительно» для Руси, чем возможное господство немецких феодалов? 3. Правомерно ли ставить вопрос о том, что монгольское иго задержало развитие Руси на 300 лет? Почему? 4. Можно ли утверждать, что «отставание» Руси в ее развитии от стран Запада сложилось именно в ХIII - ХV вв.? Почему? 5. В чем причины распада Древнерусского государства и его последствий? В чем вы видите причины перехода власти к опричному террору? Можно ли было решить стоявшие перед властью задачи иным путем? 6. Какие основные внешнеполитические задачи стояли перед Россией в ХV1 в? Из чего они вытекали? 7. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян в ХV1 веке? 8. Чем можно объяснить усиление роли государства в экономической и духовной жизни страны во второй половине ХV1 в? 9. Как вы понимаете термин «сословно-представительная монархия»? 10. Охарактеризуйте Ивана IV как государственного деятеля. Каково Ваше отношение к этой фигуре российской истории? 11. Чем вы можете объяснить Смуту и кризис власти в начале ХVII века? 12. Чем вы можете объяснить причины непрерывных социальных выступлений крестьян, горожан, стрельцов, казаков, религиозных кругов в ХVIII веке? 13. Какие существовали альтернативы развития высшей политической власти в начале ХVII века? Почему после Смуты эта альтернатива была, по существу, исчерпана? 14. Чем вы можете объяснить огромные территориальные приобретения России в ХVII в? Какие положительные и негативные последствия они имели для будущего страны? 15. Каковы важнейшие причины реформ Петра I в области государственного управления? 16. В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными? Почему? 17. В чем вы видите единство и противоречия целей и методов петровских преобразований? 18. Проследите воздействие реформ Петра I на изменение социального статуса, образа жизни и сознания различных социальных групп. 19. Личность Петра 1 как реформатора оценивается по-разному. Каково Ваше отношение к государственной деятельности Петра 1? 20. Можно ли считать, что после Петра 1 Россия шла по начертанному им пути? Почему? 21. Как вы определили бы идейные основы царствования Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II? 22. О каком периоде и почему говорят как о «золотом веке русского дворянства?» 23. Что такое «просвещенный абсолютизм Екатерины II? 24. Какими причинами была вызвана необходимость модернизации России в конце ХIХ – начале ХХ в? 25. Вокруг каких проблем общественного развития страны велась политическая борьба в конце ХIХ – начале ХХ в? 26. Как понимали различные политические партии России перспективы развития страны в начале ХХ в? 27. Чем вы можете объяснить стремительный и относительно бескровный характер февральской революции? Какие альтернативы открывались перед страной после февраля? 28. Существовали ли осенью 1917 г. возможности предотвращения выступления большевиков? Чем вы можете объяснить причины победы большевиков в Октябре? 29. В чем вы видите объективные предпосылки индустриализации экономики СССР? 30. Существовала ли такая проблема в дореволюционной России? 31. В чем вы видите объективные и субъективные предпосылки коллективизации сельского хозяйства в СССР? 32. Существовали ли объективные предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР? Объясните свой ответ. 33. Что общего и в чем разница понятий «тоталитарный режим», «режим личной власти Сталина», «командно-административная система», «политическая система победившего социализма»? 34. Как вы понимаете определение «враг народа», употреблявшееся в 30-е гг. ХХ в? 35. Каковы, на ваш взгляд, причины германо-советского сближения в 1939 г.? Существовали ли альтернативы этому? 36. Каков характер подписанных с Германией в августе-сентябре 1939 г. секретных соглашений? 37. Чем можно объяснить необходимость всестороннего реформирования советского общества после смерти Сталина? 38. Чем вы можете объяснить непрерывные реформы и реорганизации в области управления народным хозяйством во второй половине 50- х гг. ХХ в? Какие результаты они имели для экономического роста страны? 39. Какие социальные достижения «великого десятилетия» представляются Вам 40. Какие достижения отечественной науки и техники 50-х – начала 60-х гг. ХХ в. Вам предоставляются наиболее значимыми? 41. Каковы причины разрушения тоталитарной государственности СССР в начале 90-х гг. ХХ в? 42. Почему после окончания «холодной войны» произошло снижение политического авторитета и военно-экономического положения страны на мировой арене? 43. Что такое «монетаризм», «приватизация»? 44. Каковы основные политические и экономические процессы постсоветской России?
3.3.2. Контрольная работа №2. Предоставляется один из вариантов. Темы (варианты) контрольной работы №2. Список вопросов к зачету 1. Теория и история исторической науки (Функции и принципы исторического познания, источники и историография российской истории). 2. Образование Древнерусского государства. Характер социально-экономического развития Древней Руси. Первые Рюриковичи. Современная трактовка «норманнской теории». 3. Принятие христианства и его влияние на дальнейшую судьбу России. 4. Раздробленность Древней Руси. Объективные и субъективные предпосылки политического распада Руси. Упадок значения Киева. Государственность Руси в период распада. Крупнейшие политические центры. Последствия распада. 5. Монголо-татарское нашествие и установление ига. Его сущность и значение в истории России. Русь и Орда: взаимовлияние. 6. От Московского княжества к Московскому царству. Предпосылки, причины и основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Причины возвышения Москвы. Специфика формирования единого российского государства. 7. Правление Ивана 1У Грозного. Установление самодержавной власти при Иване 1У Грозном. Реформы Избранной Рады. Опричнина: причины, методы, ее последствия и значение. 8. «Великая Смута» начала ХУII в. Специфика организации власти в 1605-1612 гг. Проблема самозванства. 9. Причины, цели, содержание, характер и последствия реформ Петра Первого. Международная и культурная политика Петра Первого. 10. Цена преобразований Петра Первого. Неоднородность оценок его деятельности. 11. Россия в середине 18 века. Дворцовые перевороты и усиление аристократии и гвардии. 12. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Особенности, содержание и противоречия «просвещенного абсолютизма». Итоги царствования Екатерины Второй. 13. Либеральные проекты и реформы Александра Первого. Программа реформ М.М.Сперанского. 14. Движение декабристов. «Русская Правда» П.Пестеля. Конституция Н.Муравьева. 15. Отечественная война 1812 г. 16. Внутренняя политика Николая 1: апогей и кризис российского самодержавия (1825-1855 гг.). Усиление реакции. 17. Буржуазно-демократические реформы 60 – 70-х годов ХIХ - ХХ в.: земская, судебная, военная, реформы в сфере образования. 18. Подготовка и сущность крестьянской реформы 19 века. Итоги реформы. 19. Общественное и революционное движение в России в ХIХ в. Славянофилы. Западники. Народничество в России: основные этапы и направления, место и роль в общественном движении России во второй половине ХIХ века. 20. Социально-экономическое развитие России на рубеже ХIХ - ХХ в. 21. Предпосылки и особенности формирования российской многопартийности в начале ХХ в. Характеристика монархических, либеральных и социалистических партий. 22. Модернизация политической системы России в начале ХХ в. Создание и деятельность российского парламента – Государственной Думы. 23. Столыпинская политика модернизации: цели, проекты, реализация, последствия, причины неудач. 24. Кризис самодержавия в правление Николая II. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, итоги. 25. Мировой политический кризис 1914 года. Россия в Первой мировой войне. 26. 1917 год - падение самодержавия и установление двоевластия. Альтернативы политического развития России после Февраля 1917 года. 27. Приход большевиков к власти. Основные этапы формирования большевистского режима (октябрь 1917 – март 1918 гг.). Роспуск Учредительного собрания. 28. Гражданская война и интервенция: причины, этапы, результаты и последствия. Классы и партии в войне. 29. Политика «военного коммунизма»: цели, итоги и последствия. 30. Образование СССР. 31. НЭП: сущность, цели, содержание и его итоги. 32. Курс на строительство социализма в одной стране в 30-е гг. ХХ в. Объективные предпосылки, цели и особенности индустриализации в СССР. 33. Предпосылки и варианты модернизации российской деревни в советское время. Цели, особенности и итоги проведения коллективизации сельского хозяйства. 34. Тоталитарный политический режим в СССР в 30 – 40-е годы ХХ в. Объективные и субъективные предпосылки формирования тоталитарного политического режима. Усиление режима личной власти Сталина. Массовые репрессии: предпосылки и последствия. 35. Внешнеполитический курс СССР накануне Второй мировой войны. Советско-германское сближение: дискуссии последних лет. Пакт о ненападении 1939 г. и секретные протоколы к нему. 36. СССР в начальный период Второй мировой войны. Советско-Финская война. Включение в состав СССР в 1939-1940 гг. новых территорий. 37. Начало германской агрессии в 1941 г. и причины неудач Красной Армии. 38. Основные военные действия во время Великой отечественной войны. Источники и цена победы советского народа в войне. 39. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. 40. Неизбежность реформирования сталинской системы. ХХ съезд КПСС. Начало критики сталинизма, ее ограниченный характер. 41. Экономическая, социальная и международная политика Н.С.Хрущева: цели, методы, результаты. 42. «Новый экономический курс» Л.И.Брежнева. Нарастание кризисных явлений в экономике. Политическая система СССР в 1964-1985 гг. 43. Эпоха М.С.Горбачева. «Перестройка» и ее провал. 44. Распад СССР и его геополитические последствия. 45. Эпоха Б.Н.Ельцина. Создание новой государственности России. Конституция 1993 года. Политическое, экономическое и культурное развитие России в 90-е годы ХХ в. 46. Основные направления экономической, социальной и международной политики Президента РФ В.В.Путина в 2000-2008 гг. Формирование вертикали власти.
Интернет-источники http://janaberestova.narod.ru/resources.html - электронная библиотека и коллекция ссылок на полные тексты исторических документов и книг, курируется Санкт-Петербургским государственным университетом http://www.gumer.info/ - коллекция полнотекстовых источников, литературы и ссылок по отечественной истории http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт исторического факультета Московского государственного университета, раздел электронной библиотеки исторической литературы и первоисточников http://www.history.pu.ru/biblioth/index.htm - сайт исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, раздел библиотеки исторической литературы http://www.history.ru/ HISTORY.RU: История России. Мультимедиа-учебник / http://lichm.narod.ru/ Электронные тексты по истории http://rushistory.stsland.ru/ Российская история. История России с древнейших времён до наших дней. Отечественная история http://www.alleng.ru/edu/hist3.htm История Руси, России, Российская Империя, отечества, история СССР, советская история. Специализированные сайты и интересные факты по истории России http://www.historia.ru/ Российский электронный журнал "Мир истории" http://www.rusempire.ru/ Российская империя http://www.naexamen.ru/ Карты по истории России http://www.avorhist.narod.ru/ Русь Древняя и Удельная http://www.paganism.msk.ru/ Язычество славян http://www.history164.narod.ru/ Эпоха Петра Великого http://www.ekaterina2.bnd.ru/ Екатерина II Великая http://www.museum.ru/ Интернет-проект «1812 год» http://www.decemb.hobby.ru/ Музей декабристов http://www.history.atomlink.ru/ История России (862-1917) http://www.durov.com/ Тысячи дат по истории России http://www.bibliotekar.ru/ Правители Руси, Империи, России - от Рюрика до Путина http://www.praviteli.org/ Правители России и Советского Союза http://www.all-photo.ru/ Российская Империя в фотографиях http://www.rusrevolution.info/ Революция и Гражданская война http://www.slava-cccp.narod.ru/ Советский Союз http://www.sovetika.ru/ Sovetika.ru - сайт о советской эпохе Иванов А.А., Метелкина Л.Н. «Отечественная история»: [Сетевой учебно-методический информационный комплекс] http://educa.isu.ru «Отечественная история» или http://irkutsk. openet.ru «Отечественная история». База вопросов для электронных тестирований (около 800 вопросов), три сценария тестирирований. http://educa.isu.ru «Отечественная история».
Планы семинарских занятий Семинар Древняя Русь: проблемы социально – экономического,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.016 с.) |