Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции: чистая монополия , естественная монополия , олигополия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции: чистая монополия , естественная монополия , олигополия



Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением

свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида

конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере

предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы

предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на

конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры

для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют

близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который

весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных

видов, это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет

собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм

предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не

связаны с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем

виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые

делают эти товары в чем-то уникальными хотя и взаимозаменяемыми.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется

хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой моно­полии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Олигополия – наличие на рынке небольшого числа фирм – производителей данного товара, которые действуют совместно. Одной из отличительных черт олигополии является то, что их немного, и они могут воздействовать на рынок может индивидуально. Простейшим случаем олигополии является дуополия – участие на рынке двух производителей определённого товара, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платёжеспособность спрос на рынке.

Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида. Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия. Олигополия второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию. Такая ситуация наблюдается, например, экономист П. Самуэльсон [19,с125] разделил олигополии на 2 вида в зависимости от степени контроля над ценой:

1) тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной олигополии соответствует ситуации одного монополиста.

2) доминировавшая олигополия - одна из фирм-олигополиствов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией-лидером.

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

14. Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции и ценовая дискриминация

Каждая фирма, находясь в условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции – все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.

чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, если это выгодно, или сократить объем производства.

Заблокированное вступление. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов. Причина такому отсутствию конкуренции есть. Это экономические, технические, юридические и другие, определенные препятствия, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано.

Есть две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, или «жесткими». Цены при олигополии изменяются реже, чем в условиях чистой конкуренции, монополистической конкуренции и в некоторых случаях чистой монополии. С другой стороны, олигополистические фирмы изменяют свои цены все вместе, одновременно. Олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действием, или тайному сговору, при назначении и изменении цен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.005 с.)