Понятие и признаки уголовного преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки уголовного преступления



Понятие и признаки уголовного преступления

На разных этапах развития «преступлению» давали различные понятия. Современное уголовное законодательство России - Уголовный кодекс Российской Федерации (гл. 3 «Понятие и виды преступлений», ст. 14) закрепляет следующее понятие:

1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, это определение является формально-материальным, так как предусматривает и формальный нормативный признак (запрещенность деяния уголовным законом), и материальный признак (его общественную опасность).

Под деянием в уголовном праве понимается поведение (поступок) человека в форме действия или бездействия. Действие - активное волевое поведение. Бездействие характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать.

Из данного выше определения преступлению по российскому уголовному праву необходимо выделить следующие признаки. Это:

- запрещенное уголовным законом;

- общественно опасное

- виновное;

- наказуемое деяние.

Общественная опасность заключается в том, что причиняется, либо создается угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны. При этом вред может быть физический, имущественный или моральный.

Под виновностью в уголовном праве понимают психическое отношение лица к совершаемому деянию в виде умысла и неосторожности Необходимую предпосылку вины составляет вменяемость. Невменяемость или отсутствие вины делает бессмысленным уголовную ответственность и наказание, которые в таких условиях не могут иметь каких-либо целей, кроме нерациональной мести.


Состав преступления

Для того, чтобы внутри общей массы преступных деяний выделить определенное преступление существует особое понятие – состав преступления. Состав преступления – это уголовно-правовое понятие об этом преступлении. Под составом преступления понимается совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. Понятие состава преступления образуют четыре группы признаков, именуемых элементами состава преступления:
Объект преступления – это то, на что посягает преступление, это охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым причиняется вред или создается угроза причинения вреда в результате преступного посягательства.

Субъектом преступления является физическое лицо, совершившее преступление и способное нести уголовную ответственность.
Эта способность определяется возрастом лица, с которого наступает уголовная ответственность за совершенное преступление и вменяемостью, т.е. его способностью отдавать отчет в своих действиях (осознавать их характер и руководить ими).

Субъективная сторона преступления – это характеристика внутреннего (в отличие от объективной стороны) содержания преступления. Она характеризует психические процессы, происходящие в сфере сознания и воли лица. Поскольку преступление – это деяние, совершенное под контролем сознания и воли, сознательно-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию в форме умысла или неосторожности и характеризуют субъективную сторону преступления. В целом содержание субъективной стороны состава преступления выражает ее основной признак - вина в форме умысла или неосторожности. Кроме того, в качестве признаков субъективную сторону состава преступления могут характеризовать цель, мотив и эмоциональное состояние. Состав преступления – это обязательно совокупность указанных объективных и субъективных признаков. Каждый из них связан с другими и не существует вне состава преступления. Поэтому наличие только объективных или только субъективных признаков (например, только вины) не может служить основанием уголовной ответственности. Все признаки состава преступления разделяются на две группы: обязательные (деяния, последствия, вина, вменяемость) и дополнительные (мотив, способ, определенное положение лица, предмет и т.д). Основанием уголовной ответственности лица является наличие в совершенном деянии всех признаков состава преступления, предусмотренного уголовном законом.

 


Юридические лица

Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам над этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться:

1) наименование юридического лица, содержащее указание на его организационно-правовую форму;

2) место его нахождения;

3) порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лицсоответствующего вида.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, т. е. реализует свою правоспособность.

Дифференциация юридических лиц:

1) если основной целью деятельности юридического лица является извлечение прибыли, данное лицо является коммерческим;

2) юридические лица, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации – могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (общая правоспособность). Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии (специальная правоспособность). Общая правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (в момент его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц). Специальная правоспособность юридического лица возникает с момента получения необходимой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

 

Личные права и свободы

Основные личные права и свободы гражданина РФ – это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы и достоинства личности.

Основные личные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ:

1) право на жизнь и охрану здоровья;

2) на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности;

3) на личную свободу и свободу передвижения;

4) равенство всех перед законом и судом;

5) право на неприкосновенность частной жизни и жилища;

6) право на свободное определение национальной принадлежности и свободное пользование национальным языком;

7) на свободу совести и вероисповедания и т. д.

Право на жизнь и охрану здоровья – это основополагающее право. Без него теряется весь смысл в установлении и соблюдении иных прав и гарантий. Никто не может безнаказанно лишить жизни другого человека. Право на защиту и охрану достоинства личности означает, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21 Конституции РФ). К нарушениям права на честь и достоинство личности относятся также оскорбление, клевета, нанесение побоев. За подобные покушения на честь и достоинство граждан устанавливается федеральными законами ответственность.

Право на личную неприкосновенность означает недопустимость лишения кого бы то ни было его свободы и личной неприкосновенности. Федеральными законами допускается ограничение этого права в виде санкций за неправомерные действия лица, причем их применение возможно только по постановлению суда или органов прокуратуры и следствия.

Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В силу этого права не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни кого бы то ни было без его согласия.

РФ гарантирует каждому право свободного перемещения как по территории РФ, так и вне ее пределов.

Понятие источника права

Источник права определяется неоднозначно:

1. как деятельность государства по созданию правовых предписаний;

2. как результат этой деятельности.

Виды правовых источников:

1) материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

2) идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

3) юридические источники права – результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических (правовых) актах.

Источник права как правообразующий фактор имеет следующие начала:

1) материальные – условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права;

2) идеологические – правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право;

3) формально-юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства, данный документ является источником права в формально-юридическом смысле.

Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо: издание его государственным органом в соответствии с полномочиями законодательных органов; санкционирование его государственным органом.

Виды источников права:

1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи.

2) судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Данная форма права (прецедентная) получила распространение в ряде стран, а именно: в Великобритании, США, Канаде, Австралии;

3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права.

4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.).

Правовое государство

- это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

 


Политический режим

Политический режим - это способ властвования. Он характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти. Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответ на вопрос о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества и в каком числе к правотворчеству.

Демократический режим.
Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.
В некоторых источниках выделяется ещё и либеральный (полудемократический) режим, он основывается на сведении до минимума вмешательства государства в жизнь граждан и общества. Он обладает признаками демократического режима лишь частично, но и антидемократическим его однозначно назвать нельзя.

Авторитарный режим.
Для недемократических режимов характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контролируется народом. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако, при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие.
Тоталитаризм -является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни государства.

 

Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

Форма государственного устройства говорит о том, как государство организовано в пределах своей территории из каких территориальных единиц оно складывается, как взаимодействуют высшие и местные органы государства.
Характер формы правления зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления.
Существует две основные формы правления:

Монархия – высшая гос.власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (царь, император, король) и чаще всего передается по наследству. Монархия может быть абсолютной (неограниченной) и ограниченной (другим высшим органом, например парламентом). Также существует дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии.

Республика – характеризуется выборностью высших органов власти. Бывает президентской (характерно избрание президента населением вне парламента) и парламентской (верховенство парламента).

 


Форма государства

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. Форма государства – это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим.

Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

Существует две основные формы правления:

Монархия высшая гос.власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (царь, император, король) и чаще всего передается по наследству. Монархия может быть абсолютной (неограниченной) и ограниченной (другим высшим органом, например парламентом). Также существует дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии.

Республика характеризуется выборностью высших органов власти. Бывает президентской (характерно избрание президента населением вне парламента) и парламентской (верховенство парламента).

Под формой государственного устройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Политический режим - это способ властвования. Он характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти. Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответ на вопрос о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества и в каком числе к правотворчеству. Выделяют 3 основных типа политических режимов: демократия, авторитарный режим и тоталитаризм.

 


Система права

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты. Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.

Институт права — это совокупность правовых норм, регулирующих какой- либо конкретный вид однородных общественных отношений, например, в трудовом праве — институт охраны труда; в конституционном — институт гражданства; в гражданском — институт купли-продажи и т. д.
Подотрасль права — это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права, например, в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких как институт поставки, мены, подряда и др. Отрасль права — это совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, например, конституционное право; уголовное право; финансовое право и др. По охвату правового регулирования институт права занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.
Виды институтов права (различные классификации): 1) По сферам распространения: отраслевые и межотраслевые2) По правовому характеру: -материальные - регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства, распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод;
- процессуальные - регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т.п).3) По выполняемым функциям: регулятивные, учредительные, охранительные.4) По внутренней структуре: простые и сложные Основные отрасли системы российского права: конституционное право, уголовное, гражданское, административное, семейное, трудовое, финансовое, уголовно-процессуальное и.т.д.

Преступление

Преступление -это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом (УК РФ) под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Вина выступает в 2 формах – умысел и неосторожность. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка). Преступное деяние обладает следующими необходимыми признаками: 1) общественная опасность; 2) противоправность; 3) виновность; 4) наказуемость.

 

 

 


Категории преступлений

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Неоднократностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи настоящего Кодекса. Совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи настоящего Кодекса, ни за одно из которых лицо не было осуждено. Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

 


Уголовная ответственность

Уголовная ответственность - это форма юридической ответственности, предусмотренная законом за совершение преступления, наступающая для лица, его совершившего, после приговора суда и реализуемая в том или ином виде наказания.

От других форм юридической ответственности уголовная отличается большей строгостью. Осуждение по уголовному делу всегда исходит от имени государства, а воздействие при этом совершается в виде определенных существенных лишений личного и имущественного характера. Уголовная ответственность влечет судимость, которая сохраняется за лицом и после отбытия наказания.

Уголовная ответственность осуществляется в рамках уголовно-правовых отношений. Уголовно-правовые отношения - это общественные отношения, регулируемые законом, между лицом, совершившим преступление, и государством. Эти отношения возникают в связи с юридическим фактом совершения преступления. С этого момента у лица, совершившего преступление, и органов правосудия, представляющих государство, появляются права и обязанности: государство имеет право применять к виновному меры принуждения, составляющие уголовную ответственность.

Основание уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ) это необходимое и достаточное условие привлечения лица к уголовному наказанию. Различают два аспекта основания уголовной ответственности: фактическое и юридическое. Фактическим основанием является факт совершения лицом общественно опасного деяния. Юридическим основанием является наличие в этом деянии состава конкретного преступления.

 


Гражданский процесс

Гражданское судопроизводство (гражданский процесс) – определенная, специфичная, урегулированная гражданско-процессуальными нормами деятельность всех участников судопроизводства, в том числе и органов исполнения судебных решений. В Конституции РФ закреплены основные принципы гражданского судопроизводства:

1. все равны перед законом и судом;

2. право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

3. право каждого на пользование родным языком;

4. право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, др.

Задачи гражданского судопроизводства определены ст. 2 ГПК РФ:

1) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов;

2) укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Стадия процесса – определенная часть процесса, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной цели.

Виды стадий процесса:

1. возбуждение гражданского судопроизводства;

2. подготовка дела к судебному разбирательству;

3. судебное разбирательство;

4. вынесение решения;

5. производство в суде второй инстанции;

6. производство в суде надзорной инстанции;

7. пересмотр решений и определений суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гражданское судопроизводство подразделяется на следующие виды:

1) приказное – отличается отсутствием основных стадий гражданского процесса. Судебное решение заменяет судебный приказ;

2) исковое

3) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

4) особое производство – характеризуется отсутствием спора о праве. Предметом защиты выступает не нарушенное или оспоренное право, а охраняемый законом интерес заявителя;

5) производство по делам об оспаривании решений третейских судов;

6) производство по делам, возникающим из исполнительных правоотношений – сюда относят процессуальные действия суда, влияющие на процесс исполнения судебных постановлений и постановлений иных органов.

Понятие и виды наказания

Наказание -есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Виды наказаний:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

ж) конфискация имущества

з) ограничение свободы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного преступления, а в связи с этим — и личности виновного. При этом лишения и тяготы наказания, испытываемые осужденным, в определенной мере являются искуплением его вины. Без кары наказание потеряло бы всякое предупредительное значение.

Указанные признаки позволяют отличать наказание от иных мер государственного принуждения. Так, наказание имеет сходство с принудительным исполнением решения по гражданским делам (последние также выносятся судом от имени государства и реализуются в принудительном порядке). Однако взыскание по гражданскому делу выносится, во-первых, не в связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характера и, во-вторых, не влечет уголовно-правовых последствий (например, судимости). Наказание следует отличать и от принудительных мер воспитательного и медицинского характера.

 


Предварительное расследование

Предварительное расследование – это регламентированная законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное преследование; всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечить участие обвиняемого в производстве по уголовному делу и не допустить дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения.

Значение предварительного расследования состоит в том, что органом расследования устанавливаются данные о преступлении, лице, его совершившем, и обеспечивается реализация уголовной ответственности, установленной законом. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Гарантией законности проведенного расследования служит прокурорский надзор и судебный контроль за действиями и решениями следователя и дознавателя.


37. Формы предварительного расследования:

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса).

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления. Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности. Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса.


Физические лица

Физическое лицо́ — человек как субъект права (носитель прав и обязанностей), в отличие от юридических лиц, должностных лиц и публично-правовых образований. По российскому законодательству физическое лицо обретает правоспособность в момент рождения и утрачивает её в момент смерти. Обладает дееспособностью. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия.

К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданский кодекс РФ исходит из понятия гражданина как физического лица, правовое положение которого определяется такими качествами, как правоспособность и дееспособность.

Гражданская правоспособность – это способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент рождения и прекращается со смертью. Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входят права:

1. иметь имущество на праве собственности;

2. наследовать и завещать имущество;

3. заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью;

4. создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.192 с.)