Концепция общественно-исторических формации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция общественно-исторических формации.



Общественно-экономическая формация - исторический тип об-ва, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие «О.-э. ф.» впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об «обществе вообще» исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение к-рого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим об-во как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс - как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие «О.-э. ф.» позволяет рассмотреть человеческое об-во в каждый период его развития как единый «социальный организм», включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства.! Наконец, в-четвертых, оно позволяв свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы к-рых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Каждая О.-э. ф. имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе о тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена одной формации др. происходит в результате социальной революции. Капиталистическое об-во - последняя из формаций, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества. Коммунистическая формация, этапом становления и развития к-рой является социализм, впервые в истории создает условия для безграничного прогресса человечества на основе ликвидации социального неравенства и ускоренного развития производительных сил. Коммунистическая формация начинает подлинную историю человечества.

50. Философская проблема эстетического идеала. Эстетического идеала - представление о норме эстетического совершенства художественного произведения, критерий, с помощью которого можно оценивать произведение искусства. Впервые проблема эстетического идеала поставлена в философии Платона – для него высшим идеалом была не сама вещь, а её эйдос – образ, идея вещи. Эстетическому идеалу Платона соответствовало размышление и экстатический восторг, как то, что приближает человека к созерцанию эйдосов. Искусство же признавалось вредным, как отдаляющее от истинного содержания вещи – поскольку искусство есть «подражание подражанию». Альтернативную теорию эстетического идеала выдвинул Аристотель: совершенное произведение искусства подражает наиболее совершенным чертам действительности. В Средние века эстетический идеал имел религиозное содержание – произведения живописи, литературы, архитектуры оценивались с точки зрения их воздействия на человека. Идеально то, что приближает человека к Богу, возвышает его мысли, направляет его действия на праведный путь. Поэтому основные достижения Средневековья возникали в сфере церкви: авторы икон и летописей – монахи, памятники архитектуры – церкви. В эпоху Возрождения основа эстетического идеала – человек как «мера всех вещей», гармония как пропорция всех частей внутри целого. Классицизм Нового времени выдвигает эстетический идеал, связанный с философией Просвещения, – культ должного, система правил, строгое соблюдение которых ведёт к созданию совершенного произведения. В 19 в. эстетический идеал всё больше склоняется вначале к адекватному отображению действительности в искусстве, а затем – к признанию общественного значения искусства. Напр., в рус. критике середины и второй пол. 19 в. произведение рассматривалось с точки зрения его воздействия на общество, внедрения им новых идей (напр., натуральная школа в литературе, художники-передвижники в живописи). Параллельно этому в литературе возникает оппозиционное течение «чистого искусства», или «искусства для искусства». Сторонники этого течения видят эстетический идеал не в идейной, а в эстетической плоскости – совершенно не то художественное произведение, которое чему-то учит, а то, которое красиво. Затем в 20 в. эстетический идеал стал изменяться в сторону индивидуализма: важно, насколько хорошо художник передал свои мысли и чувства, развил свою оригинальную манеру изложения. С нач. 20 в. в литературе и живописи возникало множество различных школ и течений, каждое из которых пропагандировало своё представление об эстетическом идеале

 

 

42.Философское понятие культуры, её функции и обществе. Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего агрокультуру, т. е. возделывание, обработку, культивирование земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека. В XVIII в., вошедшем в историю как эпоха Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Именно в этом значении термин «культура» впервые получает достаточно широкое распространение. Главное в нем – просвещенность, образованность и воспитанность человека.

Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество, производство; 2) образование, воспитание и развитие; 3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.

В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых – необходимое условие существования и сосуществования людей.Существует еще одна важная функция культуры – ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.

 

 

49.Гуманизм как сущность человеческого бытия. С точки зрения гуманизма человек для человека — высшая ценность. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем другим ценностям: материальным или духовным, природным или социальным.Кто унижает достоинство других, тот сам обладает невысокими достоинствами.

Для гуманиста человек ценен сам по себе, как таковой, уже в силу своего рождения. Гуманист изначально оложительно относится к человеку, каким бы этот человек ни был, законопослушным или преступником, мужчиной или женщиной, соплеменником или другой национальности, верующ им или неверующим. Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше. Гуманист осмысляет свое я в масштабах всего человечества. Гуманизм — своего рода лифт, соединяющий человека и человечество, поднимающий человека от его “я” до “мы” всех людей.

Гуманизм признает многообразие и единство человечества как равноценные данности. Признавая многообразие человечества, гуманизм выступает против попыток уменьшить это многообразие путем насилия или принуждения. Признавая же единство человечества, гуманизм выступает против попыток разорвать это единство, изолировать какую-то часть людей от остального человечества.

45.Источники моральных норм (природные и социальные, материальные и духовные) МОРАЛЬ (от лат. moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, позднее — нрав, характер, нравы) — понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание (существо). Как и понятие «этика», понятие «М». формулируется в филос. размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначились понятиями «благо (добро) и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д. В наиболее общем, но тем не менее специальном значении представления о М. формируются в процессе осмысления, во-первых, правильного поведения, нравственности, должного характера («морального облика»), отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внутренним) долженствованием, или пределов свободы в условиях извне задаваемой организационной и (или) нормативной упорядоченности. Наряду с этим и в специальной общефилософской литературе, и в публицистике, и в обычной речи под «М.» нередко понимается вообще любая принятая (где-либо) система норм индивидуального поведения.а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика); б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации (Ницше, З. Фрейд, которые выделяют как основную функцию морали как социально репрессивную); в) «антропологические» концепции, выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека (Демокрит, Аристотель, Ж.П. Сартр, Э. Фромм);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.136.157 (0.028 с.)