Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ проблем загрязнения атмосферыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Проблема загрязнения атмосферы возникла вместе с появлением промышленности и транспорта, работающих на каменном угле, а затем на нефти. В течение почти двух столетий задымление воздуха носило местный характер. Дым и копоть относительно редких фабричных и паровозных труб почти полностью рассеивались на большом пространстве. Но быстрый и повсеместный рост промышленности и транспорта в нынешнем столетии привел к такому увеличению объема и токсичности выбросов, которые уже не могут быть «растворены» в атмосфере до безвредных для природной среды и человека концентраций. В кернах льда, взятых для анализа с различных глубин ледниковых щитов Гренландии и Антарктиды, фоновое содержание различных примесей (сера, свинец и т. п.) оставалось почти неизменным до начала XX в. За 100 последних лет оно возросло втрое, отражая интенсификацию современного загрязнения атмосферы техногенными выбросами. Общий современный уровень техногенного загрязнения атмосферы достигает порядка 1 млрд. т аэрозолей и газовых выбросов (без С02) и 300—500 млн. т пыли. Эти количества составляют пока малую часть всей массы атмосферы. Но следует помнить, что интенсивность загрязнения возрастает, а основная масса загрязнителей сосредоточена в самых нижних слоях атмосферы, концентрируясь в районах скопления промышленности и транспорта. Содержание загрязнителей в атмосфере над городом примерно в 15 раз выше, чем в сельской местности, и в 150 раз выше, чем над океаном. С учетом этих обстоятельств на Земле немало мест, где загрязнение воздуха создает угрозу нормальному функционированию экосистем и здоровью человека. Источники загрязнения атмосферы могут быть естественными (природными) и искусственными (антропогенными), главным образом техногенными. К первым относятся извержения пепла и газов вулканами, лесные и степные пожары, насыщенные солями морские брызги и туманы, пыль с эродированных почв и тонкий песок пустынь, растительная пыльца, микроорганизмы, выделения животных, а также космическая пыль. В норме природные источники не вызывают сколько-нибудь существенных, качественных изменений воздуха. Однако в катастрофических случаях и они могут оказаться причиной весьма серьезных загрязнений атмосферы. Например, вулкан Кракатау близ острова Ява при извержении в 1883 г. выбросил такие количества пепла и пыли, которые создали своеобразный светозащитный экран вокруг Земли и тем самым несколько уменьшили интенсивность солнечной радиации у ее поверхности, вызвав небольшое изменение теплового баланса планеты. Заметный, хотя и местный, эффект могут иметь крупные и длительные пожары и пыльные бури. Даже неприметная растительная пыльца может вызвать аллергические заболевания. Главными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Промышленность до недавнего времени была основным источником загрязнения атмосферы. Сгорание топлива в топках промышленных предприятий и тепловых электростанций почти никогда не бывает полным. При этом выделяются механические загрязнители — разного размера несгоревшие частицы, пыль, зола, сажа. Их количество зависит от конструкции топки, качества топлива и эффективности работы дымоуловителей. Некогда безраздельно господствовавшие в небе городов пыль, сажа, зола и другие механические загрязнители сегодня уступили первенство химическим, потому что первых стало несколько меньше, а вторых намного больше. Но и сейчас, например, в Нью-Йорке, Токио, Рурском промышленном бассейне и в некоторых других индустриальных районах выпадает свыше 1 т пыли на 1 км2 за сутки, а максимальные загрязнения в десятки раз превышают санитарные нормы. Выбросы оседают на городскую территорию, особенно при анти-циклонах (рис. 1). Задымленность индустриальных центров во многих районах мира по-прежнему остается серьезной проблемой, хотя в ряде крупных городов ее удалось почти полностью (Москва, Питтсбург) или частично (Лондон, Амстердам, Вена) разрешить. Главный химический загрязнитель атмосферы — сернистый газ (S02), выделяющийся при сжигании каменных углей, сланцев, нефти и ее производных, при выплавке меди, производстве серной кислоты и при других промышленных процессах. Некоторые угли с высоким содержанием серы дают до 1 т сернистого газа на 10 т сгоревшего угля. Сернистый газ быстро распространяется в воздухе на значительные расстояния. Например, преобладающие над Европой ветры несут массы этого газа с запада на восток. За одни сутки, в течение которых сернистый газ держится в атмосфере, он успевает из ФРГ распространиться на территорию ГДР, Польши и даже России. Главная составная часть автомобильных выхлопов — оксид углерода (II). Автомобильные двигатели выделяют оксиды азота (NO, NQ2), некоторые углеводороды и весьма ядовитый свинец. Последний добавляется в бензин со специальными активирующими присадками (например, тетраэтилсвинец) и выделяется в воздух при сгорании топлива. Около 300 млн. автомобилей еже-суточно выбрасывают в атмосферу нашей планеты примерно 800 тыс. т оксида углерода (II), 150 тыс. т углеводородов, свыше 500 тыс. т оксида азота и почти 1 тыс. т свинца. Подавляющее большинство из 200 компонентов выхлопных газов автомобилей угнетающе действуют на организм человека, а оксиды азота к тому же активно участвуют в образовании фотохимического смога* Автомобили сжигают кислорода в 3—4 раза больше, чем требуется всему человечеству для дыхания. Для получения электроэнергии конструкторы ядерных реакторов создают достаточно надежную защиту от выделения радиоактивных элементов в окружающую среду. Однако проблему захоронения радиоактивных отходов все еще нельзя считать решенной. Практика захоронения контейнеров с такими отходами в глубинах океана энергетиками США и некоторых европейских стран оказалась ненадежной, так как морская вода разъедает любые контейнеры раньше, чем произойдет распад радиоактивных элементов. К тому же ошибочным было мнение об отсутствии конвекции между глубинными и поверхностными водами в океанах. Опасна также способность животных и растительных организмов накапливать радиоактивные вещества в концентрациях, в десятки и сотни тысяч раз превышающих их содержание в окружающей среде. Гораздо надежнее разработанные в Советском Союзе способы захоронения радиоактивных отходов в полностью изолированных шахтах или в бетонированных подземных бункерах. К началу следующего столетия прогнозируется промышленное использование энергии ядерного синтеза. Помимо получения практически неисчерпаемой энергии, термоядерные установки выгодно отличаются от своих энергетических предшественников отсутствием радиоактивных и иных вредных отходов. Новейшие медико-биологические исследования направлены на анализ возможных последствий электромагнитного насыщения среды. Недавно было выявлено воздействие некоторых радиоволн на мозг человекообразных обезьян, микроволн на хрусталик глаза и т. п. Такого рода факты требуют особого внимания при рассмотрении биологической значимости высокого электромагнитного фона современной среды обитания человека. Принятая в России гигиеническая регламентация допустимых уровней шума определяет верхний его предел для больничных палат и санаториев в 35 децибел, жилых квартир, классных комнат и учебных аудиторий — в 40 децибел, стадионов и вокзалов — в 60 децибел. Кроме того, установлены ограничительные нормы внешнего шума для транспортных средств — 80—85 децибел. Меры, принимаемые в последние годы архитекторами, строителями, конструкторами транспортных средств и станков, органами управления и контроля, направлены на обеспечение принятых гигиенических норм и тем самым на существенное снижение шума в домах, на улицах и на производстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.012 с.) |