концепции занятости населения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

концепции занятости населения.



Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству. В рыночных условиях на уровне общества полная занятость признает наличие естественной безработицы, на уровне фирмы означает работу в регламентированных формах, т.е. нормальной продолжительности рабочего дня, недели, года. Неполная занятость чаще всего носит скрытый характер, предполагает, что у формально считающихся занятыми работников на деле продолжительность рабочего времени сокращенная. На динамику занятости влияют следующие факторы: демографические; природно-климатические; экономические (объем и структура производства,степень конкуренции и монополизма, уровень инфляции и др.);социальные (уровень и качество жизни, мотивация к труду,);организационные (уровень организации труда, производства и управления, организации работы биржи труда, службы занятости);правовые (законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, банкротство предприятий, миграцию населения, условия найма и увольнения, режим труда и отдыха).

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопрос во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.а:
во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала.

Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;обеспечение социальной защиты в области занятости;поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

Инфляция

ИНФЛЯЦИЯ (от лат. Inflatio -вздутие) - переполнение сферы обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы, что вызывает обесценивание денежной единицы. Инфляция проявляется в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:[1]

Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования (см. Банковский мультипликатор);

Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;

Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Изменение инфляции.

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен который рассчитывается по отношению к базовому периоду. Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:Индекс цен производителей — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж.Индекс расходов на проживание— учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочееДефлятор ВВП — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

В условиях инфляции реальные доходы населения сокра­щаются. Здесь необходимо ввести два понятия — номинальный и реальный доход. Номинальный доход — фактически получен­ный доход, а реальный доход — сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номиналь­ного дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, При инфляции уменьшаются реальные накопления, осу­ществляемые в форме бумажных денег. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки.

Виды и формы инфляции.

В международной практике в зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на три вида: • ползучую — если среднегодовой темп прироста цен не выше 5—10%; • галопирующую — при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50% (иногда до 100%); • гиперинфляцию — когда рост цен превышает 100% в год (МВФ за гиперинфляцию принимает 50-процентный рост цен в месяц). Известный ученый-энциклопедист О.Ю Шмидт, будучи членом Коллегии Наркомфина в 20-е гг., на основе изучения процессов инфляции в России и Германии открыл закон гиперинфляции, который заключается в следующем: при этой форме инфляции количество денег в обращении возрастает в арифметической прогрессии, а цены — в геометрической.

Инфляция спроса - инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением. При полной занятости и полной загруженности мощностей производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении увеличением реального объема выпускаемой продукции.

ИНФЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК - один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию.

Финансы

Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.

Функции финансовРаспределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на 2 подсистемы:

q общегосударственные финансы (обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне);

q финансы хозяйствующих субъектов (используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне).

89. гос. Бюджет

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:Федеральный бюджет;бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);бюджеты государственных внебюджетных фондов. Функции гос. бюджета: 1) перераспределение национального дохода; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение социальной политики; 4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - система самостоятельных финансовых организаций, которые финансируют вложения в мероприятия общегосударственного или местного значения. В число государственных внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный дорожный фонд РФ.

 

Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ является частью финансовой системы России.

А. Структура бюджетной системы РФ

Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:* первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетный фондов;* второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;* третий уровень - местные бюджеты.

БЮДЖЕТ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Бюджет консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

 

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое. Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством.ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА — дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и, соответственно, сокращением налоговых поступлений. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не бюджетной политикой государства.

92.Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытиядефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков

93.Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней сорганизаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований/В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства[2] и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления[2]. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные[2]. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и другие[2]. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основой налоговой системы являются налоги.

94.Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговымипоступлениями и динамикой налоговых ставок. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу (Xо), поступления уменьшаются. Это значит, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть получен как при высокой, так и при низкой налоговой ставке. Границы налогообложения- (англ. taxation limit) - определение верхнего предела налоговых изъятий, позволяющих осуществлять фискальную политику, стимулировать развитие научно-производственной деятельности во всех сферах экономики, осуществлять социально-экологич. программы страны.

 

96.Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями

Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен[3]. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение[4]. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности. Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

 

97.ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО — один из трех основных субъектов экономической деятельности (государство, предприятия, домашние хозяйства). Охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья; возможное употребление термина — домохозяйство. С давних времен люди понимали огромное значение родственного сотрудничества, домохозяйства в развитии и процветании страны в целом. Финансовые отношения, характерные для домашнего хозяйства, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются те, которые возникают между участниками (членами) домашнего хозяйства по поводу формирования и распределения фондов денежных средств, являющихся общими для домашнего хозяйства, между его членами.

К внешним причисляются финансовые отношения:с предприятиями и организациями, производящими товары, работы и услуги, потребляемые членами домашнего хозяйства;с государством по поводу формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов;с коммерческими банками по поводу предоставления во временное пользование, хранящихся на различных счетах денежных средств, а также по поводу заимствования денежных средств (домашнее хозяйство как кредитор и как заёмщик банка);со страховыми компаниями (страховщиками) по поводу страхования своих рисков;с другими домашними хозяйствами.с работодателями.

 

98.Доходы населения — личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся:заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.Формирование доходов-зарплата+преприни д+от имущ рента+от капит процент.

99.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ - разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10 %-ной (децильной) группы наиболее низкодоходных граждан и 10 %-ной группы наиболее высокодоходных граждан. Используется тж. отношение условно максимального и минимального доходов или соотношение между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или не зависимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу.

Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют следующие.Различия в физических и интеллектуальных способностях, различия образования и квалификации, профессиональной инициативности и склонность к риску.Трудолюбие и мотивацию. Профессию. Происхождение, размер и состав семьи, положение на рынке, удачу, везение и дискриминацию. Владение собственностью.

Благосостояние — обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

100. Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

 

101. Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами. Международное разделение труда (МРТ) — прямое продолжение общественного разделения труда внутри страны, представляет собой взаимосвязанный процесс специализации отдельных стран, объединений, предприятий на производстве отдельных продуктов или их частей с кооперированием производителей для совместного выпуска конечной продукции. Региональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, который, охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, ведет к тесному переплетению национальных хозяйств и созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе.

103. Мировой рынок- совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами.

Внешнеторговый баланс страны — соотношение стоимости товаров, экспортированных и импортированных за один и тот же период времени. Торговый баланс имеет сальдо. Торговое сальдо — это годовой показатель сведения внешнеторговых сделок страны. Если торговый баланс имеет положительное сальдо, это означает, что в денежном эквиваленте товаров за границу (экспорт) было отправлено больше, чем получено из других стран (импорт).

 

104. Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Валютные отношения представляют собой совокупность экономических отношений, которые обслуживаются валютой и возникают в процессе межгосударственного обмена результатами деятельности национальных хозяйств. Валютный курс - стоимостное соотношение двух валют при их обмене. Валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная - либо в денежных единицах другой страны; - либо в наборе денежных единиц группы стран (валютной корзине); - либо в международных счетных денежных единицах: СДР и др. Парижская валютная система: золотой стандарт(ее основой являлся золотомонетный стандарт, режим свободно плавающих курсов валют складывался с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек); Генуэзская валютная система(Ее основой явились золото и девизы – иностранные валюты.); Бреттон Вудсская система()

105. Большинство авторов исходят из того, что международный рынок капиталов − это рынок, на котором субъекты рынков разных стран ведут торговлю активами . Передвижение капиталов здесь осуществляется как в краткосрочной, так и вдолгосрочной форме. Фактически это несколько взаимосвязанных рынков:− валюты;− акций;− облигаций;− ссудных капиталов.

Платежный баланс страны - соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц). В платежном балансе находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны.

 

106. МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ - перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране. Различают экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы. К первой относятся: безработица и национальные различия в уровнях оплаты труда. Вторая связана с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и иными факторами. По терминологии ООН мигрантами считаются лица, находящиеся в стране въезда для того, чтобы найти работу на срок, превышающий один год.

Таким образом, миграционный поток можно определить как совокупное число мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени. Это один из показателей направления миграции (например, из общего числа прибывших в какой-либо регион можно выделить потоки прибывших из каждого другого региона).

107,108

109. Концепция эволюционного перехода (градуалистская) базируется на медленном и последовательном проведении системных экономических реформ. В результате длительное время сосуществуют механизм административно-командной экономики (особенно в госсекторе) и рыночный механизм. Достоинством концепции является отсутствие так называемого трансформационного спада, то есть падения размеров ВВП в первые годы осуществления системных реформ, а также смягчение социальных последствий реформ. Недостатками концепции являются медленные темпы построения современной рыночной экономики в стране (но отнюдь не темпы экономического роста), сохраняющееся сильное государственное вмешательство. Концепция радикального перехода(щоковая терапия)основывается на быст­ром, ши­роком и параллельном проведении системных экономиче­ских ре­форм. «шоковая терапия», которая в це­лях быстрого высвобождения рыночных сил рекомендовала рез­кий уход государства из экономи­ческой жизни и одномоментную либерализа­цию цен, а также актив­ную борьбу через жесткие бюджетные огра­ничения за устойчивые фи­нансы

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.186.91 (0.017 с.)