Методологический контекст научного познания. Методология и метод. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический контекст научного познания. Методология и метод.



Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частвонаучными.

Еще одну группу методов научного познания составляют так называемые дисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

К последней, пятой группе относятся методы междисциплинарного исследования являющиеся совокупностью ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин.

Примеры методов: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-дедуктивный и прагматический.

Аксиоматический метод (в основном, математика) основан на системе аксиом и правилах вывода из них утверждений (теорем). Аксиома – это утверждение, принимаемое без логического доказательства.

Конструктивистский метод (матлогика и информатика) основан на понятиях, правомерность использования которых не доказывается, и правилах, по которым строятся конструкты (конструкт считается существующим, если его можно построить => полное отсутствие логических противоречий).

Гипотетико-дедуктивный метод (естествознание) основан на гипотезах обобщающей силы, из которых выводится всё остальное. Пока гипотеза не опровергнута, она верна. Гипотезы нуждаются в эмпирическомподтверждении.

Прагматический метод (инженерные и гуманитарные науки) основан на логике практического вывода и появился в XX веке. Информация о средстве достижения должна соответствовать поставленной цели, которая согласуется с некоторыми ценностями (т.е. наука занимается не тем, что есть, а тем, что должно быть).

Существуют также описательные методы, которые работают, если не подходит ни один из вышеперечисленных (описательный метод опирается на эксперимент и скорее есть опыт, а не наука).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.42.157 (0.018 с.)