Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории «сущность» и «явление».

Поиск

Категории «сущность» и «явление».

В этих категориях мышление фиксирует наличие в объекте единства про- тивоположных свойств, сторон, тенденций: внутренних и внешних, устойчивых и изменчивых, необходимых и случайных, скрытых и непосредственно данных, общих и уникальных, основных и неосновных.

Сущность постигается опосредованно, через явления и в явлениях, тогда как явление доступно непосредственно чувственному восприятию. Однако на- ряду с явлением существует кажимость, видимость. В чем их отличие от явле - ния?

специфика диалектического способа познания заключается в том, что учитываются условия и обстоятельства существования предметов и процессов. Поэтому то, что в одних обстоятельствах выступает как сущность, в других мо- жет оказаться явлением и наоборот.

 

Категории «причина» и «следствие».

Познание сущности явлений предполагает раскрытие их источников и причин. Важно иметь в виду, что та или иная связь причины и следствия имеет место только при определенных условиях. Необходимо различать причину и условия ее осуществления, которые оказывают влияние на характер и форму действия, но не вызывают, не порождают его; конкретно-исторические условия определяют конкретную форму проявления причины и следствия.

Важно различать и классифицировать внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, необходимые и случайные, общие и част- ные, объективные и субъективные причины, вызывающие разные действия. Диалектика причины и следствия выражается и в том, что причина и следствие меняются местами в разных отношениях и связях, что следствие активно воз- действует на причину и может в известной степени модифицировать ее. Прин- цип обратного действия имеет исключительное значение в науке и технике; важно учитывать степень, характер, границы, условия, механизмы и конкрет- ные формы активности следствия.

 

Причинно-следственная связь – это связь порождения и ее следует от- личать от других связей, в которых находятся предметы и процессы.

 

Признание объективного, всеобщего характера причинно-следственных связей в природе, обществе и мышлении составляет суть детерминизма.

 

Категории «общее», «особенное», «единичное».

Движение мысли от единичного к особенному и к общему, а также и вме - сте с тем – от общего к особенному и единичному – это магистральный путь познания. Специфика диалектического стиля мышления заключается в удержи- вании в единстве этих двух (на первый взгляд) разнонаправленных движений. Именно абсолютизация одного из них характерна для метафизического стиля мышления.

Категория «единичное» выражает то уникальное, специфическое в объек- те, что отличает его от всех иных.

 

Категория «общее» характеризует то в объекте, что присуще не только ему, но и другим объектам. Например, любой объект обладает уникальностью и в этом заключается его общность со всеми другими.

 

Связь единичного и общего в объекте фиксируется категорией «особен- ное». Понимание этой категории представляет для студентов некоторую слож- ность, поэтому необходимо с особенной тщательностью изучить фрагмент из работы ф. Энгельса «диалектика природы» (маркс к., энгельс ф. Соч. – 2-ое изд. – с. 538-542).

 

Уяснение относительности различий единичного, особенного, общего станет свидетельством овладения студентами диалектическим стилем мышле- ния.

Категории диалектики.

 

Категории диалектики служат формами бытия диалектического мышле- ния. Они дают «строительный материал» для формирования принципов позна- ния и деятельности, конкретных методов диалектического постижения мира.

Система диалектических категорий выступает основой диалектической логики. К основным категориям диалектики относятся: общее, особенное, еди- ничное; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и слу- чайность; возможность и действительность; содержание и форма; целое и часть. Задача обсуждения состоит в постижении их содержания, структуры и функций в познавательном процессе.

 

Категории «сущность» и «явление».

В этих категориях мышление фиксирует наличие в объекте единства про- тивоположных свойств, сторон, тенденций: внутренних и внешних, устойчивых и изменчивых, необходимых и случайных, скрытых и непосредственно данных, общих и уникальных, основных и неосновных.

Сущность постигается опосредованно, через явления и в явлениях, тогда как явление доступно непосредственно чувственному восприятию. Однако на- ряду с явлением существует кажимость, видимость. В чем их отличие от явле - ния?

специфика диалектического способа познания заключается в том, что учитываются условия и обстоятельства существования предметов и процессов. Поэтому то, что в одних обстоятельствах выступает как сущность, в других мо- жет оказаться явлением и наоборот.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.01 с.)