Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.



В РБ с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности.
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:

o Конституции Республики Беларусь (статья 13);

o норм Гражданского кодекса Республики Беларусь,

o Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»2 (далее — Закон «О противодействии монополистической деятельности»);

o Закона «О естественных монополиях»3 (далее — Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.

Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. Этот закон по своим целям и методу правового регулирования содержит элементы как европейской модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета монополий). Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства в Республике Беларусь осуществляется Министерством экономики.
В РБ запрещается деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей.
В РБ запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, а так же создание объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.
Министерство экономики РБ в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляет контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами или долями в уставных фондах данных хозяйствующих субъектов.
Законодательство Республики Беларусь также запрещает государственным органам принимать акты, заключать соглашения, либо совершать иные действия, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Государственным органам запрещается также заключать соглашения с другими государственными органами или хозяйствующими субъектами, которые направлены на ограничение конкуренции, раздел товарного рынка, исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

В мире действует государственная система антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния; разделения; сговора;фальсификации конкурсов; деятельности естественных монополий.
Действует система жестких санкций за нарушение антимонопольного законодательства – возмещение нанесенного ущерба в трехкратном размере.
Нарушения антимонопольного законодательства в капиталистических странах есть. Но громкие нарушения расследуются обязательно. В мировой практике существует уголовная ответственность за невыполнение подписок о выполнении антимонопольного законодательства при участии в конкурсах на получение государственного заказа.

 

 

56. Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы. Предельная доходность ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Эластичность спроса на ресурсы.
На рынке ресурсов объектами купли-продажи являются:
- труд, - земля, - капитал
Субъекты рынка ресурсов:
- продавцы (домашние хозяйства, фирмы), - покупатели (фирмы/предприятия)
Спрос на ресурсы имеет производный/вторичный характер. Спрос зависит от спроса на товар, в пр-ве кот используется данный ресурс. Концепция предельной доходности ресурса помогает понять, какформируется спрос на ресурс.
MRP (предельная доходность ресурса) – это прирост объема выпуска в денежном выражении в результате использования дополнительной единицы ресурса.
MRPL (предельная доходность труда)
Если товар продается на рынке совершенной конкуренции, то MRP рассчитывается по формуле: MRP=MP*P, где МР – предельный продукт ресурса, Р – цена произведенного товара
MRPL = MPL*Р, где MPL – предельный продукт труда, Р – цена произведенного товара
В условиях несовершенной конкуренции MRP=МР* MR, где МР – предельный продукт ресурса, MR – предельная доходность товара; MRPL= MPL* MR
Правило использования ресурсов:
Дополнительно вовлекать в производство ресурс имеет смысл до тех пор, пока MRP не сравняется с MRС (MRP= MRС), где MRP – предельная доходность ресурса, MRС – предельные издержки ресурса
MRС – прирост общих издержек фирмы, вызванный использованием дополнительной единицы ресурса
С изменением Р снижения спрос на ресурс. Зависит от коэффициента изменения предельной доходности ресурса. Чем менее эластичен спрос (тем медленнее снижается спрос на ресурс). Неценовые факторы эластичности:
-изменение спроса на готовый продукт, в производстве используется данные ресурсы (прямая зависимость)
-изменение технологии производства продукции
- изменение цены на другие ресурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые)
-спрос на рынке ресурсов зависит от типа конкуренции на этом рынке:1.рынки ресурсов СК 2.рынки ресурсов СК на производстве покупателей обладают монопольной властью на рынках готовой продукции 3. рынок ресурсов с не СК, где продавцы ресурсов обладают монополистической властью 4. рынок ресурсов с не СК где покупатели ресурсов обладают монополистической властью.

57. Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда.
Рынок труда – выражает отношения между работниками, работодателями и государством по поводу обмена индивидуальной способности к труд на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а также по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Субъекты рынка труда: наемные работники и их объединения (профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.
Классификация рынков труда: пространственный критерий, временные параметры (текущий, прогнозируемый, потенциальный, перспективный), степень эластичности (жесткий, гибкий), степень регулирования, степени соотношения спроса и предложения на рынке труда (равновесный, дефицитный, избыточный), сегментация.
Рынок труда совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками: многочисленностью фирм и конкуренций между ними по вопросам найма; большое число работников предлагают труд одинаково квалификации; нет механизма контроля над уровнем з/платы.
Кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон: при прочих равных условиях, т.е. при одинаковом уровне квалификации наибольший спрос приходится на тех работников, к-ые претендуют на низкие ставки з/платы. Кривая предложения имеет восходящий характер: наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на получение высокой з/платы. равновесие определяется пересечением кривых спроса и предложения на труд. На таком рынке участвует множество фирм, причем каждая нанимает небольшое число работников, поэтому на уровень з/платы никто существенно не влияет.
Эффективность конкурентного рынка труда проявляется в том, что равновесная з/плата, отражая трудовой вклад работников, побуждает их к интенсивному использованию своего потенциала, а конкурентное взаимодействие продавцов и покупателей предопределяет перелив труда в наиболее эффективно использующие его отрасли и предприятия.

58. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.
Рынок труда в условиях монопсонии характеризуется признаками: работники сосредоточены в основном на одной фирме; данный вид труда по определенным причинам не имеет альтернатив, т.е. без смены профессии он не сможет найти место работы; з/плату диктует фирм, но ее уровень зависит от числа нанимающихся работников. Когда рынок находится в состоянии монопсонического равновесия, ставки з/платы ниже, чем предельные издержки ресурса и его предельная доходность.
Профсоюзы представляют на рынке интересы работников и преследуют цели роста спроса на труд, повышения з/платы. Они также борются за профессиональную безопасность, улучшение условий труда, демократию на производстве. Профсоюзы имею возможности ограничивать предложение на рынке труда (ограничение детского возраста, обязательный выход на пенсию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели, удлинение оплачиваемого отпуска по уходу за малолетними детьми) и содействовать посту спроса на нем, а также добиваться повышения обусловленных договором ставок з/платы, содействуя установлению ее выше средней.
Двусторонняя монополия представляет собой рыночную структуру, при к-ой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу услуг труда. При этом они могут контролировать цены труда.
Монополия и монопсония приводят к сокращению занятости рынка труда по сравнению с уровнем, возможным в условиях совершенной конкуренции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.20.246 (0.007 с.)