Занятость и безработица. Социально-экономические последствия безработицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятость и безработица. Социально-экономические последствия безработицы



Безработица – это незанятость части трудоспособного населения. Виды безработицы:
А) по продолжительности существования: краткосрочная и долгосрочная безработица;
Б) в зависимости от характера проявления: открытая безработица, подтвержденная официальной статистикой, и скрытая, характеризующуюся наличием на производстве излишних работников.
Типы безработицы:
1.Фрикционная безработица (фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы; данный тип безработицы существует всегда, так как в то время, когда одни работники находят желаемые рабочие места, другие увольняются, ищут более высокооплачиваемую, престижную или интересную работу);
2.Структурная безработица (безработица, обусловленная изменениями в структуре потребительского спроса и в технологии производства; в отличие от фрикционной, потеря работы при структурном типе безработицы связана с необходимостью смены специальности, переподготовкой, дополнительным обучением или переменой места жительства и в связи с этим структурная безработица является более продолжительной, чем фрикционная, а потому и более серьезной);
3.Циклическая безработица (безработица, связанная с краткосрочными экономическими циклами (три-четыре года); здесь сокращение совокупного спроса на товары и услуги вызывает уменьшение занятости и рост безработицы);
4.Естественная безработица (безработица в период нормального функционирования экономики зависит от величины фрикционной и структурной безработицы и определяется как естественная безработица).
Причины безработицы: непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда, жесткость заработной платы и безработица ожиданий.
Различают экономические и внеэкономические (социальные) издержки безработицы.
Экономические потери – разница между фактическим ВНП и потенциальным ВНП (отставание ВНП).
В западной экономической науке исчисление потенциальных потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема производства составляет 2,5 %.
Напрмер,если естественный уровень безработицы = 4%,а фактический уровень 7%, то разница составит 3%.Эти 3% надо уменьшить на число Оукена (6%). Другими словами,если фактический уровень ВНП=200 млрд.$,то общество недополучило в данном году 6% от 200=12 млрд.$


48. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и профицит.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета. Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов. Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами. Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита. Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга. Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы). Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

где:

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.006 с.)