Славянофилы и западники в русской философской мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянофилы и западники в русской философской мысли



Славянофилы и западники в русской философской мысли

Основные направления современной западной философии

ХХ век насыщен свершениями, оказавшими влияние на все стороны человеческой цивилизации. Мировые войны, распад колониальной системы, научный и технический рост оказали огромное влияние на духовную сферу общества. В этих условиях возникает множество философских школ, каждая из которых предлагает своё видение проблем человеческого бытия и судеб цивилизации.

Неопозитивизм - возник в 20-х ХХ в на базе позитивизма и эмпириокритицизма. Упрекает традиционную философию в неясности суждений, в усложненности языка, в оперировании неясными понятиями и т.д. Неоднороден. Основной вариант-логический позитивизм-выдвигает идею о необходимости верификации высказываний, претендующих на содержание научного смысла. Представители - Р.Карнап, Л.Витгенштейн.

Постпозитивизм - последсвующее развитие неопоз., модифицированного всвязи с изменениями в научном познании.

Герменевтика - искусство и теория толкования текстов. Текст рассматриваетс как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Зародилась в Др. Греции, Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.

Феноменология - одно из ведущих направлений ХХ в. основная тема-взаимодействие сознания, едо и окружающего его мира вещей. Концепция сознания и мира строится на основе концепции интенциональности. Мир раскрывается едо во взаимодействии,- конструировании системы переживаний, посредством которых для едо существует мир. Ведущий представитель - Гуссерль.

Неотомизм - обновлённый томизм. Часть официальной доктрины кат. церкви. Рассматривает новую философию как непрерывную цепь ошибок и заблуждений, и ставит задачей возрождение духа средневековой философии (на примере томизма Ф. Аквинского).

Философские идеи фрейдизма

Зигмунд Фрейд – ученый врач, который создал психоанализ.

Фрейд как ученый открыл, прежде всего, бессознательное, показал, что оно воздействует на сознание личности.

Фрейд как врач ежедневно принимал около 10 посетителей. Пациент тогда – это представитель высших слоев среднего класса и низших слоев знати (в Австро-Венгрии). Вена как столица была крупным городом, где возник такой феномен, как невроз – базовый феномен личности. До Фрейда невроз лечили посредством гипноза. Фрейд от него принципиально отказался. Он стал лечит словом и оформил процедуры как метод свободных ассоциаций.

Фрейд в работе «Я и оно» (1923 г.) выделил суперуровни психики:

1) Бессознательный – «оно».

2) Сознание.

3) Сверхсознание.

Фрейд отбросил философскую тенденцию, которая идет от Рене Декарта, согласно которой сознание – это то, что осознает личность; сознание автономно. Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». По Фрейду наоборот:

- сознание не автономно; оно есть слуга двух господ – бессознательного и бессознания;

- сознание не ясно, не четко; сознание руководствуется теми или иными бессознательными образами.

Фрейд сводил бессознательное к двум комплексам:

- комплексу Эдипа, который проявляется у сына в 3-5 летнем возрасте;

- комплексу Электры (бессознательное влечение девочки к отцу и враждебное отношение к матери в 3-5 летнем возрасте). Фрейд признавал, в действительности, только комплекс Эдипа.

Поздний Фрейд учитывал опыт войны и разделял бессознательное также на другие два комплекса:

- эрос – любовь к жизни, к созидательной деятельности;

- тонатос – любовь к смерти, к разрушительной деятельности.

Сверхсознание – это усвоение личности нормы и ценности общества (совесть личности, цензор личности, контролер личности). Сверхсознание делает приемлемым поведение личности, обусловленное бессознательными комплексами.

Зигмунд Фрейд всю проблему бессознательного связывал с детством личности.

Выделяют два понятия, характеризующие сущность учения Фрейда:

Вытеснение, означающее, что сознание личности вытесняет все неприемлемое в бессознание. Личность проводит рационализацию, т.е. логически аргументирует то, что личность не желает делать. Все содержимое бессознательного охраняется защитными механизмами. Бессознательное проявляется в:

- оговорке;

- описке;

- снах;

- английском юморе (не путать с армейским).

Философская герменевтика

Гермене́втика — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом.

В широком смысле понятие "герменевтика" может иметь следующие значения:

1. искусство интерпретации (толкования) текстов,

2. теория понимания, постижения смысла,

3. искусства постижения чужой индивидуальности,

4. учения о принципах гуманитарных наук.

Хотя история герменевтики может быть прослежена через Средневековье до античности, понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Приблизительно в середине 17 в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики (как лишенной методологической рефлексии практики комментирования). Революционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером, принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: для Шлейермахера – это «учение об искусстве понимания» письменных документов вообще. Задачу герменевтики составляет прояснение условий, делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Всякий письменный документ, по Шлейермахеру – это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, он – часть общей системы языка, с другой – продукт творчества некоторого индивида. Перед герменевтикой стоит поэтому двойная задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определенной языковой системы и вместе с тем – как обнаружения стоящей за ним уникальной субъективности. Первую часть задачи выполняет «объективное» (или «грамматическое») истолкование, вторую – «техническое» (или «психологическое»). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же – индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой.

Важным этапом становления герменевтики была «философия жизни» Дильтея, в рамках которой герменевтике приписывается особая методологическая функция. Дильтею принадлежит заслуга систематического развития тезиса, согласно которому, «понимание» есть не частный аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания («наук о духе») вообще. Это положение Дильтея, однако, было подготовлено интенсивными дискуссиями в исторической (И.Г.Дройзен) и филологической (А.Бёк) науке второй половины 19 в. Дройзен, в частности, обратил внимание на методологический изъян, препятствующий историографии стать наукой. Методом исторического познания, по Дройзену, должно стать «понимание». Предмет последнего составляют не объективные факты, а то, что уже было в свое время интерпретировано; работа историка – это «понимающее схватывание» уже когда-то понятого. Сходным образом трактует задачи гуманитарного познания А.Бёк. Документы, с которыми имеет дело филолог, уже заключают в себе знание, являются результатом прошлого процесса познания. Отсюда особая продуктивность филологии, представляющей собой, согласно формуле А.Бёка, «познание познанного

Формы бытия материи

Пространство и время - всеобщие формы бытия материи. Пространство - протяжённость, сосуществование вещей, время - длительность. На уровне понятий протяжённость и длительность выражаются в абстрагируемых от них признаках - измерениях. Пространство характеризуется двумя измерениями, время одним: оно течёт от прошлого к настоящему и к будущему. Одномерность времени связана, поэтому с однонаправленностью и необратимостью. Пространству свойственна обратимость, движение возможно в прямом и обратном направлении. Пространство и время обладают однородностью, различные точки пространства одинаково тождественны, также и моменты времени. Пространство изотропно, т.е. все направления в пространстве равноценны, одинаковы. Пространство и время - внутренние формы бытия материи, объективные формы (с позиции научного материализма). Пространство и время - две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществующие в пространстве вещи, могут сосуществовать во времени и существующие во времени вещи образуют пространство.... Любая из основных форм бытия, таким образом, выступает в качестве условия другого.... физические представления о пространстве и времени связаны с теорией Эйнштейна. Теория относительности основывается на принципах: - Постоянства скорости света в пустоте. - Относительности. На их основе Эйнштейн разработал теорию физического пространства и времени, где пространство и время зависимы от движения физических тел по мере приближения к скорости света. Эйнштейн открыл свойство пространство и времени - быть объективно различными в различных физических системах. Общая теория относительности ввела представление о взаимосвязи и взаимодополняемости пространства и времени. Общая теория относительности исходит из признания тяготения, которое определяет свойства пространства и времени. С позиций общей теории относительности протяжённость и длительность зависят от интенсивности гравитации, чем интенсивнее поле тяготения, тем меньше протяжённость и медленнее течёт время. Общая теория относительности ввела понятие о кривизне пространства. - Теория относительности подтвердила диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, их неразрывные связи друг с другом и материей. - Теория относительности дала толчок и материал для существенного углубления научно философской концепции пространства, времени, движения и материи. - В науку и философию входит понятие о различных формах пространства и времени.

Познание его уровни и формы

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

В науке различают эмп. и теор. ур. п-я. Для эмпирического познания хар-на фатофиксирующая деятельность. Теоритическое познание-это сущьное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Наюлюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение-преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявления существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего лбъкт в определенные заданные условия, отвечающие целям исследования. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученые в уме оперируют определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент позволяет проверить и подтвердить гипотезу и дает данные для новых гипотез. Теория-это высшая, обоснованная, логическая, непротиворечимая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности и т.д. В серцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многобразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпритационные и дедуктивные.

Основной формами научного познания являются: 1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании). Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы. Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение. Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила. Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия). 2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Теория выступает в различных формах: “типическая” - включает свои теоретические обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. Части типической формы - объяснительные и описательные части. Описание - характера существенных черт, форм, структуры. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть объяснение дает понимание действительности, которое возникает только тогда, когда явление выведено из фактов, его порождающих. Различают ряд типов объяснения: - на основе закона (законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания и объяснения); - причинное (выяснение факторов, порождающих явление); - генетическое (исследование процесса возникновения явления, которое дает понять важнейшие черты этого явления). Непосредственный источники научного познания - факты. Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Факт - самостоятельное реальное событие. Важнейшее свойство фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам. Факты обладают принудительной силой только при условии объективно-реального подхода к действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности. наиболее общий метод, разрабатываемый философией; общенаучные методы - научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции - методы идеализации, формализации, математизации, моделирования; частные методы отдельных наук.

Истина и ее критерии

Истина есть знание, мысль, высказывание, соответсвующее действительности или предмету. Истина-образ. Предмет-корреспондент. Существует 4 момента истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность.

Истина связана с субъектом, субъективна по форме, но объективна по содержанию. Истина всегда сопровождается заблуждением. Проблема критерия истины актуальна в теории познания. Критерии истины находятся вне самой истины- в практике. Только в практике заблуждение исчезает и остается истина.

П. Валери: “Человек безумен, потому что ищет истину и мудр, потому что находит ее”.

Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины. Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное сов- падение объекта и знаний о нем. 2. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. 3. Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина. 4. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. 5. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

Природа и сущность человека

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. Всякое животное рождается на свет, уже будучи наделенным богатым набором инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания, но именно поэтому ограничивают индивидуальные вариации поведения. Многообразные различия, которые мы видим среди представителей рода Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения, неизвестной животному миру. Не означает ли это, что к человеческим поступкам вообще нельзя прилагать понятие "заданной программы"? Отнюдь нет, роль своеобразной программы, определяющей поведение людей, выполняют язык, показ и пример. Место "генетических инструкций" занимают нормы, место наследственности в строгом смысле слова - преемственность. Наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. "Людей, - писали основоположники марксизм

а, - можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства". Производство - не просто отличительный, но основополагающий признак Homo sapiens.

Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течении 3-3.5 млн лет. Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что, скажем, "сначала" возник труд, "потом" - общество, а "еще позднее" - язык, мышление и сознание. Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального (и именно в этом смысле первичного) антропогенетического фактора, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д.

С момента "неолитической революции" человек обладает уже всеми основными характеристиками, которые фиксировал К. Маркс, говоря о " "природе людей" как общественно-исторических существ. В какой бы район земного шара мы не попали бы, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать по крайней мере следующее:

* они умеют изготовлять орудия труда при помощи орудий и использовать их как средство производства материальных благ;

* -они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

* они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развившимися исторически;

* они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

* признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

* их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а социально-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Однако с вопросом появления человека еще далеко не все ясно. Прежде всего непонятно откуда взялась сама потребность в труде. Почему, прожив обезьяной миллионы лет, человек вдруг ощутил потребность трудиться.

Феномен человека в том, что он единственное существо обладающее сознанием. Человек единственное известное существо способное мыслить абстрактно в то время как даже у высших животных предметное, непосредственное мышление.

Используя разум человек самоорганизовался в общество и еще сильнее выделился из природы биологической, животной.

60.Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система
В жизни мы встречаемся со многими формами существования людей в обществе: семья, учебная группа, трудовой коллектив, спортивное общество, политическая партия, религиозная община, нация, государство и т.д. Мы отличаем эти формы общественной жизни людей друг от друга по многим основаниям, в том числе по условиям и способам функционирования и развития определенного типа их бытия в обществе.

Существуют различные концептуальные подходы к категории “общество”:

1. “атомистическая теория”, согласно которой общество понимается как совокупность личностей или отношений между ними.

2. теория Георга Зиммеля: “общество” представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей.

3. в теориях “социальных групп” общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп, которые являются разновидностями одной доминирующей группы.

Существует несколько определений категории общество.

“Институциональное” определение: общество - это большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни.

Функциональная концепция: общество - группа человеческих существ, представляющая собой самообеспечивающую систему деятельности.

Теоретический подход: общество - определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Философию интересуют вопросы о том, имеются ли какие-либо пределы в развитии общества, каковы источники и движущие силы общественных изменений, в чем заключается смысл истории, какие типы общественного устройства более всего отвечают времени, потребностям и интересам человека и многое, многое другое.

Общество не может быть механической суммой составляющих его людей. Всякое общество конкретно. В нем представлены конкретные люди со своими потребностями и интересами, организованные совместной деятельностью, и сложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Любое общество - продукт взаимодействия людей. Сущность общества выражают конкретные процессы взаимодействий и взаимоотношений людей.

Бытие людей в обществе характеризуется различными конкретными формами жизнедеятельности и общения. Каждое новое поколение людей ставит и решает свои задачи, исходя в своей деятельности из ранее уже достигнутого, в результате чего создается связь, преемственность разных поколений людей, имеет место история их общественной жизни.

Можно выделить по крайней мере четыре разные подхода к определению основы бытия общества.

Натурализм - часто еще называют географическим и биологическим направлением анализа общественного развития. Согласно нему развитие общества определяется природными условиями (климатом, ландшафтом и т.п.). Сторонники этой теории (Ш.Монтескье, Л.И.Мечников) считали, что природная среда диктует установление того или иного политического строя, объясняет характер людей и их притязания, определяет различия в уровне развития хозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов. К натуралистическому направлению в философии относятся и различного рода геополитические взгляды, в соответствии с которым политика государство всецело ставится в зависимость от его “жизненного пространства” - территории, местоположения.

Другой подход - подход идеалистического учения - признание абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Считается, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Например, Гегель полагал, что источник развития общества лежит в некоем абсолютном духе, который творит историю, и предопределяют все действия людей.

Противоположным подходом является материалистическая теория общественной жизни. Основное в ней то, что источник развития общества усматривается в самом обществе, в развитии его материального производства. Доказывается, что общественное развитие определяется либо экономикой (марксисты), либо изменениями техники хозяйственной деятельности (Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу). Материалистическая теория считает сознание людей вторичным, производным от экономической или технологической сферы общественной жизни.

В настоящий момент наиболее популярна теория, согласно которой история рассматривается как переплетение самых различных факторов, одни из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного развития.

Сравнение различных теоретических подходов в определении основы развития бытия общества показывает, что не следует переоценивать значение той или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть их взаимозависимость и взаимообусловленность.

Религия и свобода совести

Существование религии в различных общественных системах на протяжении человеческой истории - общепризнанный факт. Всеобщий, универсальный характер религиозных представлений дает основание предполагать, что рассмотрение ее в качестве ошибки человечества, являющейся следствием неразвитости общественной практики и научного познания, является односторонним и предвзятым подходом к изучению религии.

Присущий французскому Просвещению и затем подхваченный марксизмом взгляд на религию как на «ложное, иллюзорное сознание»,

«опиум для народа» не дает возможности глубоко проникнуть в специфику религиозного опыта, понять его своеобразие и социокультурное значение.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

Другие определения религии:

· одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[2].

· организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[3].

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялось и на начало свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения.

СВОБОДА СОВЕСТИ - это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). В качестве конституционной свободы С.с. закреплена в ст. 28 Конституции РФ.С.с. в числе других свобод человека была провозглашена во Всеобщей дек,ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.В развитие конституционных и международно-правовых положений о С.с. в РФ был принят ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях".Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на С.с. и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут ответственность за нарушение этих прав (см. также Религиозные организации).

Славянофилы и западники в русской философской мысли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.047 с.)