Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарское занятие «Шесть шляп мышления» для осмысления идей устойчивого развития↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для самостоятельной подготовки: 1) Глобальные тенденции изменения окружающей среды и связь глобальных экологических проблем с другими глобальными проблемами: 1. Глобальное изменение климата, истощение озонового слоя. 2. Обезлесение. 3. Загрязнение Мирового океана, загрязнение и истощение водных ресурсов, дефицит пресной воды 4. Деградация земель. Опустынивание (аридизация). 5. Загрязнение атмосферы и кислотные дожди. 6. Потеря элементов биоразнообразия и глобально важных генетических ресурсов. 2) Стратегии (сценарии) реагирования на изменения состояния глобальной окружающей среды. ü «Повестка дня на 21 век» и другие документы, принятые Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) — программа развития человечества в новом веке. ü Социальные и экологические проблемы в докладах Римскому клубу. Методические указания: 1. Семинар проводится в форме игрового занятия «Шесть шляп мышления». Данный метод позволяет осмыслить проблемы экологического характера с различных точек зрения. 2. Организовать три – четыре микрогруппы. Каждая группа готовит и обсуждает предложенные проблемы (см. вопросы 1-2; также эти идеи изложены в «Повестке дня на XXI век») с различных позиций («шляп мышления»). Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности: 1) Белая шляпа: информация (объективная оценка реальной ситуации в мире на основании фактов и цифр и способности мирового сообщества перейти на путь устойчивого развития) Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления интересуют только факты. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация? 2) Черная шляпа: критика (невозможность решения проблем и катастрофический сценарий развития) В черной шляпе человек проявляет осторожность. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? 3) Желтая шляпа: логический позитив (оптимистическое решение проблем, то есть то, что человечество способно принять, и встать на путь устойчивого развития) Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Желтая шляпа требует переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? 4) Зеленая шляпа: креативность (возможные пути перехода на путь устойчивого развития) Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? 5) Красная шляпа: чувства и интуиция (личная ответственность человека в решении проблем и личный вклад каждого, осмысление собственной роли в воплощении идей устойчивого развития) Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В режиме красной шляпы появляется возможность высказать свои эмоции, чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? 6) Синяя шляпа: управление процессом (объективная оценка возможности перехода на путь устойчивого развития на основании услышанного) Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Модератор под синей шляпой следит за процессом, результаты также суммируются под синей шляпой. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Рекомендуемая литература О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ (от 01.04.1996 №440) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 N 7-ФЗ в ред. от 14.03.2009) Экологическая доктрина Российской Федерации (2002) Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. - М.: ТЕИС, 1997, 2004. Также в Приложениях есть «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «Экологическая доктрина Российской Федерации». Васильева В. Предпринимательство, осуществляющее свою деятельность в целях ООС, как фактор устойчивого развития стран // Международная экономика. – 2008, №12, с. 68. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005. Экология и экономика природопользования. Под ред.Э. В. Гирусова, В. Н. Лопатина. М., ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002, 2007. 519с. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Устойчивое развитие // Официальный сайт Российского национального комитета содействия Программе ООН по окружающей среде ЮНЕПКОМ. – Режим доступа: http://www.unepcom.ru/?go=razdel&level=0&cid=11 РИА новости. Экология. – Режим доступа: http://eco.rian.ru/ Причины и последствия глобального потепления // РИА Новости. Экология. – Режим доступа: http://eco.rian.ru/ecoinfogr/20091125/195466388.html Климатическая доктрина России // РИА Новости. Экология. – Режим доступа: http://eco.rian.ru/ecoinfogr/20091218/200117754.html Человек и окружающая среда. – Режим доступа: / http://www.priroda.su/ Глобальный «водный след» // Человек и окружающая среда. – Режим доступа: / http://www.priroda.su/item/1283 Земляне, даёшь "Carbon Footprint"! // Человек и окружающая среда. – Режим доступа: / http://www.priroda.su/item/123 FacePla.net // Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/ Быстрое потепление ведет к увеличению биоразнообразия тропических лесов // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/nature-news-mnu/825-warming-boosted-rainforest Всемирный Банк выделяет $100 млн. на выращивание лесов в Китае // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/nature-news-mnu/537-world-bank-allots-100-million-for-growing-forests-in-china- Доход жителей Филиппин утроился благодаря их деятельности по лесовосстановлению // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/nature-news-mnu/762-forest-replanting Инициатива автора «Аватара» по озеленению планеты // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/nature-news-mnu/595-avatar-home-tree-initiative-by-james-cameron Зеленые инициативы Google // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/tech-news-mnu/564-green-google Новый Google Earth Engine послужит экологии // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/1/907 WWF призывает жителей ОАЭ потреблять меньше (мультфильм) // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/content-info/video-mnu/474 Экологический след человека – новая парадигма греха // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/content-info/video-mnu/805 В Мексике открылась конференция ООН по проблеме изменения климата // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/1-latest-news/895-cop16 33 способа жить экологичней // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/content-info/459-33-methods-to-be-green Велосипед стал общественным транспортом уж в 100 городах Европы // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/1/777 «На велосипеде на работу» - 21 мая. Нью-Йорк // FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/1/461 Германия переходит на биотопливо E10// FacePla.net. Экологический дайджест. – Режим доступа: http://www.facepla.net/index.php/the-news/eco-transportation-mnu/793 Глобальное потепление без предрассудков // GreenWord: сайт о балансе человека и природы. – Режим доступа: http://greenword.ru/2007/12/global-warming.html Насколько велик Ваш экологический след? Он-лайн калькулятор // Экологический след (Ecological Footprint) // Сайт Центра устойчивой экономики (Center for Sustainable Economy). – Режим доступа: http://www.myfootprint.org/ru/ Сергеев А. Глобальное потепление, или Высокий градус политики // Вокруг света, 2006, № 7. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2726/ Развитые страны истощают водные ресурсы извне // Рынок питьевой воды. Режим доступа: http://watermarket.ru/articles/4057 Филатова Т.Расчет показателя устойчивого развития для Читинской области на примере концепции «экологический след» / http://rsee.chitgu.ru/pages/rsee2003/word/17ru.doc Environment/ Environmental Economics and Indicators // Topics // The World Bank // Официальный сайт Всемирного банка. – Режим доступа: http://www.worldbank.org/ Waterfootprint.org: Water footprint and virtual water // Официальный сайт Water Footprint Network. – Режим доступа: http://www.waterfootprint.org/?page=files/home Контрольный семинар
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.01 с.) |