Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Православная теодицея П. ФлоренскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОДИЦЕИ» — произведение рус. философа и богослова П.А. Флоренского, написанное в 1916. В центре его внимания находятся размышления над фундаментальными богословскими и философскими проблемами, осуществляемые в русле восточно-христианской традиции и идей метафизика всеединства. Акт познания, по Флоренскому, онтологичен. Отсюда и основополагающий гносеологический тезис: «Истина делает разум разумным, т.е. умом, а не разум делает истину истиной» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Нужно немалое мужество, чтобы оторваться от все разъедающего скепсиса и пойти к истине, может быть даже не отдавая сознательного отчета в том, как проделать этот путь, и вступив на него просто наудачу. Надо исходить и опираться на то, что к истине приведет личный духовный опыт; этот опыт не имеет обязательной или логической принудительности, но он дает внутреннее освобождение от той неопределенности, в которой остается разум человека, если он не последует зову своего сердца. Такой духовный опыт ведет не просто к признанию истины, но к признанию триединства истины, к признанию того, что истина есть «единая сущность в трех ипостасях. Истина должна быть не абстракцией, а живым и любящим субъектом, потому что этого жаждет наше сердце. Любовь является также и источником веры. Потому для адекватного восприятия и постижения триединства истины необходимо достичь единства разума и веры. «Разум должен отрешиться от своей ограниченности в пределах рассудка и обратиться к новой норме — стать новым разумом». Разум погибает в форме рассудка, потому его обновление и означает освобождение от самоутверждения рассудка, т.е. от рационализма. Одно из центральных мест в гносеологии Флоренского принадлежит идее антиномизма. Антиномичность — одно из наиболее существенных качеств как истины вообще, так и религиозной истины в особенности. Антиномичность истины полезна и плодотворна хотя бы уже потому, что в качестве антиномии истина включает в себя все противоположные утверждения, которые могут быть ей противопоставлены, так что враждебные выпады этим заранее нейтрализуются. Нужны значительные усилия над собой, чтобы принять такую точку зрения, для здравого смысла весьма неудобную. Необходимо совершить настоящий подвиг — подвиг самоотрешения рассудка в вере. «Акт самоотрешения рассудка есть высказывание антиномии. Да и в самом деле, только антиномии и можно верить». Если догмат — истина, тогда и догмат должен быть антиномией. Философия С.Н. Булгакова Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление -высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением 'религиозный материализм'. Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя - это не только 'меон', не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также 'земля' и 'мать', соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества - земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.007 с.) |