Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости



Основным инструментом оценки результатов освоения дисциплины «Философия» (текущей и промежуточной аттестаций) является балльно-рейтинговая система.

Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой, которые в совокупности определяют рейтинг студента.

Балльно-рейтинговая система предусматривает наличие промежуточного и текущего контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр, – 70 баллов. Максимальное количество баллов, которое студент может получить по результатам промежуточного контроля (экзамена), – 30.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных студенческих конференциях, выполнение творческой работы и т.п.

Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации - экзамена - с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения экзамена.

Для студентов первого курса обучения прохождение промежуточной аттестации является обязательным.

Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до сведения студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.

Балльная оценка ответа студента на экзамене

 

Полнота ответа на вопросы билета Оценка по 30-балльной шкале
Получены полные ответы на все вопросы билета 25 – 30
Получены достаточно полные ответы на все вопросы билета 18 – 24
Получены неполные ответы на все или часть вопросов билета 11 – 17
Не получены ответы на вопросы билета  

Балльная структура оценки

Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе 1 -го семестра

Характеристика вида учебной работы Балл(ы) за одно занятие, вид учебной работы Общая сумма баллов за семестр
1. Посещение учебных занятий    
Посещение лекции    
Посещение семинарских занятий    
2. Работа на учебных занятиях    
Работа на семинарском занятии без тестирования    
Устное выступление /доклад    
Разбор проблемных ситуаций    
Оценка личностных качеств (дисциплина, мотивация, активность)    
3. Самостоятельная работа    
Подготовка письменной контрольной (эссе) работы    
Подготовка доклада/устного выступления    
Подготовка реферата    
4. Текущий контроль    
Тестирование    
Сумма баллов по результатам текущей работы студента    
5 Промежуточная аттестация    
Экзамен    
ИТОГО    
6. Премиальные баллы    
Доклады (сообщения) на научно-практических конференциях    
Участие в конкурсах, акциях, фестивалях и др.  
Подготовка публикаций  

Итоговая оценка по дисциплине «Философия» в 1-ом семестре складывается из суммы набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок.

Шкала для оценивания учебных достижений студента по дисциплине «Философия», завершающейся экзаменом в 1-м семестре

Оценка ECTS
Название Сумма баллов Числовой эквивалент Буквенное обозначение
отлично 91 – 100   A
очень хорошо 84 – 90   B
хорошо 74 – 83   С
удовлетворительно 68 – 73   D
посредственно 61 – 67   E
неудовлетворительно 0 – 60   Fx
  F

10.4.2. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Философия» включают:

A. Контрольные задания.

Б. Примерные темы докладов и устных выступлений.

В. Примерные темы рефератов.

Г. Примерные вопросы к экзамену.

Д. Примерные тестовые задания.

 

A. Контрольные задания разрабатываются преподавателем как для аудиторного, так и внеаудиторного занятия, например, для проведения экспресс-опроса, фронтального опроса, могут быть использованы и для подготовки студентами эссе и др. (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-10).

1. Письменная внеаудиторная контрольная работа выполняется студентом самостоятельно и включает задания 3-х типов:

1) теоретический вопрос;

2) практический вопрос;

3) тестовое задание.

Требования к выполнению контрольной работы

1. Ответ на первый (теоретический) вопрос должен представлять собой развернутый и аргументированный материал, самостоятельно подготовленный студентом на основе изучения 2–3 источников. Это могут быть учебники по философии (см. список литературы к курсу), справочные издания, энциклопедические словари, первоисточники. Студенту следует обязательно в заключении ответа на данный вопрос указать, какой литературой он пользовался. Ответ должен быть распечатан: требование – 14 кегль, полуторный интервал, объем 3-4 страницы.

2. Ответ на практический вопрос представляет собой рассуждения студента, в которых он должен проявить умение творчески и критически мыслить, уметь сравнивать философские школы и традиции, приводить собственные аргументы.

3. Тестовое задание.

Например, вариант контрольной работ по разделу 1 «Онтологические и гносеологические проблемы современного миропонимания»:

1. Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения мыслителей о Боге и религии.

«Отождествлять Бога и нравственность – значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей». К.Гельвеций (1715-1771), французский философ-просветитель.

«Мораль должна быть основана на менее шаткой базе, нежели пример Бога, которого можно назвать добрым, только упрямо закрывая глаза на все зло, поминутно творимое или допускаемое им в этом мире» П.Гольбах (1723-1789), французский философ-просветитель.

«Не бойся Бога – бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей собственной душе». П.Марешаль (1750-1803), французский писатель, сторонник идей Просвещения.

«Религия и законы – пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги». Д.Дидро (1713-1784), французский философ и писатель, деятель Просвещения.

· Какое отношение к Богу и религии формировали деятели французского Просвещения?

· В чем причины такого отношения?

· Какое место в мире и обществе отводили религии деятели эпохи Просвещения?

2. О древнегреческом философе Фалесе рассказывают легенду: Как-то Фалес, прогуливаясь по улицам города, загляделся на небо и упал в яму. Старушка, свидетельница этого происшествия, зная, кто свалился в яму, с удовольствием заметила, что подобные мудрецы вряд ли увидят что-нибудь полезное на небе, коль они не видят, что у них под ногами.

Каков смысл этой легенды? Может ли человек обойтись без философии?

3. Онтология есть философское учение о...

1. законах и формах мышления

2. происхождения Вселенной

3. материальных вещах

4. языковых играх

5 бытии

 

2. Примерные контрольные вопросы и задания для подготовки к опросу на проблемном семинаре или для написания эссе (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-10):

1. В чем заключаются трудности определения понятия философии?

2. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

3. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

4. Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

5. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?

6. Чем отличается великий мыслитель от «простого человека»? В чем заключается актуальность философии в нашу эпоху?

7. Как сформировались в философии конца XIX-XX вв. теоретические основания концепций коэволюции природы и общества?

8. Каковы основные стадии развития человечества с точки зрения коэволюции природы и общества? Почему концепция коэволюции может сыграть роль методологии в решении проблем современного экологического кризиса?

9. Как были взаимосвязаны философия и социально-гуманитарные науки до конца XIX в.?

10. В чем причины кризиса философии как методологии социального познания в конце XIX — начале ХХ вв.?

11. Почему необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой в современную эпоху?

12. Как формируется в философии XX в. понятие «парадигма»? Что такое парадигма социального знания?

13. Каковы исторические типы парадигм социального знания? Как взаимосвязаны парадигмы социального знания и идеологии?

14. Какую роль в смене парадигм социального знания играет философия?

15. Почему техногенное общество в XX – начале XXI вв. переживает глубокий кризис? Чем грозит этот кризис всему человечеству?

16. Каковы этапы развития этого кризиса?

17. Каковы характерные черты кризиса техногенной цивилизации на современном этапе?

18. В чем заключаются глубинные причины глобальных проблем современности?

19. Почему в рамках доминирующей в настоящее время культуро-исторической парадигмы социальных знаний невозможно создание программы преодоления кризиса современной техногенной цивилизации?

20. В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?

 

Б. Примерные темы докладов и устных выступлений (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-10):

1. Философская антропология о сущности человека.

2. Основные феномены человеческого бытия (любовь, творчество, счастье, труд, игра, вера).

3. Проблема смерти и бессмертия в разных культурах.

4. Идеал совершенного человека в конфуцианстве и даосизме.

5. Образ человека в культуре арабско-мусульманского Востока.

6. Проблема человека в поздней античности.

7. Проблема человека в трудах Августина и Ф. Аквинского.

8. Человек разумный в теориях Нового времени (Локк, Гоббс, Спиноза).

9. Идея «сверхчеловека» в учении Ф.Ницше.

10. Личность и «массовое общество».

11. Принцип детерминизма в науке и философии.

12. Идеалы и нормы научного исследования.

13. Философская и научная картины мира.

14. Проблема комплексной оценки последствий технического прогресса.

15. Эволюция религиозной философии. Основные направления развития в XX веке.

 

В. Примерные темы рефератов (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-10):

1. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.

2. Этика И. Канта.

3. Философия права И. Канта.

4. Философия творческого субъекта И.Г. Фихте

5. «Философия откровения» Ф.И. Шеллинга.

6. Философия Гегеля и развитие естествознания.

7. Социальная антропология К. Маркса.

8. Философские воззрения революционных демократов.

9. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

10. Философско-социологические теории народников.

11. Русский экзистенциализм. Н.А. Бердяев: судьба человека и смысл истории.

12. Основные направления развития зарубежной марксистской философии в XX веке.

13. Феноменология Э. Гуссерля и становление современной философии.

14. Свобода и трагедия в философии Ж.-П. Сартра.

15. Социальные утопии Т. Мюнцера, Т. Мора, Т. Кампанеллы.

16. Естественнонаучная и философская мысль Возрождения.

17. Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения.

18. Философские идеи Г. Галилея.

19. «Теория идолов» Ф. Бэкона.

20. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

 

Г. Примерные вопросы к экзамену (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-10):

1. Мировоззрение, его сущность и основные типы.

2. Философия как особая сфера духовной жизни человека. Философия в системе культуры, функции философии.

3. Древнекитайская философия (основные школы и направления).

4. Философия Древней Индии (основные школы и направления).

5. Философия Древней Греции (основные школы и направления)

6. Теоцентрическийский характер средневековой философии.

7. Особенности эпохи Возрождения и их отражение в философии.

8. Философия Нового времени (основные проблемы и направления).

9. Немецкая классическая философия.

10. Основные направления современной западной философии.

11. Основные этапы развития и общая характеристика российской философии.

12. Бытие как предмет онтологии. Основные онтологические категории.

13. Атрибуты материи: пространство и время. Философские концепции пространства и времени.

14. Проблема развития в философии. Детерминизм и индетерминизм.

15. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии. Исторические формы диалектики. Принципы, законы и категории диалектики.

16. Генезис и сущность сознания.

17. Понятия индивидуального и общественного сознания, их соотношение и взаимосвязь.

18. Уровни и формы общественного сознания, их характеристика и взаимосвязь.

19. Духовные ценности и их реализация в искусстве, религии и нравственности.

20. Субъект и объект познания. Сущность, структура и функции познавательной деятельности.

21. Научное познание и его специфические признаки

22. Проблема методологии научно-философского познания.

23. Философское определение общества. Источники и движущие силы общественного развития.

24. Сущность философской проблематики культуры и цивилизации.

25. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации.

26. Проблема свободы и ответственности личности и ее осмысление в различных философских, религиозных и этических концепциях.

27. Глобальные проблемы современности, их роль и значение жизни общества.

28. Перспективы человечества, сущность и методы предвидения будущего.

29. Специфика гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе (гуманитарные наук).

30. Социальная сущность экономики и потребления.

 

Д. Примерные тестовые задания (ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-10).

Для подготовки комплексных и итогового тестов по дисциплине «Философия» рекомендуется использовать четыре формы заданий:

1) закрытые;

2) на установление соответствия;

3) на установление правильной последовательности;

4) открытые.

 

1) Задания закрытые предполагают выбор одного ответа из нескольких (трех-четырех), например:

1. Гносеология — это учение о...

1. ценностях, об их происхождении и сущности

2. развитии вселенной

3. бытии как таковом

4. сущности познания, о путях постижения истины

 

2. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды...

1. докритический и критический

2. логический и онтологический

3. рациональный и иррациональный

4. метафизический и диалектический

 

2) Задания на установление соответствия состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке, например:

1. Установите соответствие философа и эпохи.

 

Августин Блаженный Новое время
Николай Кузанский Средневековье
Кант Возрождение
Платон Античность

 

2. Установите соответствие понятия и его определения.

 

Детерминизм философское направление, которое исходит из первичности Духовного по отношению к материальному
Идеализм философское направление, которое исходит из первичности Материального по отношению к духовному
Материализм философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности Человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения
Гуманизм философское учение об объективной закономерной Причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира

 

Задания на установление правильной последовательности.

1. Установите последовательность в развитии диалектики.

1. стихийная диалектика (Гераклит)

2. идеалистическая категориальная диалектика (Платон)

3. абсолютный идеализм (Гегель)

4. диалектический материализм (Маркс, Энгельс)

 

2. Установите последовательность в развитии идеализма.

1. объективный идеализм Платона

2. схоластический реализм Ансельма Кентерберийского

3. рационализм Декарта

4. трансцендентальный идеализм Канта

5. абсолютный идеализм Гегеля

4) Задания с конструируемыми ответами - выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда студенты записывают ответы в словесной, формульной или числовой форме, например:

1. Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была______________________________________.

2. Исторический тип мировоззрения – это ______________________.

 

10.5. Методические рекомендации по подготовке

И проведению занятий

Дисциплина «Философия» является федеральным компонентом в программах обучения студентов. Учебная программа по философии строится в соответствии с ФГОС ВПО. Дисциплина нацелена на формирование основ глубокой мировоззренческой и методологической культуры студентов, навыков самостоятельного и творческого мышления, применения их в исследовании и осмыслении фундаментальных проблем бытия, общества, познания.

Учебный материал курса структурирован по разделам и темам, отражающим базисные категории, понятия и методы философии, динамику философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.

Реализация программы дисциплины «Философия» предусматривает использование разнообразных форм и методов обучения, обеспечивающих сбалансированную интеграцию лекционного материала, семинарских занятий, самостоятельной работы и интересов студентов.

На лекционных занятиях, в основе которых лежит системное изложение основ философии в сочетании с яркими иллюстрациями, демонстрирующими ее возможности в анализе различных сфер действительности и жизнедеятельности, раскрываются основные теоретические положения курса. При этом целесообразно не углубляться в философскую специфику анализа, методологию и терминологию, требующую хорошего знания самой философии, а особое внимание уделить ключевым идеям и понятиям, позволяющим разобраться в основах философии и быть примененными при анализе действительности.

На семинарских занятиях акцент делается на самостоятельной работе студентов по освоению разделов курса, имеющих особую значимость для научной и практической деятельности будущих бакалавров. В дополнение к вопросам, имеющимся в планах семинарских занятий, преподаватель может актуализировать учебный процесс предложением новых тем докладов и выступлений. Целесообразно стимулировать студентов к подготовке и проведению видеопрезентаций их выступлений. В ходе работы предполагается подготовка студентами докладов или написание рефератов, компьютерное тестирование знаний. Рекомендуется применять указанные выше системы оценивания знаний (рейтинговую, тестирование, написание реферата, отработку студентами пропущенных занятий, экзамен).

Студенту необходимо на каждом занятии составлять Глоссарий по дисциплине. Например, по теме 1.4. «Философское учение о сознании» следует внести в глоссарий следующие понятия:

 

Филогенез человека развитие человека как вида, как разновидности живого вещества
Онтогенез человека индивидуальное развитие организма (особи) с момента его зарождения до прекращения существования

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Философия».

Алгоритмдействий преподавателя при проектировании

Содержания курса

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до сведения студентов требования к текущей, и промежуточной аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

· временем, отведенным на изучение того или иного материала;

· уровнем подготовленности студентов;

· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

 


Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ДС – дискуссионный метод

ИС – исследовательский метод

ОИ – объяснительно-иллюстративный метод

ОК – общекультурная компетенция

ООП – основная образовательная программа

СРС – самостоятельная работа студентов

ПБ – метод проблемного изложения

Р – репродуктивный метод

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

Э – эвристический метод

ЭУП – электронное учебное пособие

 

 

Разработчики:

СПбУУЭ   доценты:   Л.Б. Егорова, В.А. Микляев
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

Эксперты:

         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 


Приложение 1. План учета контрольных точек в ходе 1-го семестра

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.006 с.)