Тема 2.6. Глобализация и модернизация социального развития в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.6. Глобализация и модернизация социального развития в современном мире



Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению взаимосвязи общества и природы. Природа как объект философского осмысления. Живая и неживая природа. Природная сфера обитания и жизнедеятельность человека. Природная и антропогенная сферы. Идеи коэволюции общества и биосферы, возникновения «информационного общества» и ноосферы. Глобальные экологические последствия деятельности человека. Детерминация общественного развития. Проблема критериев, цели, средств, и пределов общественного прогресса. Проблема формирования экологической культуры личности.

Мировая цивилизация на рубеже тысячелетий: глобальные проблемы и пути их решения. Основные тенденции развития современного мира. Информатизация общества, компьютеризация материального и духовного производства и проблемы общечеловеческих ценностей. Выбор пути развития: противостояние или коэволюция. Проблема выживания и устойчивого развития человечества как выражение глобальных проблем современности и основное направление развития мировой цивилизации. Будущее человечества: прогнозы и сценарии.

 

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
   
1. Политология   2.1-2.2
2. Социология 1.2;1.4;1.5 2.1-2.6
3. Культурология 1.1;1.6 2.3-2.6
4. История и теория религий 1.6 2.3
5. Человек и его потребности 1.4;1.5 2.2-2.6

 

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Количество учебных часов
Всего в том числе по видам аудиторных занятий СРС
Лекции Семинары
1. Раздел 1. Онтологические и гносеологические проблемы современного миропонимания.        
2. Тема 1.1. Философия как мировоззрение и культура мышления.        
3. Тема 1.2. Основные этапы развития мировой философской мысли.        
4. Тема 1.3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема.        
5. Тема 1.4. Философское учение о сознании.        
6. Тема 1.5. Познавательные возможности человека. Методы и формы познания.        
7. Тема 1.6. Научные, философские и религиозные картины мира.        
8. Раздел 2. Философские аспекты целостного подхода к изучению общества и личности.        
9. Тема 2.1. Общество как объект философского анализа.        
10. Тема 2.2. Человек и исторический процесс. Социальная типология истории.        
11. Тема 2.3. Человек как личность и смысл его бытия.        
12. Тема 2.4. Свобода и ответственность личности.        
13. Тема 2.5. Культура как фактор развития общества и личности.        
14. Тема 2.6. Глобализация и модернизация социального развития.        
  Всего        

 

Перечень семинарских занятий

№ п/п № темы Наименование практических и семинарских занятий Формы и методы проведения Коды компе-тенций Трудоем-кость (часы)
1. 1.2. Главные направления и школы в истории философской мысли семинар -коллоквиум ОК-1 ОК-4  
  1.5 Познание и его методы семинар ОК-1 ОКВ-10  
  2.2 Человек в историческом процессе проблемный семинар ОК-6 ОКВ-10  
  2.6 Культура и цивилизация семинар -дискуссия ОК-6 ОКВ-10  
    Итого      

 

Примерная тематика курсовых работ

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.-4-е изд., - М.: Изд-во Проспект, 2009. – 595 с.

2. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 495 с.

3. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2011. – 240с.

4. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2011. – 236с.

5. Философия: учебник 5-е изд. / под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Юрайт, 2011. – 561 с.

6. Налётов И.З. Философия: учебник. – М.:ИНФРА, 2010. – 400с..

7. Философия: учебник для вузов/ Л. Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп.. - М.: Дашков и К, 2010. - 612 с.

б) дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4-х т. ― М., 1969-1972.

2. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

3. Методологические проблемы дисциплинарных и междисциплинарных исследований в социально-гуманитарных науках: коллективная монография. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

4. Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. проф. С.А.Лебедева. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический проект, 2008. – 730с.

5. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования / В. Г. Кузнецов [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 519 с.

6. Философия. Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2007.

7. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. Под ред. Ф.Д.Демидова. В 2-х ч. – М.: Изд-во РАГС., 2010. – 432с.

 

в) программное обеспечение:

1. Видеоматериалы (слайды), схемы и диаграммы, гистограммы.

2. СДО «Гиперметод». - http://hypermethod.spbame.ru/

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - http://e.spbame.ru/

2. Электронная библиотека СПБУУЭ. - http://library.ime.ru

3. Электронные информационные ресурсы:

4. сайт Института философии РАН: http://www.philosophy.ru;

5. сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru;

6. портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;

7. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;

8. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection;

9. - электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru;

10. - библиотека Гумер: http://gumer.info.ru.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

· стандартно оборудованные лекционные аудитории;

· специально оборудованный кабинет документоведения;

· специально оборудованные аудитории для проведения интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный и др. оборудование);

· компьютерный кабинет в соответствующей комплектации, с выходом в Интернет и корпоративную сеть университета.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10.1. Особенности и порядок изучения дисциплины

Изучение дисциплины «Философия» имеет свои особенности, которые обусловлены её местом в подготовке бакалавра. Выполняя важную образовательную функцию, связанную с формированием научного гуманистического мировоззрения и культуры мышления у студентов, «Философия» выступает фундаментом их подготовки. На основе изучения данной дисциплины у обучаемых формируются нравственно-патриотическое сознание, вырабатывается гражданская позиция.

Дисциплина изучается в первом семестре на 1-ом курсе. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Философия» составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Программа курса «Философия» построена на проблемно-тематическом принципе обучения. Такой подход позволяет раскрыть содержание и эволюцию главных философских концепций, категорий и проблем, заложить основы современного философского мировоззрения; способствует формированию умения критического осмысления проблем современного общественного бытия.

Программа курса построена в соответствии с ФГОС ВПО таким образом, чтобы освещать ключевые проблемы учебной дисциплины. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельную работу студента, консультации.

Семинарские занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы.

Выполнение всех предусмотренных программой курса практических заданий является обязательным условием допуска студента к экзамену.

 

Образовательные технологии

Основными образовательными технологиями, применяемыми при проведении лекционных занятий, выступают: развивающее обучение, проблемное обучение, интерактивное обучение, информационно-коммуникационные технологии. При изучении Раздела 1 «Онтологические и гносеологические проблемы современного миропонимания» доминирующее место среди образовательных технологий занимает проблемное обучение и интерактивное проведение занятий. Применение данных технологий обусловлено учебным материалом, составляющим содержание Раздела 1, где акцентируется внимание на изучение основных философских понятий и категорий, понимание законов развития природы, общества и мышления, на развитие умения оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности. Объединение в процессе преподавания проблемного обучения с интерактивным позволяет при изучении сложных философских проблем с помощью наглядно-образных средств, обеспечиваемых мультимедийным сопровождением занятий, активизировать познавательную деятельность обучаемых.

При изучении Раздела 2 «Философские аспекты целостного подхода к изучению общества и личности» основную роль играют такие образовательные технологии, как личностно-ориентированное обучение, технология коллективной мыследеятельности, обучение как исследование, которые реализуются в процессе лекционно-семинарских занятий. На основе данных технологий достигается реализация задач по привитию умения анализировать процессы и явления, происходящие в мире, применять методы научного познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня.

Проведение семинарских занятий основывается на применении следующих образовательных технологий: обучение как исследование, технология коллективной мыследеятельности, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве (групповая работа). Проведение семинарских занятий предусматривает активные формы обучения. Среди них могут быть формы научно-теоретического творчества, игровые творческие технологии обучения, что в целом позволяет выявить и раскрыть творческий потенциал студентов, реализовать индивидуальный подход к обучению, максимально содействовать формированию навыков самостоятельного мышления, личностному пониманию философских проблем.

Применяются следующие методы обучения:

· объяснительно-иллюстративный (ОИ),

· репродуктивный (Р),

· дискуссионный (ДС),

· проблемного изложения (ПБ),

· эвристический (Э),

· исследовательский (ИС).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.023 с.)