Позови та претензії за порушення умов транспортних договорів. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позови та претензії за порушення умов транспортних договорів.



Претензии и иски, вытекающие из договора перевозки груза. Согласно ст.925 ГК до

предъявления перевозчику иска, вытекающего из договора перевози груза, обязательно

предъявление ему претензии в порядке, установленном законом, транспортными кодексами

(уставами).

Это означает установление претензионного порядка урегулирования споров, возникших из

нарушения перевозчиком договора перевозки. В случае несоблюдения этого порядка иски соот-

ветствующих лиц к перевозчику не подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов

и премий — в течение 45 дней. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведо-

мить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении

претензии по перевозке, осуществляемой перевозчиками разных видов транспорта по одному

документу, — в течение шести месяцев и претензии об уплате штрафа или премии — в течение 45

дней.

Транспортные кодексы и уставы предусматривают императивное правило, в соответствии

с которым передача права на предъявление претензии другим юридическим лицам или гражданам

не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем

грузополучателю, грузополучателем грузоотправителю, а также грузоотправителем и

грузополучателем — своим вышестоящим организациям (ст. 133 Устава железных дорог, ст.ст.

160, 163 Устава автомобильного транспорта, ст.380 Кодекса торгового мореплавания).

Специальные нормативно-правовые акты, регулирующие перевозку на отдельных видах

транспорта, определяют начало течения претензионных сроков, а также лицо, имеющее право

предъявлять претензию к перевозчику и порядок предъявления претензий.

Так, право на предъявление претензий и исков к железнодорожному перевозчику имеют:

в случае утраты груза — отправитель (при условии предъявления грузовой квитанции и

документов, подтверждающих количество и стоимость груза) и получатель (при условии

предъявления грузовой квитанции с отметкой станции о неприбытии груза и документов,

свидетельствующих о количестве и стоимости груза);

в случае недостачи, порчи или повреждения груза — получатель (в случае представления

накладной, коммерческого акта и документа, свидетельствующего о количестве и стоимости

груза); в случае просрочки в доставке груза — получатель (при условии представления накладной)

(ст. 130 Устава железных дорог). Так, в случае просрочки доставки груза право на предъявление к

железной дороге претензий и исков имеет указанный в накладной получатель груза.

Президиум Высшего арбитражного суда Украины, рассмотрев протест Генеральной

прокуратуры Украины на постановление судебной коллегии Высшего арбитражного суда

Украины по пересмотру решений, определений, постановлений по делу по иску закрытого

акционерного общества (далее — Истец) о взыскании с железной дороги (далее —

Ответчик) штрафа за нарушение срока доставки груза, установил следующее:

Истец обратился в арбитражный суд области с иском о взыскании с Ответчика

штрафа за просрочку доставки груза. Решением арбитражного суда области иск был

удовлетворен в связи с доказанностью факта нарушения

Постановлением председателя арбитражного суда области решение оставлено в силе

по тому же мотиву. Судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины также не

нашла оснований для изменения состоявшихся по делу решений.

В своем протесте Генеральная прокуратура Украины просила отменить

состоявшиеся по делу решения и в иске отказать, полагая, что он предъявлен

ненадлежащим. Истцом, поскольку согласно действующему законодательству договор

перевозки является договором между грузоотправителем и перевозчиком в пользу третьего

лица — грузополучателя. Из приобщенных к делу накладных усматривается, что

грузополучателем указан морской порт, поэтому в соответствии с пунктом «в» ст. 130

Устава железных дорог Украины право на предъявление к железной дороге претензий и исков

в связи с нарушением срока доставки грузов имеет грузополучатель, т.е. морской порт, а не

Истец.

Рассмотрев материалы дела и протест Генеральной прокуратуры Украины, президиум

Высшего арбитражного суда Украины пришел к следующим выводам:

Согласно ст. 6 Устава железных дорог Украины термины, приводимые в нем,

употребляются в следующем значении: грузоотправитель (отправитель груза, собственник

груза), грузополучатель (получатель груза, собственник груза) — это юридическое или

физическое лицо, указанное в документе на перевозку груза (накладной).

В соответствии со ст. 130 Устава железных дорог Украины в случае просрочки доставки

груза право на предъявление претензии к железной дороге имеет получатель при условии предъяв-

ления накладной.

В данном случае в накладных на перевозку груза получателями значатся как морской

порт, так и Истец, который является собственником груза и имеет накладные, необходимые для

предъявления претензии и иска.

Имеющиеся в деле таможенные декларации также свидетельствуют о том, что

грузополучатель и собственник груза— одно и то же лицо, т.е. Истец.

Исходя из изложенного, президиум Высшего арбитражного суда Украины признал за

Истцом право обращаться к Ответчику с иском о взыскании штрафа за просрочку доставки

груза. Правила перевозки грузов не регламентируют порядок рассмотрения претензий по поводу

просрочки доставки грузов, а в настоящее время противоречат Уставу железных дорог Украины

(ст. 6 Устава).

Факт нарушения срока доставки груза подтвержден материалами дела и Ответчиком не

оспаривался.

В связи с изложенным президиум Высшего арбитражного суда Украины отклонил

протест Генеральной прокуратуры Украины, оставив без изменений состоявшиеся по делу

решение и постановления.

Согласно ч.2 ст.925 ГК иск к перевозчику может быть предъявлен отправителем груза

или его получателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить

претензию или неполучения от перевозчика ответа в месячный срок.

Это правило детализировано в транспортных кодексах и уставах. В частности, ст. 136

Устава железных дорог предусматривает, что иски к железным дорогам могут быть

предъявлены только в случае полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить

претензию, либо в случае неполучения от железной дороги ответа в установленный срок —

двухмесячный срок со дня получения ответа железной дороги или со дня окончания срока,

установленного для ответа.

К требованиям, вытекающим из договора перевози груза, применяется исковая

давность в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными кодексами

(уставами) (ч.З ст.925 ГК).

Исковая давность, порядок предъявления исков по спорам, связанным с перевозками в

заграничном сообщении, устанавливаются международными договорами Украины,

транспортными кодексами (уставами).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.012 с.)