Цели и методы гос-ного регулирования экономики (ГРЭ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и методы гос-ного регулирования экономики (ГРЭ)



1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь многогранен и требует таких капитальных вложений, с которыми «справиться» не могут отдельные, даже самые крупные, предприятия. Контроль политический, финансовый, экономический и социальный над ходом НТП имеет для страны стратегическое значение. Кроме того, существует целый ряд произ­водств, которые частному бизнесу просто доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т.д.) 2. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее собственным порождением. Они лишают экономику ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антитрестовским законодатель­ством и антимонопольным регулированием.3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим социальным и экономическим взрывам. Только госу­дарство может через свои механизмы — политические, экономи­ческие, законодательные — стабилизировать равновесие или способствовать восстановлению равновесия.4. Государство только тогда может эффективно вести политикувнутреннюю и внешнюю, когда способно заставить к себе прислушаться, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью, а точнеесобственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики1. Следовательно, у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.

5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты — негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных произ­водствах (атомном, подземном, горячем и т.д.). В целом возникает опасность экологической катастрофы, так как предприниматели неохотно финансируют экологически чистые производства, не добавляющие к их прибыли ничего, кроме расходов. Государство, и только оно, может встать на защиту экологического здоровья страны.6. Государство сильно своей социальной политикой так же, как и экономикой. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспре­деление материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т. д.Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:• обеспечением определенности и целостности территориального пространства хозяйствования;• наличием естественных монополий;• ограниченностью определенных ресурсов;• так называемыми «внешними экстерналиями» (побочными эффектами роста производства);• созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;• обеспечением достоверности информации;• обеспечением баланса экономических интересов субъектов;• возрастанием роли институциональной среды.В экономической литературе существует еще много аргументов в пользу государственного" вмешательства в экономику. Пристальное внимание этой проблеме уделили Дж. М. Кейнс, Э. Хансен, П. Саму-эльсон, А. Пезенти, К. Эклунд и др. Этими же вопросами занимались советские и российские экономисты: М. С. Драгилев, Н. А. Цаголов, С. М. Меньшиков, В. В. Куликов, Л. И. Абалкин, В. В. Радаев и др.В сознании российских властных структур — явных монета­ристов — в 1995 г. произошел определенный сдвиг в пользу более активной роли государства в переходный к рыночной системе период. Правда, для этого сдвига потребовался полный развал экономики страны и низведение роли государства до положения нищенствующей старухи, протягивающей руку за подаянием к собственным детям. Цена такого сдвига в сознании оказалась слишком высокой.Какие же цели ставит перед собой государство в политике регули­рования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономи­ческого равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это — глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:1) поддержание сбалансированного общественного производства;2) стимулирование роста производства;3) обеспечение полной занятости;4) повышение эффективности общественного производства;5) справедливое распределение дохода;6) стабильность цен, а следовательно, недопущение инфляции;7) сохранение природной и окружающей среды и т. д.Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Напри­мер, стимулирование роста производства и повышение его эффектив­ности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возни­кать конфликты. К примеру, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут-то и возникает еще одна цель государственного регулирования — нивели­рование противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.Как уже говорилось, государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, т.е. государство должно иметь возможность в случае необходимости «нажать». А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются: государственный бюджет, государственная собственность, законодательное творчество, информация, внешняя торговля, силовые структуры и т. д.И наконец государство, вырабатывает определенные методы регулирования. В зарубежной экономической практике сложились следующие методы государственного регулирования: управление госу­дарственной собственностью, государственное потребление, соци­альные программы, бюджетная политика, налогообложение и т. д.Указанные методы регулирования конкретизируются в следую­щих функциях государства:• обеспечение правовой базы и ее совершенствование, способ­ствующее эффективному функционированию рыночной системы;• защита конкуренции и ее стимулирования. Разработка «правил игры» для всех субъектов рынка и их соблюдение всеми;• обеспечение социальной стабильности распределением и перераспределением доходов;• обеспечение стабильности в экономике регулированием заня­тости, инфляции, колебаний рыночной конъюнктуры, а в целом — экономического роста;• совершенствование структуры национальной экономики и т. д. Все они в целом укладываются в рамки трех обобщающих функций государства: корректирующей, стабилизационной, распреде­лительной (регулирование распределения и перераспределения).

19.Функции гос-ва в процессе регулирования экономики. Эта функция государства самая широкая, интенсивная и проявля­ется в разных областях и сферах экономики. Прежде всего там, где особенно слабо работают рыночные механизмы, не увязывают и не корректируют взаимные интересы. Государство здесь исходит из соблюдения и гарантий имущественных прав и прав человека, обеспечивая в первую очередь социальную и экономическую свободу граждан.Особо нужно отметить корректирующую функцию государства в бурно развивающихся международных экономических отношениях. В последние 30-^-40 лет мировая торговля, научно-техническое сотрудничество... развиваются значительно быстрее, чем сам процесс производства. От интенсивного развития международных экономи­ческих отношений приходится иногда защищаться таможенными барьерами, поддерживать баланс во внешнеторговом обороте, особенно поддерживать курс национальной валюты и защищать ее от экспансии других валют. Эти проблемы тесно связаны с поддержанием «домашнего», внутреннего, курса валюты — главного гаранта нормального экономического развития.Рыночные механизмы не работают там, где им не гарантируется прибыль. Капитал туда не идет. Это касается так называемых общественных благ, если хотите, товаров. Их достаточно много: фундаментальные научные исследования, искусство, литература, культура в целом, народное образование на всех уровнях, оборона, управление, дороги. Все эти блага служат всем и каждому. Кроме того, их производство не зависит от благосостояния отдельных граждан, от количества потребителей благ. Например, через реку надо строить мост независимо от того, сколько людей воспользуется им. Надо содержать суды независимо от количества рассматриваемых ими дел. Чтобы скорректировать вклад тех или иных граждан в производство названных общественных благ, государство берет на себя расходы по производству этих благ, а с граждан взимает налоги независимо от того, воспользуются ли они когда-нибудь данными общественными товарами. Не должно обязательно совпадатьпотребление общественного блага индивидом с его налоговым вкладом в госбюджет. Корректирующая функция государства теснейшим образом связана с его фискальной политикой, направленной на формирование государственного бюджета.

20. Понятие гос-ного бюджета и его структура. Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточи­ваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходовании. Госбюджет выполняет много функций, однако важнейших три: распределительная, контрольная и регулирующая. Именно через эти функции в совокупности государственный бюджет и становится регулирующим экономику рычагом в руках государства.При формировании бюджета необходимо исходить из четырех принципов, подсказанных историческим развитием национальных хозяйств:• принцип единства - все доходы и расходы государства должны быть сосредоточены только в его бюджете;• принцип полноты - каждая статья госбюджета должна учиты­вать как источники доходов, так и направления расходов;• принцип объективности и реальности - государство обязано реально и правдиво отражать свои доходы и расходы;

• принцип гласности - население должно знать всю информацию об основных статьях государственного бюджета (о доходах и расхо­дах). Государственный бюджет имеет стандартное построение везде. В разных странах госбюджеты отличаются лишь структурой доходов и расходов. Например, в доходной части госбюджета США налоги с физических лиц занимают до 60%, а в России — до 12%. В расхо­дной части госбюджета Швеции первую строчку занимают затраты на осуществление социальной политики, а в России — затраты на хозяйственные нужды. Так, в структуре госбюджета можно увидеть приоритетные направления государственной политики в целом и государственного регулирования.Структура госбюджета состоит из двух больших разделов: доходов и расходов, сведенных в обыкновенный баланс (платежный счет). Доходы госбюджета обеспечивают:

1) налоги на физических и юридических лиц (о налогах см. подробнее в гл. XXV), акцизы, гербовый сбор, фискальные и про­текционистские таможенные сборы;2) доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;3) поступления во внебюджетные или в целевые фонды — для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономи­ческих проблем. Это фонды: пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог, переподготовки рабочей силы и т. д. Таких фондов может быть очень много. Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы странына:

1) государственное управление; 2)оборону;

3) социально-экономические цели;4) хозяйственную деятельность государства;5) внешнеэкономическую деятельность.

Конечно, каждая строка указанных расходов, в свою очередь, расшифровывается более подробно. Например, третья строка — расходы на социально-экономические цели — включает в себя затраты государства на здравоохранение, образование, пособия, субсидии, субвенции и т. д.

Безусловно, как доходная, так и расходная части представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. В то же время госу­дарственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И сбор налогов, и государственные расходы объединяются в так называемую дискреционную фискальную политику. Дискреционная фискальная политикаэто политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д. Хорошим примером, иллюстрирующим дискреционную фискальную политику, служит анализ знаменитого «кейнсианского креста» (гл. XXVII, § 3), где особенно четко показано влияние государст­венных расходов на формирование совокупного спроса с целью достижения макроэкономического равновесия.Таким образом, фискальная политика государства означает формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств — с другой. Имеется в виду, что фискальная политика есть и политика налогообложения, и политика расходования собранных средств. Сама же корректи­рующая функция государства проявляется и в первом и во втором случаях.Налогообложение надо рассматривать главным образом с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под последним понимается минимизация затрат, связанных с перераспределением ВНП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше несет государство расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.Прогрессивность налоговой системы определяется тем, в какой степени сокращается неравенство распределения доходов после выплаты налогов. (Не путать с собственно прогрессивной системой налогообложения.) А еще прогрессивность налогообложения зависит оттого, что облагается налогом: доход или потребление. Или в каком сочетании эти два подхода реализуются. Дело в том, что, облагая налогом доход, государство в действительности облагает вклад производителя в «общий пирог». Облагая же потребление, — кусок от того пирога, который достается потребителю. Здесь явно нару­шается принцип справедливости, а в целом — прогрессивности. Например, налог на потребление (чаще всего это акцизы и другие формы косвенного налогообложения) богатых делает богаче, а бедныхбеднее. Так, у нас в России акцизы в цене на водку составляют 84%, а на шампанское и коньяк — 47 и 55%; в цене сигарет низших классов — 50%, а высших — 14%; на ювелирные изделия — 30%, в том числе бриллианты — 10%, а на меха, которые в Сибири далеко не роскошь, — 30%. Следовательно, богатые получают определенную фору, а бедные эту фору оплачивают. Таких проблем в системе налогообложения много. Дело высшей государст­венной важности — сводить их на нет по мере возможности, развивать и совершенствовать систему налогообложения. В этом и проявляется корректирующая функция государства.

48. Экстенсивный и интенсивный экономич. рост. Нарастить произ-во можно 2 путями: увеиличение затрат факторов прои-ва, улучшение технологий. Экстенсивный э.р. –заключается в увеличении факторов произ-ва (рост капиталовложений, число работников, расширение сырья. и т.д). Интенсивный э.р. представляет собой рост произ-ва за счет более эффективного использ. факторов.(совершенствование техники и технологии,квалифицированные работники, улучшение организации произ-ва и т.д) Америка- 75%инт.,25%экст.Россия-54%-46%

49. Показатели экономического роста. Важнейший показатель – производительность общественного труда (причем труда живого) Измеряется производительность труда отношением выпуска продукции в масштабах страны-нац. дохода к затратам живого труда Y/L. Производи-сть труда наиболее концентрированно характеризует экоромич. рост. Факторы эконом. р. отношение капитала к затратам труда (в нем отражаются технич. Прогресс, концентрация и централизация капитала); Наличия природных ресурсов и их кач-ва; Наличие трудовых ресурсов и их кач-ва; Технолигии!бла бла Их новизна, возможности и внедряемость.

50. Сущность и основные черты мирового хоз-ва. Мировое хоз-во представляет собой внутренне противоречивое единство национальных экономик мирового сообщества. Одна из центральных черт – существование разных форм собственности. Основным законом развития всемирного хо-за явл. – интернационализация производительных сил (обмен средствами произ-ва и технологич. знаниями, постоянное перемещение финансовых ресурсов, формиров. материальн., информационной инфраструкт., перемещение и сотрудничество людей в целом).Интенсивность и широта эконом. связей между отдельными странами всемирного хоз-ва зависят от степени разделения труда в пределах нац. Рынка; роль природных ресурсов; важен характер внутреннего рынка(население, уровень доходов). Мировое хоз-во состоит из важнейших компонентов 1.миров. трансп. систем 2.СМИ 3. единая система коммерческой, научно-технич.,метеорологической инфо. Типа все это прогрессирует.. итог: Степень развития мировой инфраструкт. какбэ намекае на степень развит. всемир. Хоз-ва.

51. Объективная обусловленность междунар. экономич. интеграции. Междунар. Эконом. интеграц. одна из главных форм проявлен. мирохозяйственных связей. Экономич. интеграция порождается интернационализацией хоз. деятель более высоким уровнем производит. сил, обобществление произ-ва. Много районов экономич. интеграции например ЕЭС(европейское сообщест) Движущие факторы интеграц. В Европе: Экономич.:1потребность развития производит. сил,перерастающих национ. рамки.2.быстрый рост междунар. разделен. труда.3.рост взоимозависимости нац. хозяйств. 4.сближение нац-эконом и политич структур. Политические:1. Соц. напряженность,массовая безработица

56. Особая роль Российского гос-ва в переходный период. По причинам экономич, социальн,национальн, географич,природно-климатич порядка и гигантских размеров России, сами по себе определяют большую роль гос-ва. Роль: 1.разработка и утверждение «правил игры» для предприятий и населен на рынке;должен быть принцип «что не запрещено, то разрешено».2.соблюдение «договора об общественном согласии» тем самым обеспечивая обществу-стабильность,политике-предсказуемость, правительству-ответственность. 3. Определение приоритетов макроэконом развития, определ национ-хозяйств пропорций и т.д. 4. Реализация соц программ, организац соц защиты, уделить внимание перераспределению доходов и богатства. 5.Корректировка распределен ресурсов с целью изменить структуру нац продукта; создать благоприят условия для сельского хоз-ва. 6. Контроль за уровнем занятости и недопущений ее уменьшения. 7. Важнейшая задача – борьба против инфляции, понижение ее темпов. 8. Стимулирование науч-исследовательских разработок. 9. Регулирование капитальных вложений в экономику, с целью соввершенствования структуры производимого.

57. Содержание приватизации и разгосударствления. Приватизация представляет особую систему экономических отношений,

возникающих в связи с изменением формы собственности на средства

производства: с «государственной» на «частную». Диалектикаприватизации и разгосударствления заключается в том,что приватизация является разгосударствлением собственности. Приватизация обусловлена не только переходом страны в целомот «административно-командной» системы к «социально рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек. Приватизация выполняет две функции: 1. Она должна статьэлементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований 2. Стать инструментом государств регулирования долговременногохарактера. Цели: 1. формирование слоя мелких и средних собственников;2. сокращение доли имущества, находящегося в госуд и муницип собственности;3.перераспределение экономических основ власти.4. достижен соц справедливости. Основ критериями выбора способа приватиз являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов соц справедливости и приоритета трудового коллектива. 58. Развитие отношений собственности в переходной экономике России. Системные преобразования в России начались в конце 80-х годов.. В процессе перехода от командно-административной (социалистической, плановой, централизованно планируемой) системы хозяйства к экономике, основан на рыноч принципах, трансформации отношений собственности отводится особое место, поскольку собственность, в кач-ве фундаментального отношения экономич системы, обуславливает особенности эволюции этой системы, то есть переход к иным условиям хозяйствования всегда сопровождается изменением прав собственности. Происходит формиров комплекса реальных отношений собственности при одновременном изменении и уточнении законодательной базы. Стержнем реформы явл процесс приватизации. 59. Причины криминализации российской эконом в переход период. Командно-административная система управл привела к разбалансированности экономики, бесхозяйственности, ослаблению контроля за мерой труда и потребления. Одним из наиболее негативных последствий этого процесса явился широко развитый дефицит, как следствие - создание подпольного рынка товаров и услуг, выгодных дельцам и организаторам подпольного бизнеса. – Это и послужило причиной развития криминализации. Уровень преступности в СССР в 1960-1990 гг. был в 5-8 р ниже, чем в развитых зарубеж странах, но тенденции были те же. Волна преступности захлестнула страну в конце 80-х - начале 90-х годов, пик - 1992-1993 гг. Непродуманная либерализация экономики и приватизация собственности привели к: 1. сокращению рабочих мест, отсюда формированию новых слоев населения с высоким криминогенным потенциалом;2. стиранию граней между преступным посягательством на гос собственность и предпринимательской инициативой;3.не всегда законному накоплению капитала.

60.Проблемы вступления России во всемирную торговую организацию. Проблема заключается в том, что у участников процесса изначально разные стартовые условия. И стихийные процессы приводят к тому, что интеграция идет на разных ярусах. Участие страны в междунар торговле услугами, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций, следует признать чисто символическим. Ее вес как экспортера услуг составляет 0,7%, как импортера – около 0,9%. 1.В России высокая степерь рисков в стаховом секторе в отличии от др стран. Огромная проблема возникает в сфере интеллект собственности. 2.Состояние большинства высокотехнологичных отраслей гражданского назначения в России характеризуется стагнацией, обусловленной длительным переходным кризисом, и сокращ спроса со стороны гос-ва и потребительского рынка. 3. в России происходит массовое нарушение авторских прав зарубежных производителей программного обеспечения, пиратство в области аудио и видео продукц.4. Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило ее слабость на его передовых направлениях – в связи и в информатике.5. Осложнил вступление сейчас и финансовю кризис.Вступление постоянно откладывается.

37. Социальные и экономич последствия инфляции. 1. Производители дезорентированы безудержным ростом цен, нет перспектив, новое произ-во никто не открывает. 2. иключено получение долгосрочных кредитов, отсутствуют капиталовложения. 3. Личные сбережения граждан обесцениваются. 4. Реальные доходы населения падают. 5. Налоги единственный источник доходов гос-ва, поэтому постоянно растут. 6. Быстро идет соц расслоение, большая часть начелен нищает, меньшая стремительно обогащается. 7. Дебиторская задолженность, неплатежи работают в пользу должников. 8. В итоге разрушается система регулирования рыноч экономики. Выигрывают от инфляции только собственники общественных факторой произ-ва.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.027 с.)